Вопрос 11 Периодизация и характерные черты философии Средневековья.
Вопрос 10 Философия эпохи эллинизма.
Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (356—323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих тер-риях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э.).Кинизм (сократическая школа). Представители: Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Идеал – безграничная духовная свобода индивида. Демонстративно-пренебрежительное отношение к соц институтам, обычаям и установлениям культуры. Эти идеи повлияли на стоицизм.Стоицизм, III в. до н. э. – III в. н. э. Представители: Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп, Плутарх, Цицерон, Сенека. Возрождение учения Гераклита об огне-логосе: мир – живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей симпатию всех вещей; все сущее телесно и различается степенью грубости или тонкости материи.1. Космос – огненный организм.2. Человек существует по космическим законам.3. Понимание мира неизбежно ведет к атараксии, бесстрастности.4. Пантеизм: человек и все люди едины с Космосом, и бог, и государство, и все люди равны.Эпикуреизм, V-IV вв. до н. э. Представители: Эпикур (341-270 гг. до н. э.), Лукреций Кар. Природа (физика) и человек состоят из атомов (по Демокриту). Безразличные боги блаженствуют в пространствах между мирами, не вмешиваясь в жизнь Космоса и людей. Цель жизни – отсутствие страданий, здоровье тела (апония) и безмятежность духа, атараксия. Познание природы освобождает от страха смерти и суеверий.
Скептицизм, V – IV вв. н. э. Представители: Пиррон, Секст.1. Мир текуч, без смысла и определенности.2. Философия – молчание: всякое «да» – одновременно и «нет».3. Следуйте миру явлений, сохраняйте внутренний покой.Скептицизм показал, что нельзя справиться с трудностями жизни без ее логико-идейного осмысления. Молчание – и конец философскому поиску, и указание, на необходимость новых усилий.Неоплатонизм (школы: римская пергамская афинская), III-VI вв. Представители: Плотин, Прокл, Порфирий, Юлиан. Иерархия бытия представляется как единое благо: Ум – Душа – Материя. Мировой Ум – прообраз всех вещей, мировая Душа, производящая все живое, которое образует Космос. Материя – восприемница возможных форм и смысла. Задача человека – продумать, прочувствовать свое место в иерархии
Вопрос 11 Периодизация и характерные черты философии Средневековья.
Средневековая философия принадлежит эпохе феодализма (5-15 вв.) и христианству. Проблемы философии определяются принципами «откровения» и «единобожия», монотеизма и теоцентризма, т. е. религией.Большинство ученых из духовенства; очаги культуры, науки и образования – монастыри.Основные проблемы средневековой философии:1. Мир сотворен Богом или сущ-вует от века.2. Постижимы ли воля Бога и сотворенный им мир.3. Каковы место человека в мире и его роль в истории сквозь призму спасения души.4. Как сочетаются свобода воли человека и Божественная необходимость.5. Что есть общее, единоличное и отдельное в учении о триединстве.6. Если Бог – истина, добро и красота, откуда зло и почему Бог его терпит.7. Соотношение истин Откровения в Библии и истин человеческого разума.Специфика средневекового философствования.1. Библейский традиционализм и ретроспективность.Библия – книга самая древняя, истинная, слово Бога. 2. Экзегетика – ис-во толкования Завета: Библия – полный свод законов бытия – критерий истинности. 3. Дидактизм – назидательность, учительство: общая установка на образование, воспитание и продвижение по жизни к спасению, к Богу. Форма – трактат, диалог учителя и внемлющего ученика. «Исповедь» Августина Блаженного (IV-V вв.); «История моих бедствий» Пьера Абеляра (XII в.).Общий дух – оптимизм. Бог непостижим, но Его указания могут быть поняты через веру. Возможность личного спасения, воскресения и жизни вечной, конечного торжества христианской истины в космическом масштабе. Симбиоз 2 истин – мирской и Божественной. «Истинная философия» пользовалась формами и интеллекта, и интуитивного знания, озарения, Божественного откровения.Этапы средневековой философии.1. Патристика (I-VI вв.). Вершина – Августин Блаженный (354-430) «О Троице», «О Граде Божьем», «Исповедь». Его идеи определили развитие европейской философии – точка зрения православного христианина – креационизм: мир создан Богом из ничего; провиденциализм – история – Божественный план спасения человека.2. Схоластика (11-15 вв.). Пик – Фома Аквинский (1223-1274) «Сумма теологии», «Сумма против язычников». 5 док-в бытия Бога как первопричины и конечной реальности. Естественное бытие и человеческий разум относительно самостоятельны. Природа завершается в благодати, разум – в вере, философское познание и теология – в сверхъестественном откровении.На 1-м этапе – осмысление, разработка христианской догматики. Элементы платонизма.На 2-м этапе – окончательное рациональное оформление догм христианства в систему под влиянием Аристотеля
