Отрицание абсолютности отрицания
В процессе развития происходит замена старого этапа новым. Применительно к их взаимоотношению в философии используется понятие отрицания. В формальной логике отрицание означает не что иное, как использование человеком отрицательного суждения (типа А не есть В). На онтологическом, т.е. бытийном уровне это соответствует полному, абсолютному отрицанию одного состояния другим, т.е. его уничтожению. Но такое положение возникает лишь в случае деструкции, катастрофического разрушения какого-либо объекта, что делает невозможным его дальнейшее развитие. Смысл отрицания состоит в том, что оно служит условием и проявлением самого процесса развития.
Отрицание как смена этапов развития не просто уничтожает отрицаемое, но удерживает у него все положительное, соответствующее новому уровню развития. Тем самым оно представляет собой единство уничтожения и сохранения, форму связи низшего с высшим. Следовательно, отрицать в диалектике – не значит просто сказать нет, объявить вещь несуществующей или разрушить ее любым способом. Если говорить о человеческом отношении к миру, нужно не только подвергнуть что-либо отрицанию, но и снова снять это отрицание. Другими словами, отрицание необходимо провести так, чтобы оставалось возможным развитие. Вне деструктивного человеческого вмешательства процесс развития всегда происходит именно таким образом. Зерно превращается в растение, гусеница – в куколку и затем в бабочку, отрицая свои первоначальные формы; один исторический этап сменяется другим, старая теория – новой и т.д. При этом развитие возможно лишь на основании преемственностикак положительной взаимосвязи его этапов.
Характерно, что третий закон диалектики называется законом не просто отрицания, а отрицания отрицания. Этим подчеркивается то, что в процессе развития происходит отрицание абсолютности отрицания и утверждение положительных элементов старого в новом. Согласно Гегелю, отрицание – это позитивное понятие, поскольку борьба нового и старого приводит к высшему синтезу. Если представить развитие в виде схемы, то она будет выглядеть как триада «тезис – антитезис – синтез». Новое действительно синтезирует в себе содержание исходного состояния и ему противоположного.
Диалектическое отрицание объективнои является закономерным. Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования. Однако возможны человеческие ошибки отрицания. Это бесплодное, субъективное отрицание, представляющее собой не стадию развития самого предмета, а привнесенное извне мнение и основанное на нем негативное действие. Как же расплачиваться за ошибки отрицания? Очевидно, необходимостью возврата к прежнему состоянию, где и когда они были совершены, с последующей коррекцией пути развития.
Именно закон отрицания отрицания позволяет обосновать спиралевидный характер направления развития. Оно в чем-то повторяет пройденные уже этапы, но повторяет их иначе, в других условиях и на более высокой ступени. Отсутствие отрицания было бы движением по кругу, абсолютное отрицание – движением по прямой. Но обе эти схемы неверны: они опровергаются как исторически, так и логически. «Тезис – антитезис – синтез» проявляется здесь как «прямая – круг – спираль».
КАТЕГОРИИ ВЗАИМОСВЯЗИ
Сущность и явление, содержание и форма
У всех предметов есть единство внутренних и внешних сторон. Внешнее – это то, что открыто, лежит на поверхности, внутреннее – то, что до некоторого времени скрыто. Сущность – это внутренняя сторона предметов, относительно скрытая и устойчивая, определяющая их существование и развитие; это общее и необходимое в массе явлений. Явление – это внешняя сторона предметов, выражение их сущности.
Сущность и явление представляют собой противоположности и находятся в диалектическом единстве. Они не отделимы друг от друга. Сущность является, явление существенно. Другими словами, сущность скрыта лишь относительно, а не полностью, она рано или поздно, так или иначе проявляется, обнаруживает себя в явлениях. Аналогичным образом – явление: имеющее известную самостоятельность, оно всегда демонстрирует скрытую за ним сущность.
Если талант поэта – его сущность, то написанные им стихи – проявления этой сущности. Талант поэта проявляется в стихах, а стихи как явление показывают талант. Непроявленная сущность недостоверна. Гегель высмеивал тех поэтов, которые говорили, что они лучше, талантливее своих произведений. Философ также иронизировал по поводу того, что мы можем быть собой вполне довольны, но человеческая сущность (как и всякая другая) действительна только когда является, реализуется в поступках.
