Контрольный тест по темам 1-8
Обвести кружком номер правильного ответа:
1. Первым назвал новый способ мышления “философия”:
а) Гераклит; б) Платон; в) Сократ; г) Пифагор; д) Демокрит.
2. Укажите первоначальное определение философии:
а) Душа культура; б) Учение о мудрости; в) Любовь к мудрости;
г) Форма теоретического мировоззрения; д) Учение о первосущности.
3. Автором следующего афоризма: “Я знаю, что я ничего не знаю, но есть люди, которые не знают и этого”, - является:
а) Платон; б) Демокрит; в) Эпикур; г) Сократ; д) Гегель.
4. Основой всего сущего считал воздух:
а) Фалес; б) Анаксимандр; в) Анаксимен; г) Гераклит; д) Демокрит.
5. Наиболее ярко представлены начала диалектики у:
а) Анаксимандра; б) Гераклита; в) Сократа; г) Платона; д) Аристотеля.
6. Атомистическую концепцию бытия впервые создал:
а) Гераклит; б) Демокрит; в) Эпикур; г) Платон; д) Аристотель.
7. Автором следующего афоризма: “Многознание уму не научает”, является:
а) Фалес; б) Анаксимен; в) Анаксимандр; г) Гераклит; д) Платон.
8. Автором афоризма: “Человек есть мера всех вещей”, - является:
а) Сократ; б) Протагор; в) Эпикур; г) Демокрит; д) Гераклит.
9. Автором положения о том, что человек есть “политическое животное”, наделённое разумом, является:
а) Сократ; б) Платон; в) Аристотель; г) Маркс; д) Фрейд.
10. Основным систематизатором философии в средневековой схоластике выступил:
а) Августин; б) Росцелин; в) Фома Аквинский; г) Оккам; д) Тертулиан.
11. Специфической чертой натурфилософии эпохи Возрождения является:
а) Деизм; б) Атеизм; в) Монизм; г) Пантеизм; д) Дуализм.
12. Автором высказывания “знание – сила” является:
а) Бруно; б) Бэкон; в) Беркли; г) Юм; д) Гегель.
13. Автором высказывания: “Я мыслю, следовательно, я существую”, - является:
а) Бэкон; б) Декарт; в) Спиноза; г) Гоббс; д) Дидро.
14. Создателем учения о множественности субстанций является:
а) Бэкон; б) Спиноза; в) Лейбниц; г) Юм; д) Кант.
15. По Платону, прекрасное – это:
а) совершенство линий и форм;
б) нравственное величие души;
в) разумное построение произведения искусства;
г) то общее, что прекрасные предметы имеют между собой.
16. Для Платона мир нереальный и недействительный – это мир:
а) первоматерии;
б) эйдосов;
в) множества конкретных предметов и вещей;
г) представлений.
17. Основополагающей категорией Аристотель считал:
а) сущность; б) обладание; в) положение; г) время
18. Майевтика – это:
а) ироничное подтрунивание;
б) форма назидания;
в) лёгкая беседа “ни о чём”;
г) общение с собеседником с целью обретения им истины.
19. Основателем этики в западноевропейской философии считается:
а) Фалес; б) Сократ; в) Платон; г) Аристотель.
20. О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил:
а) Хрисипп; б) Сократ; в) Платон; г) Аристотель.
21. В одну и ту же реку нельзя войти дважды”, - говорил:
а) Фалес; б) Анаксимандр; в) Гераклит; г) Левкипп.
22. Наиболее известна и исторически значима в системе Эпикура:
а) гносеология; б) этика; в) онтология; г) физика.
23. “Единое” у Плотина – это:
а) природа; б) Бог-личность; в) инобытие (ничто); г) бытие.
24. Эпикур говорил: “Нет никакой необходимости жить с ....” -
а) горечью; б) необходимостью; в) радостью; г) случайностью.
25. Все тела в мире имеют цель своего движения и развития, которая задана Богом как причиной всех причин, считал:
а) Аристотель; б) Гераклит; в) Зенон; г) Диоген Синопский.
26. В центре внимания основанной Пифагором школы было то, что, по мнению философа, лежит и в основе всего сущего, это:
а) порядок; б) Бог; в) разум; г) число.
27. “Эманация” в неоплатонизме – это:
а) творение бытия Богом;
б) непрерывное излучение Единым из себя всего бытия;
в) световое излучение Единого, которое можно описать в терминах натурфилософии.
г) единовременное истечение Единого в природу
28. Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит:
а) нет Бога выше Аллаха;
б) Бог есть Единое;
в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трёх ипостасях;
г) Бог есть Всё и всё есть Бог.
