Трудности и подходы в решении проблемы сознания

Сознание и отражение.

Функции и специфика сознания.

Предпосылки становления сознания.

Структура сознания.

1. Трудности и подходы в решении проблемы сознания.Что такое сознание? Когда появился человек мыслящий, волящий, чувствующий? Всерьез проблемой сознания человечество начинает заниматься с середины 17 века. В это время возникают идеи об объективности природы, о природном происхождении человека, о противоречии природного и социального в человеке, о необходимости материально-природного благополучия человека. В 17 веке возникает новое понимание: человека – центр мироздания, он один на один с природой, он отчужден от мира. Актуальными тогда становятся вопросы о том, как связан человек с миром? Где истоки сознания как формы связи человека с миром? Тогда и возникают различные концепции сознания.

В учебниках изложена расхожая около философская концепция сознания, вещающая очевидные истины: сознание – свойство высокоорганизованной материи; функция человеческого мозга, особая форма отражения действительности; способ регуляции и управления отношениями людей к окружающему миру, к самим себе и другим; сознание возникает только в обществе; оно не только отражает, но и творит мир.

Вопрос о том, как изучать сознание, не так прост. Здесь наметились два подхода:

- анализ «технических» аспектов работы сознания через изучение мозга, поведения, языка человека;

- философский анализ сознания, связанный с историей возникновения смыслов «второй природы», человеческого бытия.

Первый подход исследует, прежде всего, естественно-физиологические предпосылки возникновения сознания.Связь сознания с мозгом человека представляется очевидной. Проблемы возникают, когда ученые пытаются раскрыть характер этой связи. В XIX веке сформировалась позиция «вульгарного материализма», утверждающая, что сознание – это нечто материальное. Группа ученых в составе зоолога Карла Фогта (1817–1895), физиолога Якоба Молешотта (1820–1893) и медика Людвига Бюхнера (1822–1899), выступая против идеалистической разработки вопросов сознания, полагали, что мысль не менее материальна, чем материален сам физиологический процесс. В своих «Физиологических письмах» К.Фогт утверждал, что «мысль находится в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени или моча к почкам».

В действительности же сознание – это мир идеальных образов, принципиально отличающихся от своего материального носителя – мозга человека. В коре головного мозга хирург или физиолог не находит мыслей, а находит лишь мозговое вещество.

Физиология установила, что мозг человека представляет собой очень сложно организованную и саморегулирующуюся систему. Кора головного мозга состоит из миллиардов нервных клеток, образующих невероятно сложную сеть с огромным множеством связей, которые в свою очередь уходят по нервным волокнам к нервным окончаниям органов чувств.

Каждый человек в течение дня получает через свои органы чувств множество различных ощущений, но сам акт превращения их в феномен сознания во многом неясен и по сей день.

В ХХ веке было раскрыто немало тайн человеческого мозга. Установлено, что мозг дифференцирован на различные области, обладающие функциональным своеобразием: зрение, например, связано с затылочными долями полушарий мозга, слух – с височными, а интеллектуальная деятельность – с лобными долями. Выяснена и различная роль самих полушарий мозга в структуре человеческой психики. Левое полушарие связано с абстрактно–логическим мышлением. Оно «ведает» речью, логикой, счетом. Правое полушарие воспринимает мир на языке образов, ассоциаций, эмоций.

Известно, что у каждого человека одно полушарие развито более, чем другое. Поэтому различают психотипы право– и левополушарников. «Правые» воспринимают мир сначала на эмоциональном уровне – в гармонии красок, звуков, запахов, – а уж потом осмысливают его. У «левых» же абстрактно-логическое мышление явно преобладает над чувственным.

По вопросу о соотношении деятельности сознания и функционирования мозга академик Бехтерева высказала следующее мнение: «Мы можем с помощью специальных электродов для записи биоэлектрических импульсов регистрировать практически любые изменения состояния мозга в точно определенных любых зонах мозга. Но нейродинамические состояния мозга не могут быть адекватно соотнесены с параллельным процессом мышления». Таким образом, мышление и сознание не являются функцией мозга; мыслит не мозг, а человек при помощи мозга. Причём не абстрактный индивид, а полноценный человек, включенный в широкую систему общественных отношений.

Язык – это специфически человеческий способ бытия сознания. Он служит для фиксирования, воспроизведения, передачи и приема мыслей. Ни одна мысль не может быть понята, осознана, не будучи выраженной словами. Именно через язык наши мысли становятся доступными для других людей. Сознание, таким образом, существует в материальной оболочке языка.

