Антропологический материализм Л. Фейербаха
Конец немецкой классической философии связан с именем Людвига Андреаса Фейербаха (1804–1872). В историю философии Фейербах вошел как философ-материалист и атеист, бескомпромиссный критик идеализма и религии. Родился он в семье известного юриста. По окончании гимназии в 1823 г. поступил на теологический факультет Гейдельбергского университета. Однако уже на первом году обучения почувствовал неудовлетворенность чисто теологической догматикой. Фейербаха заинтересовали лишь лекции гегельянца Карла Дауба, который пробудил его интерес к философии. В следующем году Фейербах перешел в Берлинский университет, где в течение двух лет прослушал все курсы, которые читал Гегель.
Влияние Гегеля на Фейербаха было столь велико, что, по словам самого Фейербаха, благодаря Гегелю он осознал мир и самого себя. Неслучайно Фейербах называл Гегеля своим учителем и вторым отцом.
После защиты диссертации с 1829 г. Фейербах стал работать в должности приват-доцента в Эрлингенском университете. Там он читал лекции по логике и метафизике в духе Гегеля, но все же по-своему. Но вскоре за вольнодумство и распространение антихристианских взглядов он был исключен из университета, более того, перед ним закрылись двери всех других немецких университетов.
В 1837 г. Фейербах переселился в деревню, где совладелицей небольшой фабрики по производству фарфора была его жена. Первое время жизнь в сельском уединении способствовала расцвету философского творчества Фейербаха, но в дальнейшем стали проявляться отрицательные последствия длительной оторванности от городских центров духовной культуры.
После банкротства фабрики Фейербах с семьей переселился в небольшое местечко близ Нюрнберга. Здесь семья Фейербаха жила в большой нужде. Без ежегодного пособия в 300 талеров, которое он получал из Шиллерского фонда, его семья вообще не могла бы сводить концы с концами.
Оказавшись в новой жизненной обстановке, Фейербах проявил серьезный интерес к марксизму, в частности, к экономической теории К. Маркса. В 1870 г. он сознательно вступил в германскую социал-демократичес-кую партию.
Умер Фейербах 13 сентября 1872 г. от инсульта. Его провожала на кладбище процессия нюрнбергских рабочих. На могилу были возложены венки от К. Маркса и лидеров германской социал-демократической партии А. Бебеля и В. Либкнехта.
Ход развития Фейербаха есть ход развития гегельянца от идеализма к материализму. Правда, правоверным гегельянцем он никогда не был. Фактически с самого начала Фейербах осмысливал гегелевскую философию под углом зрения выявления в ней материалистического содержания, на которое он опирался и которое он разрабатывал на протяжении полутора десятков лет, пока его материалистические взгляды не созрели настолько, что стали не совместимыми с гегелевским объективным идеализмом.
Четкое размежевание Фейербаха с философией Гегеля произошло в 1839 г. в опубликованной им работе «К критике философии Гегеля», в которой он подверг критике гегелевский идеализм с позиций материализма. В более завершенном виде материалистическое мировоззрение Фейербаха выражено в его работах «Сущность христианства» (1841 г.) и «Основные положения философии будущего» (1843 г.).
С точки зрения Фейербаха, идеализм Гегеля представляет собой не что иное, как рационализированную форму религии. Если в религии творцом мира является Бог, то в философии Гегеля таким творцом выступает мировой дух, абсолютный разум, абсолютная идея. С позиции материализма Фейербах дал глубокую и всестороннюю критику идеализма Гегеля. Критикуя Гегеля, он показал, что гегелевская философия представляет собой философию тождества духа и природы, при этом первичным в ней является дух. Природа у Гегеля сама по себе – ничто, она представляет собой лишь объект, полагаемый духом. Фейербах заявлял, что природа существует независимо от какой бы то ни было идеи. Она есть та основа, на которой вырастаем мы, люди, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего. Тем самым он восстановил материализм в своих правах после длительного господства в философии гегелевского идеализма.
Однако, сосредоточив свою критику на идеализме гегелевской философской системы, Фейербах не смог по достоинству оценить важность разработанного Гегелем метода – диалектики. Он правильно ее рассматривал как идеалистическую, но не увидел в ней главного – учения о самодвижении и развитии мира. Фейербах видел в диалектике Гегеля лишь искусство построения философской системы и вместе с идеалистической системой отбросил и гегелевскую диалектику. Поэтому, несмотря на ряд глубоких диалектических идей, материализм Фейербаха был преимущественно метафизическим.
