Раздел 2.Философия в исторической динамике культуры. Исторические типы философии
Тема 2.1. Философская мысль Древнего Востока.
Вопросы для подготовки
2.1.1. Философия Древней Индии.
2.1.2. Философия Древнего Китая.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ:
«ВЕДЫ», ДЖАЙНИЗМ, БУДДИЗМ, НИРВАНА, «ИНЬ», «ЯНЬ», КОНФУЦИАНСТВО.
В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, в то время как философия Запада является многопроблемной. Восточная философия исследует проблему человека с точки зрения практики, жизнедеятельности людей, их образа жизни. Философия здесь развивается в тесном взаимодействии с религией
Философия Древней Индии
Возникновение философии в Древней Индии относится примерно к I тысячелетию до н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Однако существуют посменные источники, датированные более ранним периодом. Это так называемая ведическая литература.
«ВЕДЫ» или «самхиты» - самый древний сборник гимнов в честь богов, а также дополнений и комментарий к ним. В Ведах выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, с которым уже в то время сочетались некоторые философские представления о мире, о человеке, о нравственной жизни.
Другим источником древнеиндийской литературы является «Гита» или «Бхагавадгита». Это большая эпическая поэма, в которой излагается: учение о должном действии; учение о йоге и йогине; учение о Брахмане.
Основные философские школы древнеиндийской философии.Они делятся на две большие группы:
I. Ортодоксальные (признающие авторитет Вед). Это такие школы, как «веданта» - (опирается на основные положения Вед), «миманса» - (уделяла большое внимание вопросам теории познания и логики), «санкхья» - (познание пути и средств, ведущих к полному освобождению человека от страданий), «йога» - (учение о йоге и йогине), «ньяя» - (учение о познании, о логическом выводе), «вайшешика» - (Причина страданий – незнание. Путь к освобождению – познание).
II. Неортодоксальные (не признающие авторитета Вед) – «джайнизм», «буддизм», «чарваков-лакоятов».
ДЖАЙНИЗМ. Смешение философии и религии. Сущность личности человека двояка. В ней есть два начало: материальное (аджива) и духовное (джива). Связующим элементом между ними является карма.
КАРМА –тонкая материя, которую образует тело кармы и дает возможность душе соединиться с грубой материей. Джайнизм подробно разработал концепцию кармы. Джайнисты различали восемь видов различных карм двух качеств (злые и добрые). Злые кармы негативно влияют на душу, добрые – удерживают душу в круговороте перерождений (сансара). Когда человек постепенно избавится от злых и добрых карм он освободится от сансары. Освобождение от кармы и сансары возможно при помощи аскезы и совершения благих желаний.
БУДДИЗМ. Религиозно-этическое учение, ставшее в последствии мировой религией. Центр учения – четыре благородных истины.
1. Существование человека связано со страданием.
2. Причиной страданий является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению вновь.
3. Устранение причины страдания заключается в устранении этой жажды.
4. Путь, ведущий к устранению страданий, благой восьмеричный путь.
В буддизме проповедуется «серединный путь», то есть отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и самоистязания. Прекращение страданий – нирвана.
НИРВАНА. (буквально «угашенный»). Состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, страдание. Отвлечение от внешнего мира, а также от мира мыслей.
Особенности древнеиндийской философииопределяется особенностями культуры этой страны в целом.
1. В Индии философия не была исключительным достоянием узкого круга философов или ученых мужей. Она являлась важным элементом религии масс и проникала к ним в упрощенной форме, создавая основу для мировоззрения.
2. Другой особенностью является индивидуализм индийской философии, упор на исключительность, кастовость. Здесь все сосредоточено на личности на самом себе.
3. Крайняя терпимость по отношению к убеждениям и обычаям других, возможность придерживаться избранного образа жизни.
4. В философии Древней Индии не акцентировалось внимание на понятии общества в целом, на понятии долга перед обществом.
В целом, несмотря на отдельные моменты, древняя философия Индии исходила из принципа утверждения жизни. Во все периоды ее расцвета ее культуры наблюдается восторг перед жизнью, природой, наслаждение своим существованием, развитие искусства, музыки, литературы, пения, танцев, театра. Выросшая на основе оригинальной философии, богатая культура Древней Индии просуществовала несколько тысячелетий и дошла до наших дней.
2.1.2. Философия Древнего Китая
Особенности философии Древнего Китая вытекают из своеобразия истории и культуры народов Китая. Древнекитайское государство – типичная восточная иерархическая деспотия. Закона здесь не было, и никто не был защищен от произвола вышестоящего по социальной лестнице. В жизни людей господствовали традиции, основанные на сложной системе ритуалов. Мифология в Древнем Китае была развита слабо. Древние китайцы были для этого слишком практичными людьми.
Древнекитайская предфилософия включала в себя зачатки наук, однако она развивалась слабо. Так, математика там была лишена доказательств. Все это не могло не сказаться и на философии.