Но, во-первых, сам язык мог возникнуть только в обществе, т.е. он социально обусловлен. А, во-вторых, по вопросу о соотношении языка и сознания лингвисты, математики, нейрофизиологи пришли к выводам, что язык и мышление возникают не одновременно. Анализ языка как знаково-символической системы показал, что в самом естественном языке существуют две как бы наложенные системы: предметный язык и встроенные смыслы. Последние – это общий для всех языков, исходный материал сознании. Из-за него смоделировать язык, формализовать его до конца невозможно.

В 20 веке были предприняты многочисленные попытки создать «искусственный интеллект». Вот мнение математика Е.А. Либермана: «Еще с 30-ых годов ведется работа по математическому описанию системы нейронных связей. Основа этих работ - понимание мозга как универсального вычислителя. Дальнейшая работа в этом направлении бесперспективна, ибо мозг – не вычислитель».

Многие современные исследователи считают, что мысль является высшим проявлением психической энергии. Акцентируя внимание на естественно-физиологических предпосылках функционирования сознания, многие ученые сегодня говорят о материальности самой мысли. Мысль трактуется как всепроникающая энергия, не знающая препятствий в своем распространении, что, якобы, доказывается многочисленными телепатическими опытами. Известный русский учёный, врач-психиатр, академик В.М. Бехтерев в 20-е годы XX века провел целый ряд экспериментов по направленной передаче мыслей на расстоянии сначала на животных, а затем на людях. Индийский биолог Дж. Боше изучал воздействие человеческой мысли на жизнедеятельность растений. В середине века многие западные ученые также изучали возможность телепатической передачи мысли. Однако все эти факты доказывают возможность мысленного воздействия на живые существа, в том числе и на человека, но не материальность самой мысли.

Из всего вышесказанного следует, что знание естественно-физиологических основ сознания не является достаточным для объяснения его сущности. Вне общества сознание сформироваться не может. Науке известны случаи проживания детей раннего возраста в том или ином сообществе животных, т.е. их «воспитания» вне социальной среды. Наблюдения за ними после их возвращения к людям показали, что речь, мышление, другие человеческие способности оказались недоступными человеку, выросшему вне социальной среды.

Основной вывод, сделанный учеными различных дисциплин, состоит в том, что сознание не дано человеку природой и не производится им самостоятельно. Оно появляется в смысловом поле человечества и совместной деятельности людей. Нельзя объяснить природу сознания, не вскрыв его общественно–исторической сущности, а это уже философские вопросы.

2. Сознание и отражение.Чтобы понять, что такое сознание, необходимо рассмотреть его как способ отражения действительности, формирующийся в процессе биологической эволюции. Тогда вопрос о происхождении сознания может быть представлен в следующем виде: необходимо найти такое атрибутивное свойство материи, которое могло бы выступить общим фундаментом и для ощущения, и для психики и, наконец, для сознания. Тогда можно предположить, что материя, развертывая свои сущностные возможности, с необходимостью на определенном этапе порождает сознание. В этом случае происхождение сознания будет согласовано с принципами материалистического монизма и универсальности взаимодействия. Такое атрибутивное свойство материи существует - это свойство отражения.

Отражение – способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений в процессе их взаимодействия.

В развитии свойства отражения можно выделять ступени, которые соответствуют уровням организации материи:

- отражение в неорганической природе (механическая, физическая, химическая формы);

- отражение в живой природе;

- социальное отражение.

Простейшие формы отражения в неживой природе (вода точит камень, отражение дерева в воде) являются не информационными. Информационное отражение возникает в живой природе и обществе. Оно появляется тогда, когда следы, отпечатки воздействия одних систем на другие используются в деятельности последних для их активной ориентации; когда результаты воздействия предметов внешней среды на отражающую систему используются ею в качестве ориентиров, несущих информацию о среде. Например, движение растения за солнцем говорит об активном отношении растения к предметам внешнего мира. Таким образом, информационное отражение обладает такими свойствами как избирательность и опережающий характер (как бы настроенность отражающей системы на получение определенных результатов взаимодействия).

