Балльно-рейтинговая буквенная система оценки знаний
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Процентное содержание | Оценка по традиционной системе |
A | 4,0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3,67 | 90-94 | |
B+ | 3,33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3,0 | 80-84 | |
B- | 2,67 | 75-79 | |
C+ | 2,33 | 70-74 | Удовлетворительно |
C | 2,0 | 65-69 | |
C- | 1,67 | 60-64 | |
D+ | 1,33 | 55-59 | |
D | 50-54 | ||
F | 0-49 | Неудовлетворительно |
Общая разбалловка оценки знаний курса
Оцениваемая позиция | Количество оцениваний за 1-7 недели | Количество оцениваний за 8-15 недели | Максимальное количество баллов | Сроки выставления баллов в электронный журнал |
Текущий контроль | 100 баллов за каждое оценивание | Еженедельно (кроме первой недели) | ||
СРС | 100 баллов за каждую СРС | 4,7,11,14 недели | ||
Рубежный контроль | 100 баллов за каждый рубежный контроль | 8 и 15 недели | ||
Рейтинг допуска 1 | R 1 | 8 неделя | ||
Рейтинг допуска 2 | R2 | 15 неделя | ||
Рейтинг допуска за академический период | R = (R1+R2)/2 | 15 неделя | ||
Экзамен | E | 16-19 недели | ||
Итоговая оценка | I = R*0.6+E*0.4 |
Критерии выставления оценок
Вид контроля | Максимальная оценка | Сроки выставления баллов в журнал преподавателя |
Текущий контроль: посещаемость: 1 час – 1 баллов выполнение задания на СРСП выполнение заданий практических занятиях (тестов по ОФП, СФП; методических заданий и т.д.) активность (ответы на лекциях, семинарах и т. д.) | 100 в т.ч.: | На каждом занятии |
СРС 1 Задание1 Задание2 Задание3 | По графику сдачи заданий СРС | |
СРС 1 Задание1 Задание2 Задание3 | По графику сдачи заданий СРС | |
СРС 1 Задание1 Задание2 Задание3 | По графику сдачи заданий СРС | |
Рубежный контроль 1: Контрольная работа | 6 неделя | |
Рубежный контроль 2: контрольная работа | 15 неделя |
Политика курсаили система требований, правил поведения студентов на занятиях:
- не опаздывать на занятия;
- не пропускать занятия, в случае болезни предоставлять справку;
- пропущенные занятия отрабатывать в назначенное преподавателем время;
- отключить сотовый телефон;
- активно участвовать в учебном процессе;
- своевременно выполнять домашние задания;
- в случае их невыполнения итоговая оценка снижается;
- быть пунктуальным и обязательным.
Политика академического поведения:
- быть терпеливым, уважать и уметь выслушивать чужое мнение;
- возражения формулировать в корректной форме;
- поведение в аудитории: быть обязательным и пунктуальным, не опаздывать на занятия, на занятиях не разговаривать, не отвлекаться, отключать мобильные телефоны (снижение баллов по рейтингам);
- позднее предоставление работ (за несвоевременное выполнение домашних заданий и позднее предоставление контрольных работ – снижение баллов по рейтингам);
- отсутствие на экзамене (по уважительной причине – переносится, по неуважительной – пересдача в летний семестр на платной основе);
- пропуски (за пропуски – снижение баллов по рейтингам).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Лекционный курс
№ темы | Наименование тем лекций | Содержание тем | Объем в часах | Неделя семестра |
МОДУЛЬ 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ | ||||
Тема 1. Предмет, назначение и функции философии | Мировоззрение и философия. Соотношение мифологии, религии и философии. Функции философии: мировоззренческая, прогностическая, гуманистическая, практическая, критическая, функция рационализации и систематизации. Основные разделы философии. Роль философии и философа в жизни человека и общества. | |||
Тема 2. Философия Древнего мира. Предфилософия казахов. Философия древнего Востока. Античная философия | Предфилософия казахов. Традиционные верования протоказахов. Место философии древнего Востока в мировой философии. Роль религии в формировании философии древней Индии в рамках ведической культуры. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы древней Индии. Философия буддизма. Основные школы китайской философии. Конфуцианство как этико-социальное учение. Роль философии даосизма. Античная философия. Милетская школа философии. Элейская школа. Пифагорейское учение о числах. Школа софистов. Сократ: поворот к проблеме человека. Платон: идеи есть истинное бытие. Энциклопедизма философии Аристотеля. Кризис греческой демократии в конце 4 в. до н.э. и формирование философии эллинизма | 2-3 | ||
