Просветительский характер философии XVIII века (Вольтер, Руссо)
Франсуа Мари Вольтер (1694-1778), представитель французкого Просвещения. Он поэт, драматург, писатель, историк, политичеснкий мыслитель, философ-деист.
Родился в семье видного нотариуса. Высланный из Франции, он три года жил в Англии. Там в Англии он ознакомился с эмпиризмом Бэкона, физикой Ньютона и мн. др. горячим приверженцем и пропагандистом которых во Франции он стал. Постоянная угроза преследований вынуждала Вольтера жить вдали от Парижа и временами покидать Францию. Вольтер был сторонником мирных преобразований, проводимых просвешенным монархом.
Вольтер оставил богатейшее литературное наследие. Вольтер защищая в полемике с Дидро, Гольтбахом и другими материалистами деизм, все более переносил центр тяжести с физико-теологического и космологического аргументов на доказательство социальной полезности веры в Бога.
Жан Жак Руссо (1712-1778) родился в Женеве, в семье часовщика. Систематического образования не получил. Прибыв Париж в начале 40-х годов XVIII века Руссо вступил в близкие отношения с Дидро, Даламбером и другими просветителями, сотрудничая с ними в " Энциклопедии".
Личная жизнь Руссо была тяжелой. Не было счастья в интимной, семейной жизни. Самое знаменитое произведение Руссо - " об общественном дворе, или принципы политического права", выдержавшее множество изданий во Франции и переведенное уже вскоре после его выхода в ряд европейских языков. Во Франции оно сразу было запрещено и осуждено на сожжение. Узнав о том, что его хотят арестовать он вынужден был бежать в Швейцарию. Последние годы своей жизни провел во Франции, в уединении и бедности. Руссо считал, что человек рождается свободным, но повсюду он в оковах.
Согласно Руссо, государство возникло на основе договора. Идеалом Руссо была Республика, так как по его мнению, только при республиканском государстве можно добиться Свободы, Равенства, Братства.
Педагогические взгляды Руссо противостоянияли нормам феодальной педагогики, отвергая элитарные представления, Руссо исходил из того, что все появившиеся на свет дети то прочных задатков и черт. Их лучшие задатки подавляются обществом, где царят неравенство, порабощение человека человеком, деспотическая власть, которая желает отнять ум и совесть у подчиненных.