В живой природе формами отражения выступают:

1) раздражимость - простейшие реакции на действие раздражителя у растений и простейших живых организмов. Так, если изменить солевой состав среды в части бассейна (например, капнуть туда крепкий солевой раствор), то амеба пытается покинуть это место. Можно предположить, что у организмов, лишенных нервной системы (растений и низших животных) нет ни ощущений, ни каких-либо других переживаний. Но в результате длительного естественного отбора реакции на внешние воздействия у организмов все более совершенствовались. Чтобы использовать результат взаимодействия как информацию, сигнал должен был быть преобразован по характеристикам и свойствам, и для этого формируется особая нервная ткань.

2) чувствительность, возбудимость нервных тканей у животных. Ощущение на этом уровне – не просто реагирование на непосредственно значимые факторы, а сигнализация о них, что увеличивает роль внутренней готовности организма на ответ-реакцию. Нейрофизиологическое отражение на этом уровне вызывает очень сложные схемы поведения, формирующие «видовой опыт» животных. Животное не пассивно, оно выстраивает свои схемы поведения на основе накопленного биологического опыта. Здесь существует такая закономерность: чем выше в эволюции живое существо, тем больше опосредуется внешнее воздействие внутренним состоянием организма.

3)психическое отражение, на котором основывается ориентировочная деятельность животных. С помощью психики они анализируют данную ситуацию для реализации непосредственных потребностей организма. Внешнее воздействие дополняется внутренней активностью, возникают психические образы как схемы будущего поведения. Элементы психической деятельности имеются уже у высших, особенно стадных, животных, использующих звуковую сигнализацию и жесты для обмена информацией.

В развитии отражения на этом уровне происходит скачок: возникает специальный аппарат регулирования и управления следами отражения – нервная система и психика(ощущения, восприятия, представления, чувства, память и т.д.). Спецификой психических переживаний животных является их субъективность: объективные процессы в нервной системе находят свои субъективные проявления. Субъективность психики заключается еще и в том, что отражение внешних явлений сопровождается определенным отношением животного к ним (таковы побудительные состояния (чувства), которые или влекут к полезным объектам, или отталкивают от вредных). У низших животных такие состояния сводятся к удовольствию или боли, у высокоорганизованных – к многообразным эмоциям и потребностям.

Значение психики (переживаний) для самоуправления живых систем исключительно велико. Переработанная нервной системой и ее центром - мозгом, информация, поступающая от воспринимающих нервных окончаний, позволяет более точно, чем у лишенных нервной системы существ, выбрать наиболее эффективный образ действий. А чувства побуждают животное проявлять такую энергию для реализации этого образа действий, на какую не способен лишенный переживаний организм.

В ходе биологической эволюции усложняется видовое поведение животных, усложняется и совершенствуется нервная система: в мозгу возникают новые структуры, обеспечивающие выполнение все более сложных программ деятельности. А в процессе накопления индивидуального опыта у животного вырабатываются новые программы действий, частично сохраняемые в его памяти. В результате поведение животного не просто становится ответом на внешние воздействия, но и все более определяется внутренними программами. Одной из особенностей живых организмов является их способность к опережающему отражению, то есть они могут не только отражать настоящее и сохранять в памяти прошлое, но и забегать в будущее. Нам хорошо известны примеры, как живые существа предчувствуют изменение погоды или приближение стихийных бедствий и катастроф. Чем более организован вид, тем выше удельный вес форм поведения, вырабатываемых в индивидуальной жизни животного, тем большее значение имеет психика как регулятор его поведения. Как следствие, возрастает значение головного мозга - органа, управляющего ненаследованными формами поведения.

Высокоорганизованное животное способно даже отразить некоторые необходимые связи действительности и использовать их в своем целенаправленном поведении. Всемирно известный физиолог И.П. Павлов (1849–1936) по поводу случая, когда обезьяна, чтобы достать висящий у потолка плод, построила из валявшихся на полу ящиков вышку (хотя никогда не видела раньше, как кто-нибудь сооружает подобное) писал: «...когда обезьяна строит свою вышку, чтобы достать плод, то это «условным рефлексом» назвать нельзя... Это – другой случай... Это есть начало образования знания, улавливание постоянной связи между вещами…».

Но человеческое сознание появляется не просто как продолжение и усложнение психической деятельности животных, а вследствие глубоких принципиальных изменений в жизнедеятельности далеких предков человека. Сознание как отражение должно быть интерпретировано таким образом, чтобы стало очевидным его отличие от предыдущих форм отражения.

На социальном уровне сознание выступает как отражение идеального. Сознание представлено высшими формами психической деятельности людей и формами и уровнями общественного сознания.