Вопрос 12 Философия эпохи Возрождения и ее особенности.Философия эпохи Возрождения - совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в 14 — 17 вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физ и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Предпосылка возникновения философии и культуры эпохи Возрождения: совершенствование орудий труда и произ-венных отношений; кризис феодализма; развитие ремесла и торговли; усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; укрепление, централизация европейских гос-в, усиление светской власти; • появление 1-ых парламентов; отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;повышение уровня образованности в Европе в целом; великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана); научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).Основные направления философии эпохи Возрождения: гуманистическое (14 - 15 вв., представители:Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; неоплатоническое (сер. 15 - 16 вв.), представители - Николай Кузанский, Пико дела Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; натурфилософское (16 - 17вв), принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия; реформационное (16 - 17 вв.), представители -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; политическое (15 в., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления госу-вом, поведение правителей; утопическо-социалистическое (15 - 17 вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения об-ва и гос-ва, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны гос власти. Характерные черты философии эпохи Возрождения: антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (т.е. отрицание не религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики); перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.); большой интерес к соц проблемам, об-ву и гос-ву; торжество индивидуализма; широкое распространение идеи соц равенств. Крупнейшие философы эпохи Возрождения: Лоренцо Вала, Николай Кузанский, Николай Коперник, Галилео Галилей, Томас Мор, Томмазо Кампанелла выступали за освобождение от религиозных оков, научное знание, радости мирского существования.
Вопрос 13 Философия 17 – 18 вв., ее особенности, связь с развитием науки.Первым ф, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе мат. понимания природы, был Бэкон (1561 - 1626). Естествознание - истинная наука, а физика, опир. на чувств опыт - важнейшая часть естествознания. Чув-ва непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рацион.метода к чув-венным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть гл условия рац. метода. Гл труд - "Новый Органон". В этом произвед Б. сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на кот.основан "Органон" Аристотеля. Б. различает 2 вида опытов: 1. "плодоносные" - цель - принесение непоср. пользы человеку 2. "светоносные" - цель не непоср. польза, а познание законов и свойств вещей. Предпосылка преобраз науки - критика всей сущ схол. и сомнение в истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Первым условием реформы науки явл. усовершенствование методов обобщения - индукции. Сл шаг- очищение разума от заблуждений. Б. различает 4 вида таких забл. или идолов - рода, пещеры, рынка , театра. Идолы рода - преп, обусл природой человека. Чел судит о природе по аналогии с собственными св-вами. Отсюда возник телеологическое представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства чел чувств, под влиянием различных желаний, влечений. Пещеры - ошибки, возн. вследствиесубъект предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, др. – их сходства. Одни склонны верить в непогреш авторитет древности, др, наоборот, отдают предпочтение только новому. Рынка - преп, возник вследствие общения между людьми посредством слов. Но во многих сл. значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета, а на основе сов.случ впечатления от этого предмета. Театра - преп, порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями. идолы. т. не врождены нашему уму? они возникают вследствие подчинения ума ошиб мнениям. До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы исследов. были вооружены прав методом. Метод - это путь, главное средство исл. К нему относятся орудия, соверш. способность нашего восприятия, и орудия, соверш. саму челов мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т.е активное испытание природы. Главное условие прогресса знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой кот.является правильная индукция. До Б. фил, писавшие о индукции обращали внимание на те случаи, кот подтверждают доказываемые или обощ. ими положения. Б. подчеркнул значение тех случаев, кот.