Любой процесс познания идет по пути от явления к сущности, от многих явлений к сущности. Поэтому если бы сущность и явление не были связаны, не свидетельствовали бы друг о друге, наука была бы невозможна (как и философия, поскольку она тоже направлена на постижение истины). Представление об отсутствии достоверной связи между сущностью и явлением было сформулировано в ХVIII в. И. Кантом. Он считал сущность непознаваемой и называл ее «вещью в себе». Неверно также пространственно-геометрическое оперирование сущностью, когда она понимается в прямом смысле слова как нечто внутреннее, а явление – просто как нечто внешнее, довесок к сущности (наподобие яйца и скорлупы). Внутренний характер сущности – это лишь метафора, означающая относительно скрытый и устойчивый ее характер, а вовсе не пространственное расположение. Противоположная ошибка – непонимание различия между сущностью и явлением. Если бы они полностью совпадали, познание становилось бы излишним в силу изначальной ясности предмета.
Одно явление и даже несколько явлений не раскрывают полностью сущности. С этим связана еще одна ошибка, когда за сущность принимают видимость, вытекающую из однократной являемости. Сущность неразрывно связана с законом, поскольку он всегда и главным образом раскрывает существенную связь. Сущность и закон беднее по отношению к явлениям, ибо не полностью охватывают их многообразия. Так, можно открыть законы развития общества (как его сущность), но сумму всех конкретных проявлений исторической действительности охватить нельзя.
Проявление динамично, оно постоянно изменяется, одно явление уступает место другому. Сущность изменяется гораздо медленнее, но ее тоже нельзя считать неизменной. Сущность имеет процессуальнуюприроду, она – не только состояние, но и процесс. В этой связи раскрыть сущность – значит не просто исследовать ее явления методом накопления информации, а раскрыть закон функционирования и развития.
Категория содержания характеризует сущность на уровне ее существования, т.е. представляет ее в процессе развития. Содержание включает в себя совокупность составных частей объекта, но обязательно – как существенную целостность, и в этом смысле содержание может быть названо конкретизированной сущностью. Форма же связана с содержанием именно тем, что показывает как(в какой форме) содержит себя сущность. Форма есть внешний образ предмета, который является способом существования содержания.
Содержание и форма находятся в диалектическом единстве: содержание оформлено, форма содержательна. Очевидно, что содержание первично в смысловом отношении, а форма должна ему соответствовать, т.е. быть адекватной. Так, форма сосуда должна быть удобной для хранения определенного вида жидкости, а научный трактат лучше писать прозой и с использованием соответствующих понятий, а не в форме стихотворения с художественными образами. Взаимосвязь рассматриваемых категорий исключает возможность существования разных форм одного и того же содержания. Различие форм поэтому – свидетельство различия в содержании. Так, демократия в президентской и парламентской республике не тождественны.
Содержание и форма рассматриваются не только в функциональной связи, но и в процессе развития. Содержание более динамично, оно развивается постепенно и постоянно, форма же более консервативна, она изменяется радикально и периодически. В определенном смысле форма терпит (или ее терпят) до предела, пока изменившееся содержание не обретет новую, более подходящую для него форму. Рано или поздно последующее развитие подойдет к такой точке, когда новая форма опять устареет и не будет устраивать содержание. Тогда процесс радикального и единовременного разрушения формы повторится, и так далее в бесконечной перспективе развития.
Форма не только вторична и консервативна, она активно воздействует на содержание в том смысле, что обеспечивает лучшие или худшие условия его существования, а также способствует или препятствует его развитию. Неправомерное преувеличение значения формы называется формализмом, который может проявляться в любой сфере человеческой жизни самым деструктивным образом. Некорректна также недооценка формы: важно не только «что», но и «как». Если природа показывает полное соответствие содержания и формы, то вся человеческая деятельность является, в известном смысле, бесконечным поиском оптимальных форм.