Тема 3. Философия Средних веков Востока и Запада | Становление школ философского богословия. Истолкование Корана мутакаллимами и мутазилитами. Неоплатонизм «Чистых братьев». Философские аспекты классического суфизма. Универсализм, энциклопедизм, пантеизм и перипатетизм арабо-мусульманской философии. Учение аль-Кинди о разуме как об единственном источнике и критерии познания действительности. Энциклопедизм знаний аль-Фараби - «Второго Учителя». Классификация наук ибн Сины. Ибн Рушд: защита философии от ортодоксального мусульманства. Распространение христианства в европейском средневековье. Апологетика как первая попытка обоснования христианского мировоззрения философскими средствами. Второй этап патристики. Особенности схоластики как логического обоснования теологии с помощью использования элементов античной философии. | |||
Тема 4. Философия эпохи Возрождения | Социально-экономические предпосылки формирования философии Возрождения Переход от теоцентризма к антропоцентризму. Гуманизм как отличительная черта эпохи Возрождения. Антропоцентризм Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи. Социально-политические концепции эпохи Ренессанса. Никколо Макиавелли: «цель оправдывает средства». Реформация как протест против ренессансного возвеличивания человека. Концепции платонизма, неоплатонизма и аристотелизма в науке и искусстве. Роль учений Николоса Кузанского, Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и Иоганна Кеплера в преодолении средневековой схоластики. Формирование гелиоцентрической картины мира. | |||
Тема 5. Философия Нового времени | Поиск методов познания: эмпиризм и рационализм, материализм и идеализм. Новая, механистическая картина мира. Господство в философии принципа «субъектно-объектных отношений». Фрэнсис Бэкон как основатель эмпирического опыта познания. «Знание - сила». Учение об идолах. Индуктивный метод познания. Рационализм Рене Декарта. Правила мышления в получении достоверного знания. Проблема субстанции. Рациональная дедукция и дуализм Декарта. Социально-политические взгляды Томаса Гоббса. Теория общественного договора. Джон Локк: естественное состояние общества как состояние свободы и равенства. Учение Локка о разделении трех ветвей власти - фундамент будущего демократического государства. Пантеизм Бенедикта Спинозы в решении проблемы субстанции. Этика Спинозы: свобода есть познанная необходимость. | |||
Тема 6. Философия европейского Просвещения ХVIII века | Общность различных типов Просвещения в истории человечества. Шарль Луи Монтескье о генезисе и сущности общества на основе естественных факторов. Франсуа Вольтер: равенство есть равенство перед законом и правом. Теория общественного договора Жан Жак Руссо. Критика феодальных устоев в произведениях Дени Дидро. Создание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусства и ремесел». Просвещение как путь к социальному прогрессу. | |||
Тема 7. Классическая немецкая философия | Трансцендентальная философия Иммануила Канта как теория познания. Учение об антиномиях. Категорический императив Канта как проявление практического разума человека. Гегелевское учение о диалектике. Вильгельм Гегель об объективности научных категорий. Абсолютная идея как целостный мировой разум. Тождество бытия и разума. Особенности логики Гегеля. Национальный дух - двигатель исторического развития. Антропологический материализм Людвига Фейербаха. Теория религии любви. Любовь как универсальный закон разума и природы. | |||
Тема 8. Философия конца ХVIII - начала XXI веков | Учение Карла Маркса как соединение фейербаховского гуманизма с критическим социальным анализом. Материалистическое понимание истории: материальное производство как основа всего процесса развития общества в целом. Теория общественно-экономических формаций. диалектики и формах движения материи. Позитивизм: провозглашение культа науки и изменения предмета и роли философии. Основные проблемы махизма - второго этапа позитивизма. Эмпириокритицзм и субъективный идеализм Эрнеста Маха и Рихарда Авенариуса. Герменевтика как общая теория понимания. Предпосылки формирования «Философии жизни». Пессимистическая философия Артура Шопенгауэра: мир как неразумная воля и слепая сила. Фридрих Ницше о переоценке христианских ценностей. Учение о сверхчеловеке. Логический позитивизм, аналитическая философия как третий этап позитивизма. Постпозитивизм о гипотетическом характере любого научного знания. Карл Поппер: принципы демаркации и фальсификации научного утверждения. Социально-философские условия формирования экзистенциализма. Психоаналитическая философия. Учение о бессознательном Зигмунда Фрейда. Философия прагматизма. | |||