опровергают обобщение, противоречат ему. Это так назыв. отрицательные инстанции. Материя --- совокупность частиц, природа --- совокупность тел с многообразными качествами. Материя имеет желтизну, теплоту, тяжесть и т.д. Не согласен с пустотой, фактически пространство связано с местом, занимаемым материей (протяженность), а время ---- объективная мера скорости материальных тел (получается, что это есть внутреннее свойство материи).движение есть прирожденное свойство материи. оно вечно. Назвал 19 форм движения. РЕНЕ ДЕКАРТ родился в 1596 г во Фр. в семье дворянина. Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную субстанцию". Первую изучает метафизика, а вторую --- физика. Метафизика --- вопросы духовные, познания и бытия. Физика --- природу. В теорпозн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: "Я мыслю следовательно Я существую". Д. отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая, что чувств. воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е объективно не сущ. Выводы из этого : мировая материя (=пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. плотность и геометрические свойства являются сущностью телесности. Сводит все качественное разнообразие прир. явлений к : 1. материи, тожд. с пространством и 2. к ее движению. Бог создал материю, движение и покой. Проблема метода. Д. ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверное здание науки. За исх пункт он принимает сомнение в общепринятом знании ( так как такого тезиса он не нах в схоластике). Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае существует. Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Критерий истинности знания т.о не в практике, а в челов. сознании. Возм истины обусловлена сущ. врожденных идей или истин (предрасположения ума к известным аксиомам и положениям) к кот.он относит прежде всего мат. аксиомы. В познании главную роль играет разум - рационализм. Метод Д. состоит из 4 требований: 1.допускать в кач. истинных только такие положения, кот представл. уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности; 2. расчленять каждую сложную пробл. на составляющие ее частные пробл; 3. методически переходить от известного и доказанного к неизв. и недок.; 4. не допускать никаких пропусков в ог. звеньях исследования.
Вопрос 15 . Учение о субстанции и ее атрибутах философии Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц).Субстанция — это все, что сущ-вует, не нуждаясь для своего сущ-вования ни в чем, кроме самого себя. Таким кач-вом (отсутствие необходимости для своего сущ-вования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, не сотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают гл кач-вом субстанции — не нуждаются в своем сущ-вовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).Все сотворенные субстанции Декарт делит на 2 рода:• материальные (вещи);• духовные (идеи).При этом выделяет коренные св-ва (атрибуты) каждого рода субстанций:• протяжение — для материальных;• мышление - для духовных.Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.Все же духовные субстанции обладают св-вом мышления и, наоборот, неделимы.Остальные св-ва как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных св-в (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Напр., модусами мышления — чув-ва, желания, ощущения.). Человек, по мнению Декарта, состоит из 2, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).Человек — единственное сущ-во, в котором соединяются и сущ-вуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.В целом учение Декарта о субстанции можно выразить сл схемой: Выделяют 2основных направления:1) эмпиризм. Чувственный опыт – единственный источник знаний: А) идеалистический эмпиризм (Беркли, Юм). Опыт – совокупность ощущений и представлений;Б) материалистический (Бэкон, Гоббс). Источник чув-венного опыта – внешний мир;2) рационализм. На первом плане – логическое основание науки, разум – источник познания и критерий истинности.Основные идеи философии Нового времени.1. Автономно мыслящий субъект.2. Методическое сомнение.3. Индуктивно-эмпирический метод.4. Рационально-дедуктивный метод, интеллектуальная интуиция.5. Гипотетико-дедуктивное построение научной теории. 6. Новое юр мировоззрение: обоснование и защита прав гражданина.Мыслители.Ф. Бэкон (1561 -1626). Индукция – от частного к общему. «Знание – сила» Р. Декарт (1596-1650), французский математик, физик – картезианство, дуализм – Бог – причина всего, не более. Субстанция: материя – протяженность.Томас Гоббс (1588- 1679), англичанин. Природа – совокупность протяженных тел. Люди равны и воюют за свои права, деспотическая власть лучше войны.Барух Спиноза (1632-1677), нидерландец. Монизм: все происходит из единой субстанции – материи либо духа.Готфрид Лейбниц (1646-1716), немец. Мир происходит из монад – духовных элементов бытия.
