Культура западноевропейского просвещения
Основные вопросы:
1. XYII век - начало формирования научной картины мира (Ф. Бэкон, Р. Декарт)
2. Теории «естественного права» и «общественного договора» (Т. Гоббс, Д. Локк)
3. XYIII век - эпоха Просвещения в Европе. Основные идеи представителей европейского Просвещения (Вольтер, Дидро, Руссо)
4. Эстетика барокко и классицизма
Научная литература
Европейское Просвещение и Французская революция. М., 1988.
Человек эпохи Просвещения. М., 1999. С.3-46.
Художественные тексты
Вольтер. Кандид, или Оптимизм, Микромегас.
Дидро Д. Племянник Рамо
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль
Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре.
Методические указания
1. Знать историческое содержание понятий: Разум, Природа, естественный человек, общественный договор.
2. Понимать природу канонов классицизма. Объяснить принципы изображения человека-гражданина в искусстве классицизма.
3. Знать основных представителей европейского Просвещения и их теории.
Семинар№7
РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
1. XYIII век - новый этап в развитии русской культуры.
2. Петровские реформы и их культурно-исторический смысл. Символы эпохи Просвещения в России
3. Своеобразие русского Просвещения.
4. Русские просветители: идеи и судьбы (М. Ломоносов, Н. Новиков, Д. Фонвизин, Н. Карамзин, А. Радищев).
Литература
Лихачев Д.С. Сады классицизма // Лихачев Д.С. Поэзия садов. Л., 1982.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. С. 90- 210; 233 - 320.
Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб., 2002. С. 74 - 87; 331 -384.
Лотман Ю.М. Карамзин. СПб., 2000.
Павленко Н.И. Петр I и его время. М., 1989.
Художественные тексты
Ломоносов М.В. Оды.
Новиков Н.И. Кошелек. Живописец, Трутень.
Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву.
Карамзин Н.М. Письма русского путешественника.
Методические указания
1. Объяснить особенности восприятия европейских просветительских идей в России.
2. Показать своеобразие русского Просвещения на историческом материале.
3. Понимать природу противоречий русского Просвещения (деятельность Петра, абсолютизм эпохи Екатерины II, трагические судьбы русских просветителей последней трети XYIII века).
Семинар №8
Культура XIX века
- Социально – исторические и философские истоки романтизма.
- Отличительные черты эстетики романтизма /на примере анализа художественных произведений
- Особенности эстетики романтизма в России
- Философия позитивизма – основа реалистического мышления. Принцип детерминизма в позитивистской философии и реалистическом искусстве
- Особенности эстетики реализма
Литература
1.Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе. – СПб.,2001.
2.Романтизм: энциклопедия /Авт.-сост. Федотова О. – М.,2001.
3.Культурология XX век: Словарь. – СПб., 1997.
4. Турчин В. Эпоха романтизма в России. – М., 1981.
5. Чаадаев П.Я. Философические письма.
Художественные тексты
1.Байрон Г. Д. Паломничество Чайльд – Гарольда, Манфред, Корсар.
2.Гофман Т. Крошка Цахес, Золотой горшок, Песочный человек.
3 Жуковский В.А. Теон и Эсхил. Светлана.
4.Пушкин А.С. Южные поэмы.
5. Бальзак О. Отец Горио. Утраченные иллюзии.
6. Мопассан Милый друг.
7. Стендаль Красное и черное
Семинар № 9
Культура модернизма
Основные вопросы
1. Исторические и философские корни модернизма (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, З. Фрейд).
2. Идея отчуждения личности в культуре модернизма. Абсурд как новое качество реальности.
3. Особенности русского модернизма. Религиозные и мировоззренческие искания конца XIX – нач. XX в. в России.
4. Основные течения: футуризм, сюрреализм, экспрессионизм, экзистенциализм.
Научная литература
Бердяев Н. Судьба России. М., 1991.
История русской литературы. ХХ век: серебряный век. М., 1995.
Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.
Куликова И. С. Философия и искусство модернизма. М., 1989.
Сумерки богов ( Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр). М., 1990.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – СПб., 1999.
Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997. С.177-180, 270-273, 300-303, 370-376.
Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – СПб., 1997.
Художественные тексты
Кафка Ф. Превращение. В исправительной колонии. Замок.
Камю А. Посторонний. Чума.
Андреев Л. Красный смех. Жизнь Василия Фивейского (по выбору).
Белый А. «Петербург»
Методические указания
1. Знать понятия: модернизм, экспрессионизм, экзистенциализм, интуитивизм, новый роман, поток сознания, неомифологизм, синтетизм, иррациональность.
2. Уметь показать на материале художественных произведений кризис гуманистической культуры: гуманистической системы ценностей.
3. Уметь сопоставлять модернизм с реалистической традицией.
4. Понимать взаимосвязь нового представления о человеке и новой художественной поэтики модернизма.
Семинар №10