Характерной чертой материализма Фейербаха был его антропологизм. Это выражалось в том, что для него исходным пунктом философии должен быть человек, а не абсолютная идея. Поэтому не случайно свою философию Фейербах называл антропологией. Но человек у него всего лишь часть природы, хотя и наиболее совершенная. Отвергая идеалистическую трактовку человека, в соответствии с которой последний рассматривается прежде всего как существо духовное, Фейербах утверждает, что только в единстве тело и дух составляют то, что называется человеческим организмом. Однако в единстве двух указанных сторон именно тело составляет сущность человеческого Я.
Фейербах трактовал человека как биологическое существо. Он не дошел до понимания общественно-исторической сущности человека, поэтому человек у него выступает как существо абстрактное, не конкретно-историческое, не как реальный человек, а как человек вообще.
С позиций антропологического материализма Фейербах подверг критике религию, главным образом христианство. Религия и близкий к ней по духу идеализм, по его мнению, возникают из отчуждения человеческой сущности посредством приписывания Богу тех качеств, которые в действительности присущи самому человеку. Божественная сущность, заявлял он, есть не что иное, как духовная сущность человека, которая, однако, обособлена от человека и представляется как самостоятельное существо. Так возникает трудноискореняемая иллюзия: подлинный творец Бога – человек – рассматривается как творение Бога, становится в зависимость от последнего и таким образом лишается свободы и самостоятельности. В действительности же не Бог создал человека, а человек создал Бога.
В то же время Фейербах писал, что человек отличается от животных тем, что у него имеется особое религиозное чувство, в котором выражается его потребность в другом человеке, в счастье, в любви. Традиционные религии, в том числе христианство, не способны удовлетворить эти естественные потребности человека. Поэтому он говорил о необходимости создания новой, земной, религии, религии любви человека к человеку, религии без бога как сверхъестественного существа. «Бог, – говорил Фейербах, – это стремление к счастью, это любовь человека к человеку». В отношениях между мужчиной и женщиной, в половой любви, считал он, наиболее полно реализуется взаимное стремление людей к счастью. В этом Фейербах видел не только сущность новой религии, но и основание для новых отношений в обществе.
Антропологическим материализмом Фейербаха закончилось развитие немецкой классической философии, которая вошла в мировую философскую культуру как один из самых содержательных ее этапов. В дальнейшем ее исторические судьбы оказались столь же сложны и противоречивы, как и образовавшие ее учения. На основе использования ее достижений происходил процесс становления и развития марксизма и ряда других, противоположных марксизму учений, получивших широкое распространение не только в Германии, но и в Европе в целом.
Литература
«Критика чистого разума» Канта и современность. – Рига, 1984.
Ардабьев В. И. Атеизм Людвига Фейербаха. – М., 1963.
Асмус В. Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.
Бур М. Фихте. – М., 1965.
Бур М., Ирлиц Г. Притязание разума. Из немецкой классической философии и литературы. – М., 1978.
Быковский Б. Э. Людвиг Фейербах. – М., 1967.
Гайденко П. П. Философия Фихте и современность. – М., 1979.
Гулыга А. В. Гегель. – М., 1970.
Гулыга А. В. Кант. – М., 1967.
Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. – М., 2001.
Дворцов А. Т. Гегель. – М., 1972.
История философии: Учеб. пособие / Под ред. Ч. С. Кирвеля. – Мн., 2001.
История философии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. П. Мапельман, Е. М. Пенькова. – М., 2001.
Философия Гегеля и современность. – М., 1973.
Hhh ggg
Содержание
Лекция. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века 1. Общие черты немецкой классической философии……………………. | |
2. И. Кант – основоположник немецкой классической философии……... | |
3. Философия И. Г. Фихте………………………………………………….. | |
4. Философия Ф. В. И. Шеллинга………………………………………….. | |
5. Объективно-идеалистическая система и диалектика Г. В. Ф. Гегеля… | |
6. Антропологический материализм Л. Фейербаха…..…………………... Литература…………………………………………………………………. |
Учебное издание