Вопрос 16 . Французское Просвещение и философский материализм 18 века.Наиболее систематическим пропагандистом философских учений французского материализма стал Поль Гольбах (1723—1789). Плод взаимного обмена мыслей с друзьями -«Система природы» Гольбаха (1770), в написании которой кроме Гольбаха приняли некоторое участие Дидро, Нежон и др. Гл мысль трактата — мысль о сводимости всех явлений природы к различным формам движения материальных частиц, образующим в своей совокупности вечную несотворенную природу. В данной работе различаются 2 рода движения: 1) движение материальных масс, благодаря которому тела переходят из одного места в другое; 2) внутреннее и скрытое движение, зависящее от св-венной телу энергии, т. е. от сочетания действия и противодействия невидимых молекул материи, из которых состоит это тело. Во Вселенной все находится в движении. Сущность природы заключается в том, чтобы действовать. Материя вечно движется, движение - необходимый способ ее сущ-вования и источник таких ее первоначальных св-в, как протяженность, вес, фигура и т. д. По убеждению Гольбаха, в природе могут быть лишь естественные причины и действия. Все возникающие в ней движения следуют постоянным и необходимым законам.Законы причинной связи так же универсальны, как универсально св-во движения в природе. Над всеми связями причин и действий в природе господствует строжайшая необходимость: природа во всех своих явлениях поступает необходимо, согласно св-венной ей сущности. Положение о необходимости Гольбах распространяет на поведение человека и на возникновение всех его ощущений и представлений. Дидро прошел путь от этического идеализма и деизма до материализма в учении о бытии, в психологии, в теории познания, а также до атеизма в вопросах религии. Он внес в материалистическое учение о природе некоторые черты и идеи диалектики. По его мысли, все изменяется, исчезает, только целое остается. Он наметил материалистическую теорию психических функций, во многом предвосхитившую новейшее учение о рефлексах. По этой теории в способах общения животных и людей между собой нет ничего, кроме действий и звуков. Клод-Адриан Гельвеции (1715—1771) основную задачу этики усматривал в определении условий, при которых личный интерес как необходимый стимул человеческого поведения может сочетаться с интересом общественным. Не только индивид - часть более широкого целого, но и об-во, к которому он принадлежит, - звено более обширной общности или единого об-ва народов, связанного нравственными узами. Сущ-вующее состояние об-ва Гольбах и Гельвеции считают далеким от идеала. Этот идеал они видели не в «естественном состоянии», ибо природа сделала для человека невозможным изолированное сущ-вование и указала ему на взаимность пользы и выгод как на основу разумного общежития. Без взаимной пользы невозможно для человека никакое счастье. В силу общ-венного договора мы должны делать для других то, что мы желаем, чтобы и они для нас делали. При этом вытекающие из об-венного договора обязанности имеют силу в отношении всякого человека независимо от того, к какой части об-ва он принадлежит. Отсюда французские материалисты, например Гольбах, выводили общие всем людям предписания человеколюбия, сострадания и т. д. По мнению французских материалистов, не сущ-вует такого образа правления, который вполне удовлетворял бы требованиям разума: чрезмерная власть ведет к деспотизму; чрезмерная свобода — к своеволию, т. е. к порядку, при котором деспотом будет каждый; концентрированная власть становится опасной, власть разделенная — слабой.Ср-во избавления от недостатков сущ-вующих способов правления французские материалисты видят в просвещении об-ва. Истинная движущая сила человеческих действий, по учению французских материалистов, — эгоизм, или личный интерес, т.е. стремление к наслаждению и уклонение от страданий. Умственное неравенство людей зависит от неравных условий воспитания и от различного сочетания окружающих обст-в. При опр условиях любой человек может подняться до вершин творчества в любом виде научного и художественного труда. Воспитание может осущ-вить все: даже гений не прирожденный дар, а рез-т целесообразной культуры и обучения. При этом воспитание должно быть не частным или домашним, где всегда возможны отклонения от того, что необходимо об-ву, а публичным или гос: только такой характер воспитания обеспечивает последовательное развитие человека в нужном направлении.
