Антропогенез
Тема 1. «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе».
План
1. Философские представления о социальных качествах человека. Природа и сущность человека.
2. Проблема познаваемости мира. Основной закон философии.
3. Общение. Свобода, как условие самореализации личности.
4. Деятельность и её формы.
5. Общество, как сложная система.
1.Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно: любовь к мудрости) — особая форма познания мира. К задачам философии относится изучение всеобщих законов развития общества, изучение самого процесса познания, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?» и другие.
Проблема происхождения человека - вечно волновала человечества. В науке (философии, биологии, физиологии, психологии и др.) нет единого мнения на этот счёт.
Теория происхождения человека путём эволюции (дарвинизм)называет человека результатом развития от простых форм к сложным под воздействием окружающей среды.
В настоящее время в целом существует три основных версии происхождения человека.
Версия 1. Божественная. Изложена во всех священных Писаниях.
Доказательства: Семь этапов становления вселенной, мужское начало первично относительно женского, химический состав человеческого тела соответствует каолину (фарфоровая глина) и др.
Версия 2. Инопланетная. Человек гость на земле.
Доказательства: человек обладает правом свободного выбора, очевидны несовершенства строения человеческого тела. Земное притяжение порождает не характерные для животных заболевания (артериальное давление, болезни опорно-двигательного аппарата и др.).
Версия 3. Эволюционная. Дарвинизм.
Ч.Дарвин(1809 -1882)- английский естествоиспытатель и путешественник.
Эволюция (лат.) – медленное, постепенное развитие, изменяемость живых организмов под воздействием окружающей среды
Антропогенез (греч.)– процесс развития человека как вида от простых человекообразных форм к сложным формам.
Социальный дарвинизм –социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за существование в природе (выявлен Ч. Дарвином), распространяется на отношения в человеческом обществе. «Выживает сильнейший».
2.5 млн. лет – homo habilis
1 млн. лет - homo erectus
150 тыс. лет – homo sapiens
38-40 тыс. лет – homo sapiens sapiens (человек современный)
Антропогенез
Роджер Патэрсон 1967 г. (видео)произвёл киносъёмку
человекообразного существа на территории Северной Калифорнии в каньоне Блаф – Крик. Существо получило прозвище «снежный человек».
По внешним биометрическим показателям «снежный человек» соответствует параметрам Homo sapiens , который жил на земле 65 тысяч лет назад.
видео
Отличия человека от других живых существ:
Человек – существо, принадлежащее к двум разным мирам – природе и нравственности.
Человек способен управлять собственными инстинктами.
Человек – существо социальное ( не способен выживать в одиночку)
Человек существо «многопрограммное»
Человек способен изготовлять орудия труда.
Человек имеет духовные потребности.
Человек имеет понятия добра и зла.
Врождённые качества человека называются – способности, талант и гениальность.
Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами деятельности.
Талант– высшее проявление способностей.
Гениальность- наивысшая степень проявления творческих сил человека. Гениальность связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Творчество– процесс создания нового.
Приобретённые качества человека формируются в ходе жизненной практики. А так же в процессе образования, воспитания и обучения.
Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный
носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек».
Личность – социальный (общественный) облик человека. Совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях, например, роль сына, (дочери), коллеги по работе, соседа по квартире и т.д. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются
соответствующие черты характера, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.
Характер - совокупность психических свойств отдельного человека.
Формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения.
Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:
- доброта-эгоистичность,
- общительность-замкнутость,
- отзывчивость-безразличие.
Позже формируются другие черты характера:
- трудолюбие-лень,
- аккуратность-неаккуратность,
- добросовестность-злонамеренность,
- ответственность-безответственность,
- настойчивость-малодушие.
Эти качества начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности.
В начальных классах школы повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми.
В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них.
В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни.
Можно считать, что к окончанию школы характер человека в целом является сложившимся.