Культура западноевропейского просвещения

Основные вопросы:

1. XYII век - начало формирования научной картины мира (Ф. Бэкон, Р. Декарт)

2. Теории «естественного права» и «общественного договора» (Т. Гоббс, Д. Локк)

3. XYIII век - эпоха Просвещения в Европе. Основные идеи представителей европейского Просвещения (Вольтер, Дидро, Руссо)

4. Эстетика барокко и классицизма

Научная литература

Европейское Просвещение и Французская революция. М., 1988.

Человек эпохи Просвещения. М., 1999. С.3-46.

Художественные тексты

Вольтер. Кандид, или Оптимизм, Микромегас.

Дидро Д. Племянник Рамо

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль

Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре.

Методические указания

1. Знать историческое содержание понятий: Разум, Природа, естественный человек, общественный договор.

2. Понимать природу канонов классицизма. Объяснить принципы изображения человека-гражданина в искусстве классицизма.

3. Знать основных представителей европейского Просвещения и их теории.


Семинар№7

РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

1. XYIII век - новый этап в развитии русской культуры.

2. Петровские реформы и их культурно-исторический смысл. Символы эпохи Просвещения в России

3. Своеобразие русского Просвещения.

4. Русские просветители: идеи и судьбы (М. Ломоносов, Н. Новиков, Д. Фонвизин, Н. Карамзин, А. Радищев).

Литература

Лихачев Д.С. Сады классицизма // Лихачев Д.С. Поэзия садов. Л., 1982.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. С. 90- 210; 233 - 320.

Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб., 2002. С. 74 - 87; 331 -384.

Лотман Ю.М. Карамзин. СПб., 2000.

Павленко Н.И. Петр I и его время. М., 1989.

Художественные тексты

Ломоносов М.В. Оды.

Новиков Н.И. Кошелек. Живописец, Трутень.

Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву.

Карамзин Н.М. Письма русского путешественника.

Методические указания

1. Объяснить особенности восприятия европейских просветительских идей в России.

2. Показать своеобразие русского Просвещения на историческом материале.

3. Понимать природу противоречий русского Просвещения (деятельность Петра, абсолютизм эпохи Екатерины II, трагические судьбы русских просветителей последней трети XYIII века).

Семинар №8

Культура XIX века

  1. Социально – исторические и философские истоки романтизма.
  2. Отличительные черты эстетики романтизма /на примере анализа художественных произведений
  3. Особенности эстетики романтизма в России
  4. Философия позитивизма – основа реалистического мышления. Принцип детерминизма в позитивистской философии и реалистическом искусстве
  5. Особенности эстетики реализма

Литература

1.Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе. – СПб.,2001.

2.Романтизм: энциклопедия /Авт.-сост. Федотова О. – М.,2001.

3.Культурология XX век: Словарь. – СПб., 1997.

4. Турчин В. Эпоха романтизма в России. – М., 1981.

5. Чаадаев П.Я. Философические письма.

Художественные тексты

1.Байрон Г. Д. Паломничество Чайльд – Гарольда, Манфред, Корсар.

2.Гофман Т. Крошка Цахес, Золотой горшок, Песочный человек.

3 Жуковский В.А. Теон и Эсхил. Светлана.

4.Пушкин А.С. Южные поэмы.

5. Бальзак О. Отец Горио. Утраченные иллюзии.

6. Мопассан Милый друг.

7. Стендаль Красное и черное

Семинар № 9

Культура модернизма

Основные вопросы

1. Исторические и философские корни модернизма (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, З. Фрейд).

2. Идея отчуждения личности в культуре модернизма. Абсурд как новое качество реальности.

3. Особенности русского модернизма. Религиозные и мировоззренческие искания конца XIX – нач. XX в. в России.

4. Основные течения: футуризм, сюрреализм, экспрессионизм, экзистенциализм.

Научная литература

Бердяев Н. Судьба России. М., 1991.

История русской литературы. ХХ век: серебряный век. М., 1995.

Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

Куликова И. С. Философия и искусство модернизма. М., 1989.

Сумерки богов ( Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр). М., 1990.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – СПб., 1999.

Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997. С.177-180, 270-273, 300-303, 370-376.

Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – СПб., 1997.

Художественные тексты

Кафка Ф. Превращение. В исправительной колонии. Замок.

Камю А. Посторонний. Чума.

Андреев Л. Красный смех. Жизнь Василия Фивейского (по выбору).

Белый А. «Петербург»

Методические указания

1. Знать понятия: модернизм, экспрессионизм, экзистенциализм, интуитивизм, новый роман, поток сознания, неомифологизм, синтетизм, иррациональность.

2. Уметь показать на материале художественных произведений кризис гуманистической культуры: гуманистической системы ценностей.

3. Уметь сопоставлять модернизм с реалистической традицией.

4. Понимать взаимосвязь нового представления о человеке и новой художественной поэтики модернизма.

Семинар №10

Наши рекомендации