Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990. с. 286
Вопрос: Как же это может быть правдой? Звучит так, будто
у души есть две сущности, тварная и нетварная; разве это возмож-
но? Как человек может быть и тварью, и нетварью?
Ответ: По нашему разумению, человек не может быть тварью
и но Богом; не Бог един в трех лицах. И так же человек, если он
отвергается от себя в Боге, то, теряя себя, может в этом исчезно-
вении сделаться единым с Ним и стать и внешне и по блаженству
подобным Ему. Я приведу тебе сравнение: глаз не ощущает себя,
когда смотрит, поскольку, смотря, делается единым с предметом
созерцания, однако же оба остаются тем, что они есть.
Вопрос: Кто знаком с книгами [Экхарта] тот знает, что душа
в Ничто должна или преобразиться, или стать, по сути, ничем;
разве это не так?
Ответ: Душа остается всегда сотворенной; но, растворяясь
в Ничто, она больше не думает, в какой мере она тварь, а в ка-
кой — Ничто, сотворена она или нет, соединилась с Ним или нет.
Но там, где еще действует разум, все это еще воспринимается так,
как оно есть, и это остается у всех людей.
Вопрос: Сохранит ли такой человек все лучшее в себе?
Ответ: Да, ибо все, что он имеет, у него не отнимется, и будет ему
дано еще другое и лучшее. Он станет при этом лучше и яснее пони-
мать то, что имеет, и оно останется с ним. Но с точки зрения того, ка-
ким он был до акта творения, он еще не достиг описанного. Чтобы
достичь этого, ему нужно быть в глубине, сокрытой в названном Ни-
что. Здесь ничего не знают о Ничто, здесь нет ни «не», ни «здесь».
Все, что о Нем говорят, — принижение Его. Только здесь человек —
свое Ничто, когда всё в нем сохраняется, как прежде сказано.
Юноша: Объясни мне это получше!
Ответ: Учителя говорят, что блаженство души прежде всего
в том, что она в чистоте зрит Бога. В Нем она воспринимает свою
сущность и жизнь и в той мере, в какой блаженна, делает все, что
есть, из глубины этого Ничто и не знает, созерцая Его, ни о зна-
нии, ни о любви и ни о чем другом. В Ничто душа приходит к со-
вершенному покою и не знает, сущность ли она, Бог или Ничто.
Но если она знает и осознает, что знает, созерцает и осознает Ни-
что, то, согласно естественному порядку, происходит исторжение
ее из этого Первого и возврат в самое себя1. И поскольку единение
возникает из того же корня, ты можешь понять, как оно происхо-
дит в сокровеннейшей глубине.
Юноша: Хотел бы я получше понять это из истины, почерпну-
той из книг.
Ответ: Учителя говорят: когда тварь познается в ней самой, это
называется «вечернее познание», ибо тогда тварь познается в обра-
1 Ср. Экхарт М. «О человеке высокого рода». См. Экхарт М. Об отрешен-
ности. М, 2001, С. 207.
зах, запечатлевших ее отличия. Но когда тварь познается в Боге, тог-
да это — «утреннее познание», и там, лишившись всех образов и по-
добий, она познается без всяких различий — в Едином, Которое сеть
Сам Бог в Себе Самом1.
Вопрос: Может ли человек узнать это Ничто в земной жизни?
Ответ: Не думаю, чтобы это было возможно силою нашего ума.
Но «силою единения» человек осознает свое соединение с тем, в чем
действует, пребывая и порождая, это Ничто. И такое происходит,
когда, как говорят, тело — еще на земле, человек же — вне времени.
Вопрос: Происходит ли соединение души в ее сущности или
в ее силах?
Ответ: Сущность души соединяется с сущностью Ничто, а си-
лы души с действием Ничто, которое оно имеет в Себе самом.
Вопрос: Избавится ли человек от своих пороков и перестанет ли
грешить, осознав себя не тварью, а частью Ничто, не знающей греха?
