Космологизм раннегреческой философии
Глава 3
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Космологизм раннегреческой философии
Главной особенностью самого раннего периода в развитии греческой философии было стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Первоначально греческая философия наследует мировоззренческую проблематику мифологии. Главным вопросом философии был вопрос о первоначале мира. Этот же вопрос ранее стоял и в мифологии. Но при его решении наблюдалось принципиальное различие между мифологией и философией: если мифология пыталась решить этот вопрос по принципу «кто родил всё существующее?», то философы стали вопрошать «из чего всё произошло?».
Так, родоначальник греческой философии Фалес (ок. 624-547 до н.э.) выдвинул идею субстанции – первоосновы мира, чем произвёл переворот в мировоззрении. Он рассматривал всё существующее многообразие вещей и явлений мира как проявление единого, вечного, неуничтожимого начала – воды. Фалес говорил, что все вещи образуются из воды и, разрушаясь, снова превращаются в воду. Вода – это первооснова, субстанция всех вещей и процессов. В положении «всё из воды» был произведён отказ от мифологического мышления и намечен путь к естественному объяснению мира.
Похожие воззрения развивали Анаксимен (от.588-25 до н.э.) и Анаксимандр (от.610-546 до н.э.). У первого из них первоначалом и субстратом всех вещей является воздух, у второго - апейрон («бесконечное») – неопределённое, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало всех вещей. В последующем идея апейрона разовьётся материалистами в учение о неисчерпаемой материи как основе мира. По мысли Анаксимандра, в центре мира находится Земля, имеющая форму короткого цилиндра, а вокруг неё вращаются три сферы: солнечная, лунная и звёздная. Интересно отметить, что Анаксимандр впервые в истории высказал идею эволюции человека: человек, как и другие живые существа, произошёл от рыбы.
Одним из значительных учений греческой философии было учение Гераклита, написавшего сочинение «О природе». В нём он в качестве порождающего и вещественного начала мира рассматривал огонь. «Этот космос, - писал Гераклит, - один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнём, мерами загорающимся и мерами потухающим». На основе превращения огня строится космология Гераклита. Все предметы и явления природы рождаются из огня, а когда исчезают, то вновь обращаются в огонь. Древние видели, что огонь наиболее подвижен и изменчив из всех стихий. Это-то и привлекло внимание Гераклита к огню. По одной из версий учения Гераклита, огонь превращается в воздух, воздух – в воду, вода – в землю, земля – в огонь. Важным моментом учения Гераклита является признание им существования закономерности и необходимости, по которой происходит превращение огня. Эту закономерность он назвал Логосом. Всё в мире происходит согласно Логосу. В дальнейшем это представление о Логосе послужило важнейшим методологическим основанием для развития наук, задачей которых служит как раз обнаружение и описание закономерностей мира как устойчивых и существенных связей между явлениями.
Гераклит – один из родоначальников диалектики. В его представлении, мир – это процесс: «Всё течёт, всё изменяется, нет ничего неподвижного»; «В одну и ту же реку нельзя войти дважды, ибо на входящего каждый раз текут новые воды». Эти выражения Гераклита стали афоризмами. Кстати, последователь Гераклита Кратил (5-4 вв. до н.э.) абсолютизировал принцип изменчивости, говоря, что «в одну и ту же реку нельзя вступить не только дважды, но и единожды». Кратила можно считать родоначальником онтологического релятивизма (от лат. «релативус» – относительный) – убеждения в том, что в мире нет ничего стабильного, устойчивого, определённого, в силу чего никакую вещь нельзя не только познать, но даже назвать, поскольку она в момент наименования становится уже другой. Релятивисты не учитывают того обстоятельства, что несмотря на наличие непрерывных изменений в вещах, в определённом интервале времени сохраняется темп, характер изменений, в силу чего вещь до некоторого предела изменений (до границы меры) сохраняет свою качественную определённость и стабильность, Например, в организме постоянно происходит обмен веществ, молекулы и атомы тела непрерывно заменяются, но характер изменений сохраняется, и наше тело остаётся самим собой, пока чрезмерные изменения (деструктивные) не вызовут смерть.
Возвращаясь к учению Гераклита, следует отметить, что он не только доказывал факт развития, но и называл его причину – взаимодействие противоположностей: «Следует знать, что война всеобща, и правда борьба, и что всё происходит через борьбу и по необходимости». В процессе развития осуществляется переход одной противоположности в другую: «Холодное теплеет, тёплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется». Обмениваясь друг с другом своими качествами, противоположности становятся тождественными. На основе борьбы, полагал Гераклит, устанавливается гармония мира. В дальнейшем учение Гераклита о противоположностях было развито другими диалектиками, особенно Г.Гегелем.
В заключение этого параграфа следует упомянуть ещё о взглядах Эмпедокла (490-30 до н.э.), который в качестве первоначал сущего исходил из признания четырёх стихий: земли, огня, воздуха и воды. В целом изменения в мире, по Эмпедоклу, происходят циклами в результате борьбы двух сил – Любви и Вражды: от господства первой до абсолютного преобладания второй. Здесь мы также отмечаем догадку мыслителя о причине развития как борьбе противоположностей.