Антропогенез

Тема 1. «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе».

План

1. Философские представления о социальных качествах человека. Природа и сущность человека.

2. Проблема познаваемости мира. Основной закон философии.

3. Общение. Свобода, как условие самореализации личности.

4. Деятельность и её формы.

5. Общество, как сложная система.

1.Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно: любовь к мудрости) — особая форма познания мира. К задачам философии относится изучение всеобщих законов развития общества, изучение самого процесса познания, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?» и другие.

Проблема происхождения человека - вечно волновала человечества. В науке (философии, биологии, физиологии, психологии и др.) нет единого мнения на этот счёт.

Теория происхождения человека путём эволюции (дарвинизм)называет человека результатом развития от простых форм к сложным под воздействием окружающей среды.

В настоящее время в целом существует три основных версии происхождения человека.

Версия 1. Божественная. Изложена во всех священных Писаниях.

Доказательства: Семь этапов становления вселенной, мужское начало первично относительно женского, химический состав человеческого тела соответствует каолину (фарфоровая глина) и др.

Версия 2. Инопланетная. Человек гость на земле.

Доказательства: человек обладает правом свободного выбора, очевидны несовершенства строения человеческого тела. Земное притяжение порождает не характерные для животных заболевания (артериальное давление, болезни опорно-двигательного аппарата и др.).

Версия 3. Эволюционная. Дарвинизм. Антропогенез - student2.ru

Ч.Дарвин(1809 -1882)- английский естествоиспытатель и путешественник.

Эволюция (лат.) – медленное, постепенное развитие, изменяемость живых организмов под воздействием окружающей среды

Антропогенез (греч.)– процесс развития человека как вида от простых человекообразных форм к сложным формам.

Социальный дарвинизм –социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за существование в природе (выявлен Ч. Дарвином), распространяется на отношения в человеческом обществе. «Выживает сильнейший».

2.5 млн. лет – homo habilis

1 млн. лет - homo erectus

150 тыс. лет – homo sapiens

38-40 тыс. лет – homo sapiens sapiens (человек современный) Антропогенез - student2.ru

Антропогенез

Роджер Патэрсон 1967 г. (видео)произвёл киносъёмку

Антропогенез - student2.ru

человекообразного существа на территории Северной Калифорнии в каньоне Блаф – Крик. Существо получило прозвище «снежный человек».

По внешним биометрическим показателям «снежный человек» соответствует параметрам Homo sapiens , который жил на земле 65 тысяч лет назад.

Антропогенез - student2.ru Антропогенез - student2.ru Антропогенез - student2.ru видео

Отличия человека от других живых существ:

Человек – существо, принадлежащее к двум разным мирам – природе и нравственности.

Человек способен управлять собственными инстинктами.

Человек – существо социальное ( не способен выживать в одиночку)

Человек существо «многопрограммное»

Человек способен изготовлять орудия труда.

Человек имеет духовные потребности.

Человек имеет понятия добра и зла.

Врождённые качества человека называются – способности, талант и гениальность.

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами деятельности.

Талант– высшее проявление способностей.

Гениальность- наивысшая степень проявления творческих сил человека. Гениальность связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Творчество– процесс создания нового.

Приобретённые качества человека формируются в ходе жизненной практики. А так же в процессе образования, воспитания и обучения.

Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный

носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек».

Личность – социальный (общественный) облик человека. Совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях, например, роль сына, (дочери), коллеги по работе, соседа по квартире и т.д. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются

соответствующие черты характера, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

Характер - совокупность психических свойств отдельного человека.

Формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения.
Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:
- доброта-эгоистичность,
- общительность-замкнутость,
- отзывчивость-безразличие.

Позже формируются другие черты характера:
- трудолюбие-лень,
- аккуратность-неаккуратность,
- добросовестность-злонамеренность,
- ответственность-безответственность,
- настойчивость-малодушие.
Эти качества начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности.
В начальных классах школы повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми.
В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них.
В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни.
Можно считать, что к окончанию школы характер человека в целом является сложившимся.

Наши рекомендации