Ответ: Покуда человек остается самим собой, он будет грешить,
ибо святой Иоанн сказал: «Если говорим, что не имеем греха, — об-
манываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1,8). Но коль ско-
ро он перестанет быть собой, то не будет и грешить; и об этом гово-
рит святой Иоанн в своем послании: «Человек, рожденный от Бога,
не совершает грехов и не творит прегрешений, потому что семя Бо-
жье пребывает в нем» (1 Ин. 3, 9). И потому человек, который по-
ступает праведно, никогда не творит более одного дела; ибо что ка-
сается соединения, то есть только одно рождение и одно начало.
Возражение: Как можно понять, что человек творит не более
одного дела? Ведь даже Христос действовал двояко.
Ответ: Я утверждаю, что человек, который не думает ни о чем
ином, кроме вечного рождения, творит не более одного дела. Если
бы Господь Бог не рождал бы Своего Сына непрерывно, то Гос-
подь наш Иисус Христос никогда бы не совершил ни одного зем-
ного дела. Потому я считаю это только одним делом, помимо тех,
что воспринимаются человеческим разумом.
Возражение: Но философы2 говорят, что «действие вещи ни-
когда не прекращается».
Ответ: Человек не прекращает своего действия, но оно переста-
ет быть важным для него.
Вопрос: Заставляют ли человека действовать тварные силы, со-
храняющиеся в нем, или это он действует ими, или же действует
что-то иное?
Ответ: Чтобы прийти к Названному, человек, дабы возродить-
ся, что дано ему, должен умереть и этим возрождением воскреснуть.
Заметь, как бесполезно нам все, что входит в нас, откуда бы оно ни
приходило, если оно не рождается в нас заново. Возрождение столь
1 Ср. там же, С. 207.
2 Ср. Аристотель. О небе. Книга II, гл. 3. См. Аристотель. Сочинения. М.,
1981 Т. 3. С. 311.
чуждо плоти и имеет столь мало общего с ней, после того как она
воскреснет, что природа будет действовать в человеке, как в разум-
ном животном, совершая все то, что относится к человеческой жиз-
ни: и человеку больше не нужно будет, совершая что-то, действо-
вать самому — как было до возрождения, он может совершать это,
обладая действием в себе. К примеру, крепленое вино, не сильно от-
личаясь по составу, обладает более сильным и успокаивающим дей-
ствием, чем вино, пребывающее в своем первом рождении.
Вопрос: Покажи мне различие между вечным рождением и воз-
рождением в человеке.
Ответ: Вечным рождением я называю ту единственную силу,
в которой все вещи и первопричины всех вещей обладают тем, что
они есть и первопричиной чего являются. Но возрождением, кото-
рое присуще только человеку, я называю возвращение каждой ве-
щи, какая ни есть, в свой исток, понятый именно как исток, без ог-
лядок на свое присущее ей.
Возражение: Что же делают тогда свойственные существу ес-
тественные причины, о которых пишут философы?
Ответ: Они естественным образом способствуют всему, что,
при рождении, совершает в человеке вечное рождение, но об их
этом действии в сущности ничего нельзя сказать.
Вопрос: Когда душа, становясь Единым, забывает знание и вся-
кое проявление своей тварности, то что ее снова обращает вовне,
дабы она могла исполнять внешние дела?
Ответ: Душевные силы слишком слабы, чтобы указанным
способом войти в Ничто. Но, исчезая в Ничто, эти силы творят то,
что вызывает их исток.
Вопрос: Как выглядит это растворение человека в Боге?
Ответ: Если ты хорошо меня слушал, то тебе уже было на-
глядно показано, что когда человек лишается себя самого, не зная
более ничего ни о себе, ни о чем другом, и приходит к абсолютно-
му покою в глубине вечного Ничто, тогда он совершенно исчезает.
Вопрос: Пропадает ли в Ничто воля?
Ответ: Да, и как раз в том, что человек чего-то хочет; ибо как
бы ни была свободна воля, сам он будет свободен только тогда,
когда не будет больше ничего желать.
Возражение: Как может исчезнуть человеческая воля? Хрис-
тос сохранял свою волю относительно того, чего Он желал.