Тема 9. Казахская философия | Философское содержание казахского фольклора как отражение многообразной жизни и истории казахов. Общественно-политические условия формирования Казахского Просвещения, его отличия от европейского и русского Просвещения. Антропоцентризм и гуманизм философии Чокана Валихапова, Ибрая Алтынсарина и Абая Кунанбаева. Философское произведение «Қара сөз» (Слова назидания) Абая как уникальное явление мировой культуры. Философия религии и нравственная философия Абая Кунанбаева. Особенности общественно-философских взглядов звездной плеяды казахской интеллигенции начала XX века.. Основные проблемы казахстанской философии советского периода: изучение проблем диалектики, философских проблем естествознания, межнациональных отношений, научного атеизма, истории казахской общественной и философской мысли, философского наследия аль-Фараби. Казахстанская философия постсоветского периода: обращение к духовным истокам казахской национальной философии и культуры, изучение «белых пятен» в казахской философии, поиски новых путей развития независимого Казахстана, философское осмысление традиционной и городской культуры, ренессанс фарабиеведения. | |||
МОДУЛЬ 2. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ МИРА | ||||
Тема 10. Бытие как центральная категория онтологии | Онтология - философское учение о бытии. Бытие материальное и идеальное. Основные формы бытия: бытие «первой» и «второй» природы; бытие человека, духовное (идеальное) бытие, социальное бытие. Понятие «материя». Эволюция представлений о материи в философии и науке. Движение как способ существования материи. Основные формы движения. Пространство и время как атрибуты материи. Пространственно-временные отношения в неживой и живой природе. Специфика социально-исторического пространства и времени. | |||
Тема 11. Принцип развития: диалектика и синергетика | Развитие как атрибут бытия. Диалектика как философская теория развития. Принципы, законы и категории диалектики. Принцип всеобщей взаимной связи. Принцип развития через противоречия. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон отрицания отрицания. Категории диалектики: сущность и явление; единичное, особенное, всеобщее; форма и содержание; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность. Синергетика как наука об общих закономерностях процессов самоорганизации открытых нелинейных систем | |||
Тема 12. Возможности и границы познания. Специфика научного познания | Специфика познавательного отношения человека к миру. Основные подходы к проблеме познаваемости мира: гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Особенности научного познания. Субъект и объект познания. Эмпирический и теоретический уровни познания. Чувственная и рациональная ступени познания и их формы. Познание и творчество. Творчество и интуиция. Объяснение и понимание. Познание как постижение истины. Истина и заблуждение. Истина и ценность. Эмпирические и внеэмпирические критерии истины. | |||
МОДУЛЬ 3. ФИЛОСОФИЯ В ПОИСКЕ И РАЗВИТИИ | ||||
Тема 13. Философская антропология | Философская антропология. Основные образы человека в истории философии. Натурализаторская интерпретация человека как природного существа. Философско-религиозная концепция человека и духовно-нравственные основания личности. Социологизаторския стратегия осмысления природы человека и марксистская концепция личности как совокупности общественных отношений. Экзистенциально-персоналистские концепции человека. Психоаналитическая интерпретация человека. Антропологический кризис в европейской философии: Фрейд, Ницше, Фуко и др. Разработка и обоснование «синтетической» концепции человека в философской антропологии: М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер. Проблема смысла жизни в истории философии. Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте современного человечества. | |||