ИСТОЧНИКИ.Древнекитайская философии связана с древними книгами, так называемым «китайским Пятикнижием», составляющих основу мировоззрения образцового китайца. В Пятикнижие входили: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов», «Летопись». «Книга Перемен («И цзин») является наиважнейшей. В ней содержаться первые представление о мире и человеке в китайской философии, сформулированы основные принципы философского мышления в Китае.
Главное содержание книги «И цзин» - изложение теории «ИНЬ-ЯНЬ». Суть его состоит в том, что все в природе имеет два начала «ЯНЬ» и ИНЬ». ИНЬ-ЯНЬ – два явления противоположной природы и два противоположных аспекта одного и того же явления – активное и пассивное, ведущее и ведомое. Природа ИНЬ и ЯНЬ не абсолютна, а относительна, ИНЬ может превращаться в ЯНЬ и наоборот. Они не только противостоят друг другу, но и дополняют друг друга. Движение ИНЬ и ЯНЬ – это движение изменений в едином мире. Это движение имеет свой путь – путь ДАО, и этот путь проживают все вещи.
Основные философские школы Древнего Китая:
1. школа ИНЬ и ЯНЬ;
2. школа конфуцианцев;
3. школа моистов;
4. школа имен;
5. школа легистов (законников);
6. школа даосизма («дао дэ» философия).
В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления.
КОНФУЦИАНСТВО.Философское направление, основанное учителем Кун-Фу-Цзы, более известного на Западе, как Конфуций (551-479 г.г. до н.э.). Его главное сочинение «Беседы и высказывания» - это сборник нравственных поучений. В центре внимания конфуцианцев взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Основные понятия этой философии «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие «правильный путь» (дао). «Золотая середина» между несдержанностью и осторожностью. Основа человеколюбия (Жень) – почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям. Исправное поведение это поведение с соблюдением порядка и человечности.
МОИСТЫ.Основатель Мо-Ди или Мо-Цзы (479-400г.г.до н.э.) выступил против конфуцианской школы. В противовес кофуцианцам он утверждал, что предопределенной судьбы нет. Судьба человека зависит от того, как он будет осуществлять в своей жизни принцип всеобщей любви, выражающую небесную волю. Мо-Цзы призывал людей оказывать помощь не зависимо от социального положения, выступал против захватнических войн, проповедовал мир меду государствами.
ДАОСИЗМ.Название школы происходит отназвания главной книги «Книга о Дао и дэ». Основателем даосизма является старший современник Конфуция - Лао-Цзы (VI-V в.в.до н.э.). Основная идея Лао-Цзы – жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определенному естественному пути – дао. Дао – это естественный закон самих вещей, который вместе с «ци» (воздух, эфир) составляют основу мира. В мире все находится в движении и изменении, в результате чего все вещи переходят в свою противоположность. Человек не должен вмешиваться в естественный ход развития. Совершенномудрый человек может следовать непосредственно «дао». Даосисты проповедовали сострадание, бережливость и смирение, Они учили воздавать добром за зло. Позднее даосизм выродился в религию – в систему суеверий и волшебства, имеющую очень мало общего с первоначальным философским даосизмом.
ЛЕГИЗМ. (Школа закона или законники)Представители Хань Фэй и Шан Ян. Законники противопоставляли конфуцианскому ритуалу («ли») – закон («фа»). Они целиком отказались от методов убеждения, то есть от нравственного принуждения, полностью положившись на правовое принуждение и наказание. Совесть они заменили страхом. Наивные представления о государстве как о большой семье заменили государством, как бездушном организме. Высшей целью стала внешняя цель – победа своего царства в борьбе царств. Ради этого изгонялись разные «излишества», упразднялись искусства, пресекалось разномыслие, уничтожалась философия. Философия вредна для государства, она предлагает людям непонятные и противоположные образцы для поведения и, тем самым сбивает людей с толку, сеет смуту и мешает управлению. Таким образом, Хан Фэй подвел итог, так называемого, «золотого века» китайской философии.
Особенности древнекитайской философиизаключаются в следующем:
1. Исторический период Древнего Китая, известный как период «борющихся государств и царств», в духовной жизни был «золотым веком» китайской философии» или «периодом «соперничества ста школ».
2. В большинстве философских школ Древнего Китая преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления обществом.
3. Древнекитайская философия была малоситемной. Это объясняется тем, что она была слабо связана с наукой, существующей в то время в Китае.
4. На древнекитайскую философию наложило отпечаток то обстоятельство, что в Древнем Китае была слабо развита логика. В Китае не было своего Аристотеля, отчего и философия была слабо рационализирована.
5. Используемый в то время древнекитайский язык, с его особенностями, затруднял выработку абстрактного философского языка.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Назовите основные источники древнеиндийской философии?
2. Перечислите основные философские школы Древней Индии?
3. Что означают понятия «карма» и «нирвана»?
4. Каковы основные идеи учения Будды?
5. Чем древнеиндийская философия отличается от европейской?
6. Что такое «Китайское Пятикнижие»?
7. Назовите основные философские школы Древнего Китая?
8. Чему учили древнекитайские мудрецы Конфуций и Лао-Цзы?
9. Каковы особенности древнекитайской философии?