Ответ: Человек теряет свою волю относительно того, что он че-
го-то хочет, а хочет он, исходя из свойственного ему, делать то од-
но, то другое. Теперь же он уже не хочет пагубным образом чего-то
определенного, как было сказано; его воля стала настолько свобод-
ной, что он творит не более одного дела, каковое есть «объедини-
тельное» он сам, и творит он его за пределами всего преходящего.
В нашем понимании это означает, что он не будет творить никако-
го зла, а будет творить лишь добро. Но в его собственном понима-
нии — вся его жизнь, и хотение, и действие есть тихая неприкасае-
мая свобода, в которой он пребывает уверенно и без сомнений. Вот
так он живет «порождающим образом».
Юноша возразил: Но проявление воли происходит не «порож-
дающим образом».
Ответ: Эта воля соединена с божественной волей и не желает
ничего такого, что не есть она сама, покуда она в Боге. Прежде ска-
занное нельзя понимать так, будто можно перейти в Бога как в не-
что общее, это возможно, только утратив себя, ибо тогда человек так
всецело соединен, что Бог — его основа.
Вопрос: Сохраняется ли в глубине Ничто присущая человеку
индивидуальность?
Ответ: Все это — только по восприятию человека, когда, если
смотреть изнутри, у него, растворяясь, пропадает то одно, то дру-
гое, но не по его сущности, ибо она остается такой, какая есть. И как
сказал об этом блаженный Августин: «Отбрось с презрением и то
благо, и это, и тогда останется чистая благость, парящая в себе
в своей безмерной дали, и это — Бог»1.
Вопрос: Если человек познает Ничто, о котором мы говорили,
наслаждаясь Им, остается ли это с ним навсегда?
Ответ: Если говорить об обладании Им, то нет, однако же оно
неотъемлемо присуще ему.
Вопрос. Не приводит ли внешнее в замешательство внутреннее?
Ответ: Если бы в том, что касается плоти, мы жили вне времени,
то некоторым образом меньше бы страдали от голода, усталости
и прочего. Но внешнее умозрительное рассмотрение не мешает внут-
реннему, ибо оно свободно. И всегда в какой-то мере так: чем сильнее
притесняется естество, тем прекрасней сияет божественная истина.
Вопрос: Откуда берется уныние?
Ответ: Если оно возникает по естественным причинам, чело-
век же при этом внутренне свободен, то пусть не обращает на него
внимания, и оно пройдет, как телесная болезнь. Но если оно заде-
вает человека изнутри, достигая самой глубины, то, значит, что-то
в нем не в порядке.
Юноша заметил: Из Ветхого Завета (ср. Исх. 33, 20) и Еванге-
лия (Ср. I Кор. 13, 12) ясно следует, что в земной жизни не до-
стичь того, о чем мы говорили.
Ответ: Это правда, если говорить об обладании Им и совер-
шенном постижении, ибо то, что вкусили здесь, там совершенней,
хотя оно — то же самое, и для познающего его может осущест-
виться и на земле.
Вопрос: Что должен делать человек, который начал узнавать свое
вечное Ничто, но не по действию сверхъестественной силы, а только
понаслышке, и даже без оного — лишь по приходящим извне образам?
' Бл. Августин. О Троице. См. PL 42 col. 949.
Ответ: Кто еще не так много понимает, чтобы сверхъестествен-
ным образом знать, что такое Ничто, в котором все вещи теряют
присущие им качества, тот пусть все, с чем столкнется, оставит как
есть и придерживается всеобщего учения святого христианства
так, как, его видят многие благочестивые простые люди, приходя-
щие к похвальной святости, даже не будучи к ней призваны. Но
чем выше подняться в этом, тем лучше. А тот, кто достиг верной
точки, пусть придерживается ее, ибо он на правильном пути. Эта
точка совпадает со Священным Писанием. Мне кажется сомни-
тельным делать что-то другое, ибо тот, кто будет здесь колебаться,
затеряется в несвободе или угодит в беспорядочную свободу.