29. С точки зрения Аврелия Августина, время – это только:
а) прошлое; б) будущее; в) настоящее; г) вечность.
30. В схоластике провозглашалось различие между:
а) верой и разумом; б) наукой и теологией;
в) теологией и философией; г) философией и наукой.
31. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:
а) атомизмом; б) томизмом; в) августинизмом; г) папизмом.
32. По мысли Николая Кузанского, безусловное знание мы постичь:
а) неспособны в принципе;
б) способны полностью;
в) способны непосредственно;
г) способны символически.
33. Философия природы Дж. Бруно – это:
а) деизм; б) креационизм; в) пантеизм; г) дуализм.
34. Понимание Макиавелли соотношения политики морали зачастую определяется другими как:
а) гуманизм; б) объективизм; в) цинизм; г) анархизм.
35. Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело:
а) развитие протестантизма как нового направления мирового христианства;
б) формирование наук, в первую очередь, естественных;
в) становление абсолютной монархии;
г) подъём народного и революционного движения.
36. По убеждению Ф. Бэкона, смысл, призвание и задачи науки – это:
а) развитие человеческого духа и знаний о мире;
б) достижение славы и власти;
в) общественная польза и улучшение жизни людей;
г) окончательное разрешение учёных споров и обретение абсолютной истины.
37. По Ф. Бэкону, эмпирия – это:
а) опыт, опирающийся на эксперимент;
б) изолированное чувственное восприятие;
в) форма, присущая самой вещи;
г) мыслительный образ вещи, отражённый в сознании.
38. Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это:
а) анализ; б) синтез; в) дедукция; г) индукция.
39. Исходя из учения Ф. Бэкона об “идолах” (или “призраках”), очевидность движения Солнца по небосводу вокруг Земли является идолом:
а) рода; б) пещеры; в) рынка; г) театра.
40. Прежде, чем заявить: “Я мыслю, следовательно, существую”, Декарт утверждал:
а) “верую, потому что нелепо”;
б) “во всём должно сомневаться”;
в) “любовь движет солнца и светила”;
г) “знание – сила”.
41. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:
а) делимость; б) протяжённость (распространённость);
в) вечность; г) изменчивость.
42. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:
а) созерцательный анализ;
б) эмпирическую индукцию;
в) рациональную дедукцию;
г) спекулятивный синтез.
43. По Гоббсу, государство – это “великий Левиафан”, началом рождения которого можно считать момент, когда:
а) великий вождь захватывает власть в племени и силой покоряет остальных;
б) старейшины убеждают соплеменников покориться власти одного человека или группы людей;
в) жрецы обманом устанавливают власть богатых и знатных;
г) каждый человек добровольно отрекается от права владеть самим собой.
44. По представлениям Локка, в нашем понимании жёлтый цвет золота, его блеск, твёрдость, вес, ковкость и т.д. относятся к сущности:
а) номинальной; б) реальной;
в) и номинальной, и реальной; г) не относится ни к одной из них.
45. По мнению Локка, свобода человека:
а) абсолютна и никем не контролируема;
б) относительна, зависит от конкретных условий жизни человека;
в) ограничена свободой других людей;
г) ограничена силой государства.
46. Впервые в философии политики Локк в своей работе “Два трактата об управлении государством” предлагает идею:
а) демократического централизма;
б) просвещённой монархии;
в) разделения властей:
г) общественного договора.
47. В основе философской системы Спинозы лежит учение о:
а) методе; б) акциденции; в) субстанции; г) боге.
48. С точки зрения Спинозы:
а) бог и субстанция (природа) – это одно понятие;
б) бог находится вне субстанции, но не является её творцом;
в) бог находится в природе, являясь её творцом;
г) бог находится в природе, являясь её субстанцией.
49. Монады у Лейбница между собой:
а) тождественны; б) различны; в) в чём-то схожи; г) несопоставимы.
50. В философии Джорджа Беркли “быть” означает:
а) существовать независимо от нашего сознания;
б) определяться совокупностью свойств в пределах субстанции;
в) быть воспринимаемым ощущениями;
г) существовать в человеческом представлении.
51. Беркли отрицал существование:
а) материи; б) Бога; в) ощущений; г) сознания.
52. Юм усматривал в деятельности человеческого разума два вида отношений: “отношения идей” и отношения:
а) реальных вещей;
б) представлений;
в) впечатлений;
г) сущностей.
53. Вольтер понимал человека как существо:
а) природное; б) политическое; в) общественное; г) экзистенциальное.
54. Для Вольтера равенство людей – это, прежде всего, равенство:
а) природное; б) имущественное; в) политическое г) сословное.