Обычно сознание определяют как внутренний мир человека, его представления, чувства, идеи, настроения. Содержанием сознания выступает информация об окружающем мире и обо мне самом, знания, а также оперирование ими, преобразование и творчество. Сознание в этой связи предстает как особая субъективная реальность, отличающаяся от реальности объективной, его можно рассматривать как субъективный образ объективной реальности.

Понятно, что образ вещи в сознании и реальная вещь – это не одно и то же. Образ вещи в сознании – это, по сути, информация, которая, в свою очередь, выступает как набор данных, материал для подготовки будущего действия. Использование информации, или ее раскодирование, как раз и предполагает перевод ее в соответствующее действие. Раскодирование – это понимание, а понимание – это правильное действие с данным предметом, но не реальное, а потенциальное, возможное. Например, образ стола, стула или автомобиля предполагает умение обращаться с ними соответствующим образом. Получается, что любой предмет является материальным предметом и одновременно «сгустком» информации по его использованию, информационным кодом. Материальным он является «сам по себе», а информацией - по отношению ко мне, моей деятельности.

Таким образом, мы вышли на понятие «идеального», которое в философии используется для объяснения специфики сознания. Идеальных образов как таковых нет ни в природе, ни в человеке как биологическом существе, они являются внешними и по отношению к природе, и по отношению к телесной организации человека. Форма автомобиля не заложена изначально ни в металле, из которого его делают, ни в мозге конструктора. Нервно-мозговые структуры коры головного мозга и материальные предметы и языковые структуры, создаваемые людьми, выступают лишь материальными предпосылками существования идеального.

Об идеальном можно сказать, что его нет в реальности, и вместе с тем, что оно есть: идеальное не существует как реальная вещь, но оно существует на реальной вещи как способность человека действовать с ней. Идеальное – это схемы деятельности, смыслы-функции, «запечатленные», «опредмеченные» в продуктах человеческой деятельности. Другими словами, идеальное – это общественно определенная форма вещи, но находящаяся вне вещи, в виде схемы активной человеческой деятельности (Э.В. Ильенков).

Эти схемы возникают и закрепляются в деятельности человека, создающего предметы для других людей. Сталкиваясь с человеческими предметами, формирующееся сознание «снимает» эти смыслы-функции, схемы деятельности, перерабатывает их в субъективную реальность человеческого сознания. Сознание – это отражение идеального в предметах. Именно поэтому сознание не формируется вне общества, ибо для его формирования требуется включение человеческого индивида в смысловое поле человечества в целом. Это включение осуществляется через общение человека с человеческими предметами на первом этапе, а позднее, через усвоение любых форм человеческой активности.

Российский философ Э.В. Ильенков (20 век)[20] попытался объяснить феномен идеального вообще и сознания как формы идеального отражения действительности, механизм их возникновения и функционирования.

Он подчеркивал, что сознание – это не индивидуально- психологический феномен, его надо понимать как общественно-историческое явление. Это значит, что сознание рождается не как результат пассивного созерцания отдельного человека, а как результат и форма активной преобразовательной деятельности многих поколений. Сознание выступает моментом функционирования социальной системы.

Сознание – это специфическая форма отражения действительности в рамках социальных систем, связанная с производством идеального.

Уже в конце 19 века (Гегель, Маркс) оформилась мысль о том, что сознание возникает тогда, когда уже «наработаны» сверхчеловеческие нематериальные образования. У Гегеля это была Абсолютная Идея. Бытие как бы «нагружено» неявной духовностью, которая не стала еще феноменом сознания. В реальной жизни коллективные пласты духовности формируются без участия индивидуальных сознаний в их осознании. Все люди повторяют в своем мышлении эти спонтанно сложившиеся формы коллективной духовности.

Что же это за коллективные формы духовности, которые отражаются в каждом индивидуальном сознании, выступая основой для его формирования? Это, по мнению, Э.В. Ильенкова, и есть «идеальное»:

1. Идеальное – момент объективной реальности и есть в любом предмете очеловеченного мира, т.н. «второй» природы.

2. Формы бытия идеального: в предметах и орудиях труда, в продуктах труда, в формах общения, в знаково-символических системах, в формах общественного и индивидуального сознания, в продуктах духовной культуры.

3. Сознание есть функция идеального, результат отражения идеального человеком, включенным в социально значимые формы деятельности в обществе.

Наши рекомендации