Начало философии в Древней Европе

Гомер

Гомеровский эпос — преломление раннеклассового аристократического микенского строя в более примитивном дорическом сознании. Этот эпос — прекрасный пример социоантропоморфического мировоззрения, в котором художественный, мифологический и религиозный элементы представлены в единстве. Собственно мировоззренческие вопросы и сам основной вопрос в этом эпосе затрагиваются лишь внешне.

В гомеровском эпосе почти все природное и многое из человечес­кого и социального имеет свою сверхъестественную ипостась. Напри­мер, бог сна Гипнос — брат-близнец бога смерти Танатоса, медицина представлена богом Пеаном, безумие — Атой. Однако боги отличаются от людей вечной молодостью и бессмертием, они передвигаются со скоростью мысли. Боги свободны принять жертву или отклонить ее. При этом они руководствуются скорее своими страстями, чем разу­мом и нравственными соображениями.

В человеке различаются тело и три вида духа. Один из них — псюхе, это душа как таковая. Она подобна телу, это его двойник и об­раз (эйдолон), только лишенный плотности и непроницаемости. "Псюхе" — начало жизни и источник движения тела. Она покидает тело после его смерти и перемещается в Аид. Другой вид духа — "тюмос", это аффективно-волевая часть духа. Третий вид — "ноос", это ум. "Псюхе" разлита по всему телу, "тюмос" находится в груди, "ноос" — в диафрагме. Богам и людям присущи все три вида духовности, животным — только два первых.

Элементы философии, философии познания можно усмотреть в гоме­ровском эпосе в деантропоморфизации, в прославлении разумности, которая характеризуется как одно из высших человеческих качеств. В Аиде "псюхе" ведет призрачное существование, там "только тени умерших людей, сознанья лишенные, реют".

Гесиод

Гесиод — историческая личность. Его произведения — плод индивидуального творчества. Гесиод, скорее систематизатор мифов, чем их творец.

С именем Гесиода связывают две поэмы: "Труды и дни" и "Теого­нию". В "Теогонии" боги олицетворяют явления природы и обществе­нной жизни.

Гесиод не чужд пророчества, но пророчества Гесиода мрачны, так он говорит: "Правду заменит кулак ... Где сила, там и право. Стыд пропадет ... От зла избавленья не будет".

Гесиод выдвигает тезис о том, что человек тем и отличается от животных, что животные не знают, что такое добро и что такое зло, а человек знает. Он говорит: "Звери... не ведают правды. Людям же правду Кронид даровал — высочайшее благо".

Поэма "Труды и дни" для древних греков была сокровищницей моральных сентенций и полезных советов.

В "Теогонии" Гесиод объяснял первобытного человека в рассказе о происхождении олицетворяющего то или иное явление существа от других таких же существ путем биологического рождения. Гесиод четко формулирует вопрос о происхождении мира, это был шаг вперед в развитии мировоззрения греков.

У Гесиода Нюкта-ночь рождает Обман. Движение мироздания от Хаоса к Зевсу — это восхождение мира к порядку, свету и социаль­ному устроению. Первая жена Зевса, его двоюродная сестра Метида олицетворяла мудрость ("Метис" — мудрость, разум). Крон проглотил Метиду, "дабы она сообщала ему, что зло и что благо". В честь четвертой жены Зевса, также его сестры, а также Персефоны, в Дре­вней Греции ежегодно справлялись мистерии — тайное священнодейст­вие, к участию в которых допускались только посвященные, которые обязаны были сохранять в тайне все, что происходило во времямисте­рий: молитвы, тайные имена богов и т.п.

Пятая жена Зевса — Мнемосина родила девятерых муз, в том числе музу истории Клио, астрономии — Уранию, др.

Особенно Зевс боялся рождения от Метиды своего сына — Логоса, вопло­щения разумного слова, ибо с ним заканчивалось царство Зевса, а именно заканчивалось господство мифологических представлений.

Боги Гесиода враждебны к людям, лишь Прометей, двоюродный брат Зевса, помогает людям, он научил людей всему: наделил их мыслью и речью, научил их астрономии и математике, домостроению и земледелию и т.п.

Орфики

Орфики — это третья разновидность античной профилософии, возникшая в VI в до н.э.Орфей — олицетворение могущества искусства.

В космотеогонии орфиков насчитывалось 12 ступеней, последней из которых был человек.

Человек двойственен. В нем два начала: низшее, телесное и высшее, духовное. Первое — титаническое, второе — дионисийское. Душа в теле неполноценна. Тело — гробница и темница души. Цель жизни — освобождение души от тела. Душа обречена переселяться из тела в тело (метампсихоз).

У орфиков происходит резкое нарастание элементов демифологизации в генетической пока еще картине мира.

Ферекид

Примыкал по своим взглядам к орфикам. Его мифология — плод сознательного мифотворчества.

Ферекид жил в середине VII или в начале VI в. до н.э. Говорят, что он учился по каким-то финикийским книгам. Прославился предска­занием падения города Мессения в войне, кораблекрушения и особенно землетрясения. Он первым в Элладе стал писать прозой. Труд его назывался "Гептамихос"("Семь пещер").

Ферекид пытался осмыслить имена богов, а также упростить мифологическую картину мира путем отождествления некоторых богов.

Ферекид провозгласил вечность первоначал мироздания.

"Семь мудрецов"

Существовали различные списки мудрецов, на самом деле их было больше, чем семь, но в каждом списке было именно семь. Во всех семерках неизменно присутствовало четыре имени, среди которых Фалес. Время деятельности мудрецов — конец VII и начало VI в. до н.э.

Мудрость "семи мудрецов" была житейской мудростью. Это муд­рость фольклора, мудрость анонимных пословиц и поговорок, которые иногда поднимались до большой обобщенности и глубины в понимании человека и типичных житейских ситуаций. Сознательная и авторская житейская мудрость "семи мудрецов", а ранее Гесиода — это начало мирской этики. В этих афоризмах житейской мудрости нет ничего от сверхъестественного мира. Это практическая мудрость, достигшая своего обобщения в сжатых мудрых изречениях. Такие афоризмы, или гно­мы, Аристотель определял как "высказывания общего характера". Гномы пользовались большой известностью. Изречения "ничего сверх меры" и "познай самого себя" были высечены над входом дельфийского храма Аполлона.

У "семи мудрецов" особенно четко проступила нравственная рефлексия, осознание механизма общественных запретов и предписаний, дотоле работавшего стихийно. Это касается, прежде всего, представле­ния о мере и о необходимости соответствия ей. "Ничего сверх меры!" (Солон). "Мера —наилучшее" (Клеобул). "Говори к месту" (Биант). "Не позволяй своему языку опережать свой разум" (Хилон). "Знай свое время" (Питтак). И т.д.

Достижения "семи мудрецов" дополняются лирической поэзией того времени. В ней происходит пробуждение личного самосознания, в то время как в эпосе личность поглощалась родом.

Но в гномах содержалось и нечто большее, чем просто нравственные предписания, как, например, в гноме "Познай самого себя!". Осо­бенно это касается гном Фалеса: "Быстрее всего ум, потому что он все обегает", "Мудрее всего время, потому что оно все открывает" и др. Фалес был не только первым среди мудрецов, но и первым античным ученым.

Наши рекомендации