55. Для Ж.Ж. Руссо равенство людей – это равенство:
а) природное;
б) имущественное;
в) политическое;
г) сословное.
56. Согласно Руссо, посредством общественного договора человек обретает:
а) собственную свободу;
б) неограниченное право;
в) гражданское право;
г) естественное право.
Обвести кружком номер правильного ответа.
57.Автором высказывания: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию», - является
1. Платон 2. Гегель 3. Маркс 4. Энгельс 5. Ленин
58.Автором гносеологического переворота, связанного с переносом внимания с объекта на сам познающий субъект, является
1. Кант 2. Гегель 3. Шопенгауэр 4. Ницше 5. Фейербах
59.Из представителей немецкой классической философии философами-материалистами являются
1. Кант 2. Гегель 3.Фихте 4. Шеллинг 5. Фейербах
60.Создателем и систематизатором диалектики как философского метода познания является
1. Декарт 2. Спиноза 3. Кант 4. Гегель 5. Фейербах
61.На формирование марксистской философии наибольшее влияние оказали труды
1. Канта 2.Фихте 3. Гегеля 4. Фейербаха 5. Спинозы
62.Создателем «философии всеединства» является
1. Чаадаев 2. Герцен 3. Достоевский 4. Соловьев 5. Бердяев
63.Следующие русские религиозные философы начинали свою философскую деятельность как сторонники марксизма
1. Чаадаев 2. Достоевский 3. Толстой 4. Бердяев 5. Леонтьев
64.Автором высказывания: « Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»,- является
1. Сократ 2. Аристотель 3. Кант 4. Гегель 5. Энгельс
65.Автором афоризма: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»,- является
1.Кант 2. Гегель 3. Фейербах 4. Шопенгауэр 5.Ницше
66.Основополагающим принципом всего живого считал « Волю к власти»
1. Гегель 2. Фейербах 3.Шопнгауэр 4. Ницше 5. Ясперс
67.Философы ХХ века Хайдеггер, Ясперс, Камю, Сартр, Марсель представляют:
1. Неопозитивизм 2. Прагматизм 3. Экзистенциализм 4. Неотомизм 5. Философию жизни
68.Автором работы « По ту сторону добра и зла» является
1. Гегель 2. Фейербах 3. Шопенгауэр 4. Ницше 5. Сартр
69.Автором определения свободы как осознанной необходимости является
1.Сократ 2. Платон 3. Фома Аквинский 4.Спиноза 5.Фейербах
70.Общезначимость считал критерием истины
1. Кант 2. Гегель 3. Фейербах 4. Юм 5.Спиноза
71.Учение о воле стало лейтмотивом следующих философов
1. Аристотеля 2.Макиавелли 3. Декарта 4. Шопенгауэра 5. Ницше 6. Фейербаха
72.Автором категорического утверждения: « Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе, » - является
1. Кант 2. Гегель 3. Фейербах 4. Маркс 5. Ленин
73.Родоначальником философии экзистенциализма считается
1. Гегель 2. Кьеркегор 3.Шеллинг 4.Маркс
74.Представителями иррационалистической линии в истории философии были
1.Бэкон 2. Кант 3.Шопенгауэр 4. Гегель 5. Ницше
75.Процедура верификации применяется в:
1. Неопозитивизме 2. Экзистенциализме 3. Неотомизме 4. Философии жизни
76.В творчестве какого русского религиозного философа впервые прозвучала знаменитая фраза: «Если бога нет, то все позволено?»
1. Ф.М.Достоевского 2. Вл. Соловьева 3. Л. Н. Толстого 4. П. А. Флоренского
77.« Критика чистого разума» Канта являлась критикой познания, к которому можно прийти:
1. интуитивно; 2. способом доказательств; 3. на основе чувственного опыта
4. в первичном ощущении.
78.Кант стремился исключить метафизику из области действительного знания, понимая под ней систему доказательств:
1. априорности чувственного опыта; 2. трансцендентных предметов; 3. апостериорности ощущений 4. непознаваемости «вещи в себе»
79.Для гносеологии Канта справедливо утверждение:
1. все наше познание начинается с чувственного опыта 2.познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются нашим разумом 3.познание – это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениям наших органов чувств 4. познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта.
80.По теории Канта, время и пространство:
1. Являются вечными реальными атрибутами субстанции 2. не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту 3. возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира 4. являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей.
81.По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:
1.вещь в себе 2. феномен 3. ноумен 4. интеллектуальный синтез
82. В этике Канта обосновывается нравственный закон, согласно которому человек является
« целью в себе», поскольку:
1. связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости
2. человек – это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения 3. человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей 4. человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе.
83.Другая формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать…»
1. привычной формой твоего поведения 2. принципом инстинкта самосохранения
3. общим «естественным» законом 4. примером для подражания другим.
84.По Канту, знание нравственного закона:
1. является актуальной проблемой этики 2. обусловлено образованием или воспитанием
3. дается в эмпирическом опыте 4. дано каждому доопытно.
85.По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:
1. соответствует действующему закону 2. доставляет личное удовольствие
3. подчинен абстрактному чувству долга 4. связан с гуманными или дружескими чувствами.
86. «Практический разум» Канта связан с «практической» областью жизни человека или, иначе говоря, с областью:
1. научного знания 2. нравственной философии 3. морального поведения 4 правовых взаимоотношений.
87.В этике Канта современники усмотрели
1.основу новой системы права 2. моральное доказательство существования бога
3. истоки нового естествознания 4. основы современной метафизики
88.Гегель считал, что в основе реальности лежит:
1.абсолютная идентичность 2. абсолютное бессознательное 3. абсолютная идея
4. абсолютное божество
89.В «Феноменологии духа» Гегеля познание рассматривается во взаимоотношении познающего и познаваемого как:
1. противоречие 2. превращение одного в другое 3. тождество 4. неустранимое противостояние.
90.Гегель полагал, что развитое общество – это:
1.нравственная реальность 2. общество всеобщего благоденствия
3. царство Божие 4. правовое государство.
91. Фейербах называл способ иллюзорного, мнимого удовлетворения человеком своих потребностей (в тех объективных условиях, когда его активность не приводит к реальным последствиям):
1. политикой 2. философией 3. наукой 4. религией.
92.Центром мировоззрения К.Маркса считается:
1. материалистическое понимание истории 2. категорический императив
3.безосновная воля 4. диалектика абсолютного духа.
93.По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:
1. сознания 2. производительных сил 3. мирового исторического процесса
4. взаимодействие бога и природы.
94.К законам материалистической диалектики не относится закон:
1. единства и борьбы противоположностей 2. тождества материи и сознания
3. перехода количества в качество, и обратно 4. отрицания-отрицания.
95.Гравитацию, магнетизм, стремление животных к самосохранению, половой инстинкт и аффекты людей – все это, по Шопенгауэру, есть проявление:
1. природы 2. бога 3. воли 4. разума.
96.Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе – это:
1. удел радостей и прогресса 2. цепь тревог, разочарований и мучений
3. подобие маятнику – от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот
4. серая и безликая «жизнь насекомых».
97.Согласно Шопенгауэру, человеческая история – это:
1. прогрессивное движение к обществу всеобщего благоденствия
2. неизбежное приближение Страшного Суда 3.бессмысленное сплетение событий
4.непредсказуемая игра случайностей, отражающая внутреннюю закономерность.
98.В своей классификации наук О. Конт ввел название новой теории, которой он надеялся заменить политэкономию, правоведение и этику:
1. менеджмент 2. синергетика 3. социология 4.эпистемология.
99.В области социальных явлений Ницше рассматривал волю к власти как основу:
1.государственного права 2. прав и свобод человека 3. прав сильного
4. права на жизнь.
100.В области этики Ницше выдвинул основной девиз провозглашенной им «переоценки ценностей» :
1. «Человек – это звучит гордо» 2. «Горе слабому!» 3. «Человек человеку – бог»
4. «Будьте кротки как голуби и мудры как змеи».
101.По отношению к себе подобным он снисходителен, сдержан, нежен, горд и дружелюбен. В отношении чужих – хищный зверь. Так Ницше характеризовал:
1. человека 2. сверхчеловека 3. богочеловека 4. человекабога.
102.Согласно М.Хайдеггеру и Ж. П.Сартру, бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность, - это:
1. мышление 2. переживание 3. экзистенция 4. научный факт
103.Согласно экзистенциализму, сущность человека определяется:
1. совокупностью производственных отношений 2. божественным предопределением
3.собственным выбором человека своей цели 4. непостижимой судьбой
104.Согласно психоаналитическому учению З.Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется:
1. мышлением 2. бессознательным 3. разумом 4. рассудком.
105.В психоанализе среди скрытых основ души человека нет инстинкта:
1. агрессии 2. смерти 3. либидо 4. социальности.
106.Согласно психоанализу, культура человечества строится на:
1. стремлении прямо и непосредственно удовлетворить первичные влечения и инстинкты
2. уменьшении чувства вины человека 3. снижении тревожности индивида
4. сублимации первичных комплексов.