Цель и смысл жизни человека.
Целью жизни называют некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека. Смысл жизни раскрывается через понимание жизни, разумность жизни, осознанность. Если человек сознает направленность своей жизни, сознательно выстраивает иерархию ценностей, сознает свои возможности и стремится к их реализации, то тем самым он задает смысл своему существованию.
Проблема смысла жизни имеет объективную и субъективную стороны и упирается в вопрос о том, находит ли человек смысл своей жизни сам или он задан человеку изначально, извне. В любом случае жизнь без понимания смысла вызывает у человека состояние психологического дискомфорта, мировоззренческого вакуума.
Каждый человек - биологическое существо, представитель вида Homo sapiens. В этой сущности он является носителем жизни и должен стремиться к сохранению и воспроизведению жизни. Жизнь как биологическое явление изначально целесообразна, и смысл жизни, следовательно, коренится в самой жизни.
К объективно-субъективному пониманию смысла жизни приводит осознание человеком принадлежности к конкретно-историческому типу общества, стремление наполнить жизнь богатством человеческих чувств и достижений разума, духовные ценности и творчество – все это и составляет духовную жизнь людей.
К духовной жизни, как правило, относят знания, веру, чувства, способности, стремления и цели людей.
Очеловечить самого себя и таким образом достичь «земного рая» – это и есть объективно-субъективное понимание смысла жизни.
Общение и коммуникация.
Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата человеку приходится в процессе деятельности прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними. Общение – это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:
1. Общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);
2. Общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которого он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);
3. Общение реального субъекта с воображаемым партнером (например, общение человека со своим «внутренним голосом»);
4. Общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).
Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу. Другие их противопоставляют друг другу.
Деятельность и общение. В современной литературе имеются разные точки зрения о взаимосвязи деятельности и общения. Можно отметить три подхода. Сторонники первого рассматривают их как синонимы и ставят знак равенства между ними. Они считают, что общение то же, что и деятельность, ввиду того, что общению присущи признаки деятельности.
Вторая точка зрения состоит в том, что деятельность и общение противопоставляются друг другу. Общение есть нечто иное, чем деятельность, т.к. оно может выступать или как условие деятельности, или как неотъемлемое свойство деятельности, но не как сама деятельность.
Третья точка зрения выражена в утверждении, что общение, наряду с деятельностью, самостоятельное, равноправное явление, существующее в действительности.
Какая из указанных точек зрения предпочтительней каждый решает сам.
Сущность общения.Его отличительные черты - это целостное рассмотрение данного явления с опорой на философские понятия, отличающиеся максимальной общностью и универсальностью. Прежде всего, такими понятиями являются «субъект» и «объект», их активность, которая проявляется в их взаимодействии. Данная активность - не ситуативная реакция на воздействие внешнего мира, а свойство, внутренне присущее субъекту. Активность человека носит осознанный и целенаправленный характер, она проявляется свободно, а не только под воздействием объективных обстоятельств.
При реализации субъектом своей осознанной активности, направленной на тот или иной объект, проявляется ценностно - избирательное отношение к миру и тем самым отличается от объекта, по отношению к которому осуществляется деятельность. В мире общения происходит взаимодействие субъекта не с объектом, а субъектом.
Общение и коммуникация.В процессе коммуникации субъект, действующий активно, передает информацию (в виде идеи, указания, знания и т.д.). Получателем информации выступает объект, который действует в соответствии с полученной командой, установкой, приказом. Роль получателя может выполнить человек, машина, животное.
Иное дело, когда передача информации происходит при общении равноправных, равнозначных, равноценных и свободных партнеров. Содержание передаваемой информации может быть таким же, как и при коммуникации. Однако механизм передачи и восприятия меняется. Объекты на обоих концах цепочки информации осознанно вступают в контакт и могут видоизменять информацию.
Коммуникация как передача информации предполагает, что тот, кто передал ее, лишается данной информации в пользу другого лица и не получает полноценной обратной связи.
Обмен мнениями может происходить в следующих формах: диалога, обмена монологами или репликами. Диалог - это столкновение разных умов, разных истин, исходных культурных позиций, составляющих единый ум, единую истину и общую культуру. Подлинный диалог непременно предполагает, что каждый из участников относительно самостоятелен, активен, несет личностное своеобразие. Обмена репликами для коммуникации вполне достаточно, если не требуется оппонирование равного партнера по общению.