Тема 14 Социальная философия | Предмет социальной философии. Общество как система. Типы общества. Социальная структура общества.. Современные концепции социальной стратификации. Пути и перспективы развития открытого демократического казахстанского общества. Евразийство и развитие казахстанского общества. Социокультурные, идеологические и геополитические основы евразийства Идея «Мәңгілік ел». Цивилизационная идентификация Казахстана в глобализирующемся мире. Цивилизационная концепция истории. Социокультурный подход как синтез формационного и цивилизационного подходов к периодизации истории. Н. Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби, П. Сорокин, Элвин Тоффлер о развитии истории. | |||
Тема 15. Философское осмысление глобальных вызовов современности | Характеристика основных глобальных проблем современности. Создание Римского клуба как попытка привлечь внимание к глобальным проблемам и поиска путей их разрешения. Своеобразие современного глобального сознания. Стратегия «Казахстан-2050»: Н.А. Назарбаев о десяти глобальных вызовах современности. Устойчивое развитие как оптимальный вид социального прогресса. |
Семинарские занятия
№ темы | Наименование тем занятий | Содержание тем | Объем в часах | Неделя семестра |
МОДУЛЬ 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ | ||||
Тема 1. Предмет, назначение и функции философии | 1. Мировоззрение и философия. 2. Соотношение мифологии, религии и философии. 3. Функции философии: мировоззренческая, прогностическая, гуманистическая, практическая, критическая, функция рационализации и систематизации. 4. Основные разделы философии. 5. Роль философии и философа в жизни человека и общества. | |||
Тема 2. Философия Древнего мира. Предфилософия казахов. Философия древнего Востока. Античная философия | 1. Предфилософия казахов. Традиционные верования протоказахов. 2. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы древней Индии. 3. Философия буддизма. 4. Конфуцианство как этико-социальное учение. 5. Философия даосизма. 6. Античная философия. Милетская школа философии. 7. Элейская школа. Пифагорейское учение о числах. 8. Школа софистов. Сократ: поворот к проблеме человека. 9. Философское учение Платона. 10 Энциклопедизм философии Аристотеля. 11. Кризис греческой демократии в конце 4 в. до н.э. и формирование философии эллинизма | 2-3 | ||
Тема 3. Философия Средних веков Востока и Запада | 1. Истолкование Корана мутакаллимами и мутазилитами. Неоплатонизм «Чистых братьев». 2. Философские аспекты классического суфизма. 3. Учение аль-Кинди о разуме как об единственном источнике и критерии познания действительности. 4. Энциклопедизм знаний аль-Фараби - «Второго Учителя». Классификация наук ибн Сины. Ибн Рушд: защита философии от ортодоксального мусульманства. 5. Распространение христианства в европейском средневековье. 6. Патристика и схоластика. | |||
Тема 4. Философия эпохи Возрождения | 1. Социально-экономические предпосылки формирования философии Возрождения. 2. Переход от теоцентризма к антропоцентризму. Гуманизм как отличительная черта эпохи Возрождения. 3. Антропоцентризм Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи. 4. Социально-политическая концепция Никколо Макиавелли: «цель оправдывает средства». 5. Реформация как протест против ренессансного возвеличивания человека. 6. Роль учений Николоса Кузанского, Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и Иоганна Кеплера в преодолении средневековой схоластики. Формирование гелиоцентрической картины мира. | |||
Тема 5. Философия Нового времени | 1. Поиск методов познания: эмпиризм и рационализм, материализм и идеализм. 2. Фрэнсис Бэкон: учение об идолах и индуктивном методе познания. 3. Рационализм Рене Декарта. 4. Социально-политические взгляды Томаса Гоббса и Джона Локка. 5. Пантеизм Бенедикта Спинозы в решении проблемы субстанции. Этика Спинозы: свобода есть познанная необходимость. | |||
Тема 6. Философия европейского Просвещения ХVIII века | 1. Шарль Луи Монтескье о генезисе и сущности общества на основе естественных факторов. 2. Франсуа Вольтер: равенство есть равенство перед законом и правом. 3. Теория общественного договора Жан Жак Руссо. 4. Критика феодальных устоев в произведениях Дени Дидро. Создание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусства и ремесел». | |||
