Перечень вопросов к экзамену. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция
РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ» |
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция |
Учебно-методический комплекс по дисциплине
ИСТОРИЯ и методология юридической науки
Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Форма обучения - очная
Срок освоения ООП по форме обучения - 2
Ростов-на-Дону, 2016
Составитель: Цечоев Валерий Кулиевич, доктор юридических наук, профессор
______________ «___» _________ 2016 г.
Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины разработан в соответствии с ФГОС по направлению подготовки (специальности) 40.04.01 Юриспруденция.
Обсужден на заседании кафедры теории и истории права и государства протокол № ___ от «___» _____________ 2016 г.
Зав. кафедрой Цечоев Валерий Кулиевич, доктор юридических наук, профессор
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
_______________ «___» _____________ 2016 г.
Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «История и методология юридической науки».
2.Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме перечня дискуссионных вопросов для проведения круглых столов, тематических дискуссий; фонда тестовых заданий; тем эссе; комплекта контрольных заданий и промежуточной аттестации в форме вопросов к экзамену.
3.Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «История и методология юридической науки».
4. В результате освоения дисциплины продолжается формирование компетенций:
общекультурных компетенций (ОК):
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
профессиональных компетенций (ПК):
в правоприменительной деятельности:
способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в правоохранительной деятельности:
готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
в педагогической деятельности:
способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
Перечень вопросов к экзамену
Критерии оценок:
5 баллов – студент на высоком уровне разбирается в материале, демонстрирует умение критически анализировать источники и различные точки зрения по обсуждаемой проблеме, приходит к самостоятельным аргументированным выводам и отстаивает свою точку зрения, соблюдает нормы литературной речи, приводит примеры из источников права ИЛИ студент хорошо разбирается в обсуждаемом материале, демонстрирует умение анализировать источники и различные точки зрения по обсуждаемой проблеме, соблюдает нормы литературной речи.
4 балла - студент неполно владеет материалом, при изложении фактического материала допуская отдельные неточности, знает источники, материал и различные точки зрения по обсуждаемой проблеме, но возникают трудности с их анализом, умеет излагать собственную позицию, но не все выводы носят доказательный характер.
3 балла - студент неполно владеет материалом, при изложении фактического материала допуская неточности, не знает источники, материал и различные точки зрения по обсуждаемой проблеме, но возникают трудности с их анализом умеет излагать собственную позицию, но не все выводы носят доказательный характер.
2 балла – студент не владеет материалом, не может изложить собственную позицию.
1. Предмет и функции юридической науки. Система юридических наук.
2. Юридическая наука в системе научного знания.
3. Юридическая наука и философия.
4. Предмет и функции истории юридической науки. Ее соотношение с историей, историко-юридическими науками и философией.
5. Методология юридической науки. Ее предмет и функции.
6. Соотношение методологии юридической науки с философией науки и теорией государства и права.
7. Предмет курса «История и методология юридической науки». Его значение.
8. Историография и источники по дисциплине «История и методология юридической науки».
9. Формирование правовых идей и юридической профессии в древнейших государствах (Древний Китай, Индия, Междуречье и Древний Египет).
10. Зарождение и развитие юридической науки в Древней Греции.
11. Становление диалектического метода научного познания в Древней Греции. Сократ, Платон.
12. Учение о познании Аристотеля. Его взгляды на право.
13. Юридическая наука в Древнем Риме. Ее школы.
14. Система римского права и его источники. Их значение для дальнейшего развития науки.
15. Систематизация римского права при Юстиниане: итоги и значение.
16. Развитие юриспруденции в эпоху Средневековья. Соотношение светского и церковного правоведения.
17. Рецепция римского права в Западной Европе. Значение для развития европейского права и юриспруденции.
18. Глоссаторы и постглоссаторы.
19. Становление классической научной рациональности в Новое время. Ее влияние на юриспруденцию.
20. Обновление юридической науки в Новое время.
21. Юридическое образование в Западной Европе в период Нового времени. Энциклопедия права.
