Балльно-рейтинговая буквенная система оценки знаний

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Процентное содержание Оценка по традиционной системе
A 4,0 95-100 Отлично
A- 3,67 90-94
B+ 3,33 85-89 Хорошо
B 3,0 80-84
B- 2,67 75-79
C+ 2,33 70-74 Удовлетворительно
C 2,0 65-69
C- 1,67 60-64
D+ 1,33 55-59
D 50-54
F 0-49 Неудовлетворительно

Общая разбалловка оценки знаний курса

Оцениваемая позиция Количество оцениваний за 1-7 недели Количество оцениваний за 8-15 недели Максимальное количество баллов Сроки выставления баллов в электронный журнал
Текущий контроль 100 баллов за каждое оценивание Еженедельно (кроме первой недели)
СРС 100 баллов за каждую СРС 4,7,11,14 недели
Рубежный контроль 100 баллов за каждый рубежный контроль 8 и 15 недели
Рейтинг допуска 1 R 1 8 неделя
Рейтинг допуска 2 R2 15 неделя
Рейтинг допуска за академический период R = (R1+R2)/2 15 неделя
Экзамен E 16-19 недели
Итоговая оценка I = R*0.6+E*0.4  

Критерии выставления оценок

Вид контроля Максимальная оценка Сроки выставления баллов в журнал преподавателя
Текущий контроль: посещаемость: 1 час – 1 баллов выполнение задания на СРСП выполнение заданий практических занятиях (тестов по ОФП, СФП; методических заданий и т.д.) активность (ответы на лекциях, семинарах и т. д.) 100 в т.ч.:         На каждом занятии    
СРС 1 Задание1 Задание2 Задание3     По графику сдачи заданий СРС
СРС 1 Задание1 Задание2 Задание3     По графику сдачи заданий СРС
СРС 1 Задание1 Задание2 Задание3     По графику сдачи заданий СРС
Рубежный контроль 1: Контрольная работа     6 неделя
Рубежный контроль 2: контрольная работа     15 неделя

Политика курсаили система требований, правил поведения студентов на занятиях:

- не опаздывать на занятия;

- не пропускать занятия, в случае болезни предоставлять справку;

- пропущенные занятия отрабатывать в назначенное преподавателем время;

- отключить сотовый телефон;

- активно участвовать в учебном процессе;

- своевременно выполнять домашние задания;

- в случае их невыполнения итоговая оценка снижается;

- быть пунктуальным и обязательным.

Политика академического поведения:

- быть терпеливым, уважать и уметь выслушивать чужое мнение;

- возражения формулировать в корректной форме;

- поведение в аудитории: быть обязательным и пунктуальным, не опаздывать на занятия, на занятиях не разговаривать, не отвлекаться, отключать мобильные телефоны (снижение баллов по рейтингам);

- позднее предоставление работ (за несвоевременное выполнение домашних заданий и позднее предоставление контрольных работ – снижение баллов по рейтингам);

- отсутствие на экзамене (по уважительной причине – переносится, по неуважительной – пересдача в летний семестр на платной основе);

- пропуски (за пропуски – снижение баллов по рейтингам).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Лекционный курс

№ темы Наименование тем лекций Содержание тем Объем в часах Неделя семестра
  МОДУЛЬ 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ  
Тема 1. Предмет, назначение и функции философии Мировоззрение и философия. Соотношение мифологии, религии и философии. Функции философии: мировоззренческая, прогностическая, гуманистическая, практическая, критическая, функция рационализации и систематизации. Основные разделы философии. Роль философии и философа в жизни человека и общества.
Тема 2. Философия Древнего мира. Предфилософия казахов. Философия древнего Востока. Античная философия Предфилософия казахов. Традиционные верования протоказахов. Место философии древнего Востока в мировой философии. Роль религии в формировании философии древней Индии в рамках ведической культуры. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы древней Индии. Философия буддизма. Основные школы китайской философии. Конфуцианство как этико-социальное учение. Роль философии даосизма. Античная философия. Милетская школа философии. Элейская школа. Пифагорейское учение о числах. Школа софистов. Сократ: поворот к проблеме человека. Платон: идеи есть истинное бытие. Энциклопедизма философии Аристотеля. Кризис греческой демократии в конце 4 в. до н.э. и формирование философии эллинизма 2-3
Тема 3. Философия Средних веков Востока и Запада Становление школ философского богословия. Истолкование Корана мутакаллимами и мутазилитами. Неоплатонизм «Чистых братьев». Философские аспекты