Тема 7. Классическая немецкая философия | 1. Трансцендентальная философия Иммануила Канта как теория познания. Учение об антиномиях. Категорический императив Канта как проявление практического разума человека. 2. Гегелевское учение о диалектике. Абсолютная идея как целостный мировой разум. 3. Антропологический материализм Людвига Фейербаха. Теория религии любви. 5. Учение Карла Маркса как соединение фейербаховского гуманизма с критическим социальным анализом. Теория общественно-экономических формаций. Материалистическая диалектика. | |||
Тема 8. Философия конца ХVIII - начала XXI веков | 1. Позитивизм: провозглашение культа науки и изменения предмета и роли философии. Этапы позитивизма. 2. Пессимистическая •философия Артура Шопенгауэра: мир как неразумная воля и слепая сила. 3. Фридрих Ницше о переоценке христианских ценностей. Учение о сверхчеловеке. 4. Философия экзистенциализма. 5. Психоаналитическая философия. Учение о бессознательном Зигмунда Фрейда. 6. Философия прагматизма. | |||
Тема 9. Казахская философия | 1. Философское содержание казахского фольклора как отражение многообразной жизни и истории казахов. 2. Антропоцентризм и гуманизм философии Чокана Валихапова, Ибрая Алтынсарина и Абая Кунанбаева. 3. Философское произведение «Қара сөз» (Слова назидания) Абая как уникальное явление мировой культуры. Философия религии и нравственная философия Абая Кунанбаева. 4. Особенности общественно-философских взглядов звездной плеяды казахской интеллигенции начала XX века.. 5. Основные проблемы казахстанской философии советского периода. 6. Казахстанская философия постсоветского периода. | |||
МОДУЛЬ 2. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ МИРА | ||||
Тема 10. Бытие как центральная категория онтологии | 1. Онтология - философское учение о бытии. 2. Понятие «материя». Эволюция представлений о материи в философии и науке. 3. Движение как способ существования материи. Основные формы движения. 4. Пространство и время как атрибуты материи. Пространственно-временные отношения в неживой и живой природе. Специфика социально-исторического пространства и времени. | |||
Тема 11. Принцип развития: диалектика и синергетика | 1. Диалектика как философская теория развития. 2. Принципы и законы диалектики. 3. Категории диалектики: сущность и явление; единичное, особенное, всеобщее; форма и содержание; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность. 4. Синергетика как наука об общих закономерностях процессов самоорганизации открытых нелинейных систем | |||
Тема 12. Возможности и границы познания. Специфика научного познания | 1. Основные подходы к проблеме познаваемости мира: гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. 2. Особенности научного познания. Субъект и объект познания. Эмпирический и теоретический уровни познания. Чувственная и рациональная ступени познания и их формы. 3. Познание как постижение истины. 4. Истина и заблуждение. Истина и ценность. Эмпирические и внеэмпирические критерии истины. | |||
МОДУЛЬ 3. ФИЛОСОФИЯ В ПОИСКЕ И РАЗВИТИИ | ||||
Тема 13. Философская антропология | 1. Натурализаторская интерпретация человека как природного существа. 2. Философско-религиозная концепция человека и духовно-нравственные основания личности. 3. Социологизаторския стратегия осмысления природы человека и марксистская концепция личности как совокупности общественных отношений. 4. Экзистенциально-персоналистские концепции человека. 5. Психоаналитическая интерпретация человека. 6. Разработка и обоснование «синтетической» концепции человека в философской антропологии: М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер. 7. Проблема смысла жизни в истории философии. Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте современного человечества. | |||
Тема 14 Социальная философия | 1. Общество как система. 2. Типы общества. 3. Социальная структура общества.. Современные концепции социальной стратификации. 4. Цивилизационная идентификация Казахстана в глобализирующемся мире. 5. Цивилизационная концепция истории. 6. Н. Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби, П. Сорокин, Элвин Тоффлер о развитии истории. | |||
Тема 15. Философское осмысление глобальных вызовов современности | 1. Характеристика основных глобальных проблем современности. 2. Создание Римского клуба как попытка привлечь внимание к глобальным проблемам и поиска путей их разрешения. Своеобразие современного глобального сознания. 3. Стратегия «Казахстан-2050»: Н.А. Назарбаев о десяти глобальных вызовах современности. 4. Устойчивое развитие как оптимальный вид социального прогресса. | |||