Вопрос 17 Философия Им. Канта: учение о познании, морали и праве.Иммануил Кант (1724-1804) – родоначальник немецкой классич. философии, основатель критического идеализма. Учение о познании. Кант заявляет, что чув-венность и рассудок имеют между собой принципиальное различие; они представляют собой 2 разных ствола процесса познания. Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты. Поэтому научное знание можно мыслить лишь как синтез этих разнородных элементов – чув-венности и рассудка. Знание возникает на соединении форм чувственности и рассудка. Сам процесс познания проходит 3 ступени.1.Чувственная ступень - упорядочивается хаос ощущений при помощи субъективных форм пространства и времени, априори (до опыта) находящихся в чув-венной области сознания познающего субъекта. В рез-те - предметы чувственного восприятия, мир явлений. 2. Рассудочная ступень - многообразие чув-венного материала подводится под единство понятий, или категорий, которые также содержатся в познающем сознании априори, но только в обл-ти рассудка. При помощи категорий кол-ва, кач-ва, отношения, модальности и др. человек судит, высказывает опр суждения, являющиеся элементами нашей речи. 3. Разумная ступень познания- выход познания за пределы возможного опыта, в границах которого оно находилось на предшествующих этапах. Кант считал, необходимо признать, что действительность сама по себе – это одно, а наши знания об этой действительности, не основанные на данных наших органов чув-в, – это другое. Попытка совместить их приводит к противоречиям, которые философ назвал антиномиями. Антиномии – это равнодоказательные утверждения, исключающие друг друга, но относящиеся к одному и тому же явлению. К подобным умозаключениям приходит разум, который стремится охватить мир как целое, познать сущность души и доказать или опровергнуть существование Бога.Рассудоквсегда переходит от одного обусловленного к др обусловленному, не имея возможности закончить этот ряд некоторым последним – безусловным, – ибо в мире опыта нет ничего безусловного. В то же время человеку св-венно стремление обрести абсолютное знание, т. е. получить абсолютно безусловное, из которого, как из некоей первопричины, вытекал бы весь ряд явлений и объяснялась бы сразу вся их совокупность. Такого рода безусловное предлагает нам разум в виде идей (моделей). Когда мы ищем последний безусловный источник всех явлений внутреннего чув-ва, мы получаем идею души, которую традиционная метафизика рассматривала как субстанцию, наделенную бессмертием и свободной волей. Стремясь подняться к последнему безусловному всех явлений внешнего мира, мы приходим к идее мира, космоса в целом. И желая постигнуть абсолютное начало всех явлений вообще – как психических, так и физ, наш разум восходит к идее Бога. Кант выделяет сл категории рассудка:Категории кол-ва: Единство, Множество, Цельность. Категории кач-ва: Реальность, Отрицание, Ограничение. Категории отношения: Субстанция и принадлежность, Причина и следствие, Взаимодействие. Категории модальности: Возможность и невозможность, Сущ-вование и несущ-вование, Необходимость и случайность. Идея права и гос-ва. В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юр законы Кант выводил из нравственных. Кант рассматривал и идеи Вольтера: признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь». Учение об абсолютной морали и доброй воле. Кант сформулировал исходную аксиому своей теоретической этики: если моральный закон обязателен, то он непременно содержит в себе абсолютную необходимость. В отличие от законов природы, «по которым все происходит», в нравственности речь идет о законах, «по которым все должно происходить». Каждый человек должен знать законы морали и те случаи, в которых они реализуются. Абсолютный закон лежит в основе морального закона, а тот опирается на добрую волю. Добрая воля — чистая (безусловная) воля. Чистая добрая воля не может сущ-вовать вне разума, тюк.она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И для того, чтобы породить эту волю, нужен разум.
Вопрос 18 Система и метод философии Г. В. Гегеля. Значение его идей для философии права.1770 – 1831 гг. Его творчество – вершина немецкой классической философии. Первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Открыл и обосновал основный законы и категории диалектики. Противопоставил диалектику как метод познания метафизике. Противник кантовского агностицизма и априоризма. Явление, по Гегелю, не менее объективно, чем сущность. Сущность обнаруживается в явлении, а явление выступает носителем сущности. Признает возможность адекватного познания мира на базе тождества мышления и бытия. Философия Гегеля – максимально рационализированный и логизированный объективный идеализм. В основе сего сущего лежат законы логики. Философская система делится Гегелем на 3 части – логика, философия природы, философия духа. Логика– система чистого разума, совпадающего с божественным разумом. Мысли Бога – наиболее общие законы развития природы, об-ва и мышления. Исходный пункт философии Гегеля – тождество мышления (сознания) и бытия. Тождество и различие – единство противоположностей. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам. Объективное абсолютное мышление выступает как абсолютная идея. Абсолютная идея не стоит на месте. Она непрерывно развивается. Восхождение от абстрактного к конкретному – общий принцип развития. Высшая ступень развития – абсолютный дух.Особенности его философской системы – 1. пантеизм (божественная мысль пронизывает весь мир). 2. Панлогизм (объективное божественное мышление строго логично). 3. Диалектика.Новаторство Гегеля – логика прорывает узкий горизонт формальной логики.Все действительное разумно, все разумное действительно.Отрицание для Гегеля не одноактный, а по сути дела бесконечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из 3 элементов: тезис, антитезис, синтез.Логика делится также на 3 части – определенность (кач-во), величина (кол-во), мера. Кач-во состоит из 3 частей – бытие, наличное бытие, для - себя – бытие. Бытие – триада: чистое бытие – ничто – становление. Гегель подчеркивает, что понятия, суждения и умозаключения – диалектическое единство таких категорий, как всеобщее, особенное и единичное. Но это единство присуще реальным вещам, объективному миру, а затем уже в силу этого – логическим формам.Философия природы.Природа – порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него сущ-вования. Природа интересует Гегеля как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявления в природе – механика, физика, органика. Предвзятая философская система не позволила Гегелю понять как следует диалектику природы. Он не смог преодолеть метафизического, механистического понимания природы. Он остался на позиции старой натурфилософии, суть которой – философ, как представитель науки наук и обладатель абсолютного знания, может не считаться с мнением специалистов в конкретных областях естествознания. Он выступал против атомистики, не признавал волновую и корпускулярную теории света. Отсюда странные формулы: свет – самая простая мысль, сущ-вующая под формой природы, звук – жалоба идеального и т.д. Философия духа.Третья ступень гегелевской системы. Это синтез первых двух. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находится свое выражение в абсолютном духе. Человек – часть природы. Человеческий дух – продукт абсолютного духа.Саморазвитие духа идет по 3 ступеням:1. Субъективный дух – индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на 3 вида – антропологию, феноменологию, психологию. 2. Объективный дух – человеческое об-во и 3 его гл формы: право, нравственность, гос-во. 3. Абсолютный дух – включает ис-во, религию, философию. Метод по словам Гегеля – движение самой сути дела. Он у Гегеля носит диалектический характер, являясь наиболее общим выражением противоречивого развития мира. Система – избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского здания. Фейербах, Герцен, Энгельс и др мыслители обратили внимание на противоречие между методом и системой философии Гегеля. Сам дух диалектического метода противоречит формализованной консервативной системе. Это противоречие доктрины, которое запрещается формальной и диалектической логикой.