Роль языка и социокультурных факторов в возникновении сознания и его развитии
Орудийность, язык, развивающиеся социальные формы общности, хозяйственный уклад и другие социокультурные факторы сыграли решающую роль в становлении сознания человека.
Различия человека и животных.
Поведение животных находится в зависимости от действия биогенетических факторов и условий окружающей среды. Оно ситуативно и инстинктивно. Благодаря длительной эволюции человека происходит необратимая перестройка и усложнение его поведения за счет:
1. появления новых свойств тела (прямохождение, освобождение рук и их новые функции, усложнение структур и функций мозга при одновременном возрастании его массы и объема);
2. применения, а затем и изготовления орудий труда;
3. формирования новых способов общения (функций тела и его органов, устной и письменной речи).
Сходство в использовании орудий животными и человеком. Высокоорганизованные животные, так же как и люди, могут использовать естественные (подручные) орудия (палки, камни), даже изготавливать орудия для определенных целей с помощью зубов и конечностей (очистить палку от веток, заострить ее, камнем разбить раковину или орех). Но только человек может изготавливать искусственные орудия (технику) с помощью других, ранее произведенных им средств труда. В биологии не известен ни один вид животных, которых бы мог изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных им средств. Подобная орудийная деятельность есть привилегия человека.
Сложные формы поведения животных подчиняются генетически запрограммированным правилам, тогда как в действиях человека по мере его эволюции прогрессируют произвольные элементы при принятии решения и оптимизации поведения.
Речевые способности. Любой вид животных обладает средствами обмена информацией, позволяющей координировать направлять свои действия, предупреждать об опасности, привлекать к себе внимание, метить территорию проживания, но они эволюционно-генетически ограничены. Важнейшим признаком, отличающим человеческий язык от животного, является способность человека обмениваться информацией, воспроизводить с помощью языка ситуации прошлого и прогнозировать будущее, тогда как общение животных ограничено, как правило, контекстом ситуаций настоящего.
Итак, среди факторов эволюции человека, сыгравших решающую роль в отделении его от других живых существ, следует назвать орудийную деятельность (особенно изготовление искусственных орудий труда), речевую (языковую) способность, хозяйственный уклад жизни, формы общности людей и ряд других социокультурных обстоятельств. Можно перечислить следующие основные тенденции эволюции жизни первобытного человека и его сознания:
1. от кочевого образа жизни через кочевой с элементами оседлого к оседлому укладу;
2. от первобытного стада предлюдей через древние формы общины к родоплеменным отношениям и этносам;
3. от использования случайных орудий труда через намеренное использование и изготовление орудий к первобытной технике;
4. от естественных укрытий (пещер, землянок, шалашей) к строительству каменных и деревянных жилищ, хозяйственных и культовых построек;
5. от телесных способов общения и звукоподражания через звукосочетания и рисуночное письмо к членораздельной речи и иероглифическому письму;
6. от инстинктивного поведения к логике первобытного сознания;
7. зарождение элементов художественного и религиозного сознания.
Функции сознания.
Сознание - это высшая, свойственная только человеку функция высокоорганизованной материи (мозга), заключающаяся в способности отражать мир в форме идеальных образов, характеризующаяся целеполаганием, самосознанием и языковым мышлением.
Структура сознания
1. Мышление
2. Воля - это способность сознательно действовать для реализации поставленной цели.
3. Эмоции (самостоятельно)
4. Самосознание (это представление о собственном я, восприятие себя, во всем многообразии своих свойств, отличие себя от других)
5. Память-это способность сохранять, воспроизводить и перерабатывать некоторую информацию.
6. Воображение-это способность представлять отсутствующий предмет или реально несуществующий предмет, мысленно манипулировать с ним.
Функции сознания:
• Познавательная функция. Познание, т.е. верное, адекватное отражение действительности, является первой, важнейшей функцией сознания. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира.
• Оценивающая функция. Оценка получаемой информации, возможная благодаря единству познания, осознания и самосознания, является второй функцией сознания. Человек не только получат данные о внешнем мире, но и оценивает степень их адекватности и полноты, оценивает саму действительность с точки зрения своих потребностей и интересов.
• Аккумулятивная функция. Накопление знаний, полученных из непосредственного, личного опыта индивида, а также добытых его современниками или предшествующими поколениями людей, является следующей функцией сознания. Накопленные знания становятся основой для добывания новых знаний, для осуществления практических действий человека.
• Целеполагающая функция. Построение человеком модели желаемого будущего и определении возможных путей его достижения.
• Конструктивно-творческая функция. Высшие возможности сознания проявляются в его способности мысленного конструирования направлений и форм деятельности человека, в предвосхищении того, что произойдет в силу действия объективных законов, в создании принципиально нового.
• Регулятивно-управленческая функция. Сознание на основе оценки факторов и в соответствии с поставленными целями регулирует, упорядочивает действия отдельного индивида и действия человеческих коллективов.
• Коммуникативная функция. Деятельность индивида как общественного существа требует его общения с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, поэтому сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет функцию связи.