22. Значение для научной методологии и методологии права философии Ф. Бэкона.
23. Учение о познании Р. Декарта. Его значение для философии науки и юридической методологии.
24. Эмпиризм и сенситивные знания Д. Локка. Его взгляды на право.
25. Развитие естественно-правовой теории. Г. Гроций.
26. Учение о познании и праве Т. Гоббса.
27. Становление отраслевой юридической науки в Западной Европе.
28. Классическая школа уголовного права. Ч. Беккариа.
29. Идеи о праве И. Канта и Г. Гегеля.
30. Значение философии И. Канта и Г. Гегеля для развития методологии науки.
31. Рационализм и учение о праве И. Фихте.
32. Становление и развитие идей неклассической научной рациональности.
33. Становление философского и юридического позитивизма. О. Конт и Д. Остин.
34. Философия утилитаризма и взгляды на право И. Бентама.
35. Западноевропейская отраслевая юридическая наука в XIX в. Юридическое образование.
36. Марксистская философия. Ее методологическое значение и влияние на правопонимание.
37. Становление и развитие юриспруденции в исламских странах. Религиозно-юридическая теория мусульманского права.
38. Социологическая школа права. Р. Иеринг, Л. Дюги, Г. Еллинек.
39. Основные направления юридической мысли в дореволюционной России.
40. Юридическое образование в дореволюционной России.
41. Психологическая школа права. Л. И. Петражицкий.
42. Социологическая школа права в дореволюционной России.
43. Отраслевая юридическая наука и ее виднейшие представители в дореволюционной России.
44. Постнеклассическая научная рациональность и ее значение для методологии юридической науки.
45. Становление, развитие и значение нормативизма. Г. Кельзен.
46. Аналитическая юриспруденция. Ее значение для методологии юридической науки. Г. Харт.
47. Юридический позитивизм и естественно-правовая теория. Их влияние на современную юридическую науку и правопонимание.
48. Интегративный подход к праву. Его значение для современной юриспруденции.
49. Познавательно-критическая философия права О. Вайнбергера.
50. Этапы становления и развития советской юридической науки. Юридическое образование в СССР.
51. Советская отраслевая юридическая наука. Ее виднейшие представители.
52. Особенности методологии юридической науки в советский период.
53. Становление российской юридической науки в 90-е гг. ХХ в. Проблемы перестройки методологии и научного мировоззрения.
54. Основные направления в юридической науке современной России. Влияние на российскую науку зарубежной юридической мысли.
55. Неопозитивизм и постпозитивизм. Их влияние на юридическую науку и методологию. К. Поппер, И. Лакатос, Л. Витгенштейн.
56. Философия науки Т. Куна. Ее значение для методологии юридической науки.
57. Э. Гуссерль и феноменологическое направление в философии. Значение для юриспруденции.
58. Эпистемы европейской истории познания М. Фуко.
59. Структурализм, постструктурализм, постмодернизм и неофрейдизм. Влияние на юридическую науку.
60. Кризисные явления в философии науки, истории, права. Пути преодоления.
61. Проблемы взаимодействия науки и общества.
62. Юридическая теория, научная школа и юридическая доктрина.
63. Философские науки и философия права.
64. Юридические типы научного познания: классические, неклассические и постнеклассические.
65. Понятие метода, методология. Классификация методов научного познания.
66. Общенаучные и частнонаучные методы в методологии юридической науки.
67. Философские категории в методологии юридической науки.
68. Понятие и понимание в философии и в юридической науке.
69. Проблема правопонимания. Различные подходы к правопониманию на современном этапе.
70. Классификация понятий и правопониманий.
71. Категория сущности. Ее применение в правоведении.
72. Философская категория истины. Проблема истины в праве. Истинность юридической теории.
73. Проблема толкования в праве.
74. Герменевтика. Юридическая герменевтика как теория и практика истолкования юридического текста.
75. Диалектика в юридической науке.
76. Исторический метод в юриспруденции. Особенности его применения в историко-правовых науках и теории государства и права.
77. Формальная логика и ее значение для юридической науки.
78. Формально-догматический метод в правоведении.
79. Сравнительный метод в юриспруденции. Сравнительное правоведение.
80. Система и структура как философские категории.
81. Категория системы в правоведении. Типы систем. Правовая система.
82. Проблема систематизации права.
83. Системный (структурно-системный) подход в методологии юридической науки.
84. Синергетика. Синергетика в юриспруденции.
85. Социологические методы в юриспруденции. Использование социологических методов в отраслевых юридических науках.
86. Психологический метод. Его использование в отдельных юридических науках.
87. Статистические и математические методы в юридической науке.
88. Информационные технологии в юридической науке.
89. Организация научного исследования. Этапы научного исследования.
90. Специфика научных исследований в отдельных юридических науках. Особенности оформления результатов исследований.
Тестовые задания
Тестовые задания выполняются студентами по результатам освоения соответствующих тем.
Критерии оценок:
В каждом тесте по 5 тестовых заданий. За каждое правильно выполненное тестовое задание студент получает по 2 балла. Однако, общее количество баллов выставляется в том случае, если выполнено минимум 3 тестовых задания. Таким образом, за тест студент может получить от 6 до 10 баллов.
1. __________________ — ведущий способ обоснования права в современных культурно-исторических условиях позволяет, прежде всего, раскрыть многогранность правовой реальности в двух её основных аспектах: онтологическом и философско-антропологическом.
Интерсубъективность
2. __________________ — это установившийся образец (эталон) мышления, совокупность онтологических убеждений, ценностных установок, схем решения типичных проблем, обеспечивающих непрерывность определенной научной или мировоззренческой традиции.
Юридический либерализм
3. __________________ науки представляет собой то, что изучает наука в своём объекте, т.е. та часть объекта, которая вовлечена в процесс исследования.
Предмет
4. __________________ рассматривают материальный мир как порождение духовного начала.
Идеалисты
5. Антидиалектический способ мышления, рассматривающий вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе, — это:
метафизика
6. Верны ли определения?
А) В современных типах правопонимания наблюдается тенденция отстаивания приоритета личности и субъективных прав, следования в юридическом познании принципам ценности человеческой жизни, свободы, равенства и справедливости.
Б) Структурно методология имеет несколько уровней, основными из которых являются: диалектико- мировоззренческий, общенаучный (междисциплинарный), частнонаучный, (Д.А. Керимов).
А — да, Б — да
8. Верны ли определения?
А) Второй глобальной научной революцией можно считать переход в конце XVIII — первой половине XIX вв. к новому состоянию науки — дисциплинарно организованной науке.
Б) Первая и вторая глобальные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и её классического типа научного познания явлений окружающего мира, в том числе и правовых.
А — да, Б — да.
9. Верны ли определения?
А) Метафизическая модель в определённой мере соответствует и классическому позитивизму, который рассматривает властную силу государства как «метафизический феномен» (О.Г. Данильян).
Б) Классическая модель осмысления права состоит в исключении собственно трансцендентального плана бытия и в отрицании признания его как единого носителя моносубъекта (индивидуального или социального).
А — да, Б — нет
10. Верны ли определения?
А) Методологические принципы можно понимать как мыслительные предпосылки, познавательные алгоритмы теоретического постижения предмета (Малахов В.П.).
Б) Первой глобальной научной революцией была революция XVIII в., ознаменовавшая собой становление классического естествознания.
А — да, Б — да
11. Верны ли определения?
А) Методологическое знание существует в двух основных формах: в виде методологических концепций, теорий и в виде отдельных методов, принципов, непосредственно входящих в саму структуру конкретно-научных теорий.
Б) К современному типу правопонимания не относится легизм.
А — да, Б — нет
12. Верны ли определения?
А) Методологию нельзя сводить к одному из следующих компонентов: мировоззрение, фундаментальные общетеоретические концепции, всеобщие философские законы и категории, общенаучные методы, частнонаучные методы.
Б) Методологические воззрения и методы обретают познавательную силу лишь в том случае, если они «переведены» на конкретные установки и требования, обусловленные природой самого объекта познания.
А — да, Б — да
13. Верны ли определения?
А) Методология как система не сводится к составляющим её компонентам, она имеет и свои собственные интегративные закономерности развития.
Б) Соотношение методологии и метода может быть представлено как диалектическое соотношения целого и части, системы и элемента, общего и отдельного.
А — да, Б — да
14. Верны ли определения?
А) Научное познание, как и все формы духовного производства, в конечном счёте необходимо для того, чтобы регулировать человеческую деятельность (В.С. Стёпин).
Б) Методология в любом исследовании составляет, как правило, его заключительную часть» (В.П. Малахов).
А — да, Б — нет
15. Верны ли определения?
А) Содержание методологии существенно превышает совокупность методов и средств познания или организации познания.
Б) Предметом методологии как специфической области теоретического исследования должно быть всё, что имеет то или иное методологическое значение, т.е. способно выполнить методологическую функцию» (В.П. Малахов).
А — да, Б — да
16. Идеализм считает, что первичным, изначальным является дух, идея, сознание, а вторичным — ...
природа (материя, бытие)
17. Интеллигибельный означает:
вымышленный, нереальный, сверхъестественный? сверхчувственный, постигаемый только разумом и недоступный чувственному познанию
18. Метод сбора первичной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного или опосредованного социально-психологического общения исследователя и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на заранее подготовленные вопросы — это:
опрос
19. Метод, который состоит в исследовании правовых категорий, дефиниций, юридических конструкций и законодательной техники специально-юридическими приёмами, предполагающими изучение внутренней и внешней формы изучения явлений, называется:
формально-юридическим
20. Метод, предполагающий изучение права в «чистом» виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т.д.), называется: формально-юридическим
21. Метод, предполагающий сопоставление юридических понятий, явлений и процессов, установление их сходства и различий, т.е. этот метод в конечном итоге предназначен для изучения различных государственно-правовых систем пyтём сопоставления одноимённых институтов, принципов, школ, называется:
сравнительно-правовым
22. Методологический принцип, означающий стремление к получению максимально достоверной информации об изучаемых явлениях, при этом влияние субъективных факторов (личное отношение, общественное мнение, сформировавшаяся традиция), по возможности, сводится к минимуму, называется:
объективностью
23. Многообразие интеллектуальных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае, — это:
традиционный анализ
24. Наиболее общее, абстрактное выражение сущности права, идеальный аспект бытия права — это:
идея права
25. Способ исследования объектов, который позволяет оценить степень государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества, различных его сфер, — это __________________ метод.
социологический
26. Способ осуществления наблюдения, когда исследователь не участвует непосредственно в наблюдаемых событиях, изучая их отстраненно, как бы извне, — это __________________ наблюдение.
невключенное
27. Способ познания, который используется для выяснения функций одних социальных явлений по отношению к другим, — это __________________ метод.
Функциональный
28. Способ познания, который направлен на раскрытие целостности объекта и выявление различных типов связи в изучаемом объекте, — это __________________ метод.
системный
29. Способ познания, который помогает получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление, — это __________________ метод.
статистический
30. Способ уяснения и разъяснение сущностного содержания закрепленного юридической нормой правила поведения — это метод ...
толкования (интерпретации) права
31. Способность человека к внерациональному постижению высших смыслов нормативно-ценностной реальности и ее связей с трансцендентными первоначалами бытия — это:
метафизическая интуиция
32. Сущность каждой вещи, ее прототип, происходящий либо из Божественного разума, либо из общего мирового принципа, другими словами, совокупность необходимых и достаточных элементов любого явления или его конструктивный принцип — это:
Идея
33. Теория научного познания — это:
эпистемология
34. Тип позитивистского правопонимания, который исходит из отождествления права и закона, называется:
легизмом
35. Тип правопонимания, который исходит из противопоставления права и закона, рассматривая под правом содержательные требования естественного права (справедливости), называется:
Юснатурализмом