Проблема бытия в философии
1. Значение проблемы и места бытия в общефилософской проблематике
2. Фундаментальные проблемы бытия
3. Человеческое измерение бытия
4. Проблемы бытия человека
1. Проблема бытия возникает в философии и в христианстве примерно в одно и тоже время. Исходные проблемы в христианстве начинаются с проблемы бытия. Эта проблема возникла в процессе понимания человеком мира, своего места в нем и самого себя. Таким образом, проблема бытия занимает центральное место в общефилософской проблематике.
С начала возникновения философии перед ней встаёт задача понять мир в целом, найти то общее, что присуще всем сферам, уровнями, предметам бытия. Человек, познавая, оценивая какой-либо предмет или явление делает это в двух направлениях, идя одновременно по пути дифференциации и интеграции.
Во – первых, при этом выявляются те характеристики предметов какого – либо класса, которые присущи каждому из них по отдельности и указывают на неповторимость данного явления, на то, что отличает его от других предметов данного класса.
Во – вторых, человек выделяет те качества и свойства предметов, которые присущи другим предметам, являются общими для всего данного класса предметов, в который входит и определяемый предмет. Сведя воедино оба направления мы получим фундаментальные характеристики бытия: оно есть, существует, наличествует, имеет место быть.
2. Фундаментальные проблемы бытия
а) вопрос о существовании мира.
Логика анализа проблемы бытия разворачивалась в истории философии от вопроса о существования мира «здесь» и «сейчас» к вопросу о преходящим или не преходящим существовании мира, как бесконечного или как ограниченного целого. В дальнейшем философы отмечают, что бытие одновременно стабильно и изменчиво подвижно, конечно и бесконечно, преходящее и не преходящее, выступает одновременно как часть и целое, т.е. оно существует, разворачивается в своих противоположных сторонах.
б) вопрос о единстве мира.
Это вопрос о единстве бытия в целом и его отдельных сфер, областей, уровней, предметов и явлений, причем целое определяет единичное и наоборот, их единство выражается в необходимости друг для друга. Гибель одного зайца (больного, неспособного дать здоровое потомство), которого съел волк, есть необходимое условие для продолжения существования данной популяции в целом; клетки организма человека обновляются, отмирают каждые 7 лет, их отмирание есть необходимое условие продолжения жизни организма в целом. Кстати, старение организма связано, прежде всего, с постепенной утраты механизма обновления клеток. Бессмертие клеток – бессмертие человека. А надо ли?
Итак, мир противоречив, неоднороден, т.е. в целом он непреходящ, но отдельные его предметы и явления, состояния преходящи. Существовать, следовательно, быть в связи с другими предметами и с целым вообще. Мир, в его сущности образует неразрывное единство, универсальную целостность.
3. Человеческое измерения бытия
Человек посредством науки, цивилизации в целом, покоряет окружающий мир, природу, но при этом человек не стал властителем собственной природы. Отсюда и существует такая проблема, как не достаточная гуманистичность, которая является причиной всех остальных глобальных проблем современности.
Идет погоня за призраками, фантомами − относительными ценностями, с точки зрения ложных целей и идеалов. Можно и нужно согласится с Августином Блаженным: «Если не можешь стать господином своих страстей, то пусть лучше если им станет другой человек».
В детстве мир предстает как целостный и непротиворечивый, мироощущение ребенка проникнуто глубочайшей сопричастностью великому чуду жизни. Ребенку свойственны открытость, непосредственность, доверчивость, наивность, спонтанность, способность искренне удивляться, что является необходимым условием, элементами творчества. Мир воспринимается им как родная стихия, как его мир, как мир для него. Его не покидают чувства слитности с ним, продолжения себя в нем, ведущих к оживотворению и одухотворению своего мира и мира вообще. «Это все Я, а значит это все МОЕ». Такая особенность восприятия – антропоморфизм – наиболее ярко проявляется в сказках, где щуки говорят, лисицы хитрят, ветви деревьев защищают и укрывают и т.д., т.е. животные, растения наделяются человеческими качествами.
Наивная мудрость детства целостно воспринимает целостный мир в гармонии его многообразия звуков, запахов, образов – всех ощущений. Ребенок живет вне противоречий с самими собою и с окружающим миром. Для него нет приоритетов, разделения на главное и неглавное, существенное и не существенное. Нет противопоставления одного другому: мама или папа, манная каша или игрушка – все жизненно необходимо. Здесь напрашивается аналогия с текстом Библии и с написанием картин и икон богомазами (иконописцами). В Библии нет подчеркиваний или других выделений, отдельных слов и положений – все равно − велико, все важно. Богомазы, зная закон перспективы: «А рельсы, как уж водится, у горизонта сходятся», сознательно не следуют ему. Человек и на ближнем, и на дальнем плане изображается в одном масштабе, для Господа Бога все люди в равной степени близки.
Однако, со временем накапливая, умножая негативный жизненный опыт, погружаясь в повседневную суету, под бременем житейский забот, человек теряет уверенность в том, что этот мир был создан специально для него, что в этом мире есть место изначально предназначенное для него.
С этого начинается каждый человек. Самость человека, с одной стороны, и изначально заданный окружающий мир, с другой – случайный для этого человека, хаотичный, стихийный, неупорядоченный, фрагментарный, осколочный, калейдоскопичный, чужой, порою враждебный – не мир этого человека. Самобытность человека существует первозданно, но сначала она существует в виде потенции, которую необходимо развивать и реализовывать. Человек и мир на каком-то этапе существуют каждый сам по себе, безотносительно друг к другу. В лучшем случае иногда пересекаясь, в худшем – параллельно.
Как возможно гармонизация взаимоотношений «человек – мир»? Оптимальный способ установления соответствия между ними возможен как взаимокоррелированное изменение, т.е. изменение каждой из взаимодействующих сторон с учетом особенностей другой стороны.
Диалектика
1. Диалектика как система (по Гегелю).
2. Диалектика и ее альтернативы: метафизика, эклектика, софистика, догматизм.
Метафизика рассматривает движение как простое количество уменьшения или увеличения. Диалектика рассматривает движение как качественный скачёк, как переход из одного качественного состояния в другое на более высокой ступени развития.
Если для метафизики источником движения развития предмета находятся во вне, то для диалектики таким источником является противоречие внутренне присущее самому предмету, т.е. как внутренний источник развития. Диалектика рассматривает мир как целостное образование, в котором составные части связаны между собой. Метафизика же рассматривает предметы по-отдельности, как не связанные между собой. Метафизический способ мышления – это подход к явлениям, предметам как к неподвижным и на определенном этапе познания его вряд ли можно отбросить, если такое мышление рассматривать как один из частных примеров познания.
Эклектика – это попытка соединить то, что принципиально несоединимо.
Софистика (Протагор): «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Софистика – это доведение релятивизма (относительности) до абсолютизма. Об одном и том же предмете можно высказать, с точки зрения софистики, два прямо − противоположных мнения.
Б. Рассел: парикмахер бреет всех мужчин в своей деревне, которые не бреются сами.
Вопрос: «Должен ли парикмахер брить самого себя?».
Философия Нового времени
1. Общая характеристика Нового Времени.
2. Эмпиризм и индуктивный метод Фрэнсиса Бэкона (1561-1626 гг.)
3. Рационализм и дедуктивный метод Рене Декарта (1596-1650 гг.)
4. Сенсуализм (sencio – чувство) Джона Локка (1632-1704 гг.)
Общая характеристика НВ.
Начало данного периода - Английская революция, окончание - Великая Французская революция (1789-1804 гг.).
1) Это время утверждения свободного предпринимательства. Человек обретает несравненно большую свободу, чем раньше как в индивидуальной и общественной жизнедеятельности, в практической, так и в духовной сферах. Ф Бэкон: «Знание - сила» от себя добавим практического преобразования. Не принимаются на веру никакие утверждения, как это было в средние века. Духовная деятельность не отчуждается от практической, а пытается выступить как ее теоретическое и методологическое обоснование. Именно в это время (XVII-XVIII века) возникают науки практического преобразования. Конечно, научные знания были и до XVII века, но наука как социальный институт возникает именно в это время. Значительно позже стали возникать гуманитарные дисциплины. Психология – конец XIX века, культурология 20-е гг. XX века. Если в средние века ведущей сферой в духовной жизни была религия, то сейчас в этом качестве выступает наука.
2) В христианстве возникает новая церковь в XVI веке – протестантизм. Протестантизм – это личная вера в Бога. О святости человека следует судить по делам его, а не по молитвам. Нет необходимости в особой религиозной оценки практической деятельности. Эту сферу можно и нужно анализировать другими методами – научными. Протестантизм не смешивал науку и религию, чтобы не подчинять одно другому, а давал простор развития первого и второго.
3) Особое внимание философов было обращено к социальной проблематике, к проблемам общества и государства. Именно в это время возникают первые конституции современного типа. Были сформулированы первые принципы демократии (основной принцип: «разрешено все, что не запрещено законом».). Сами институты демократии: «гражданское общество, правовое государство и т.д.». В это время начинается переход от абсолютной монархии к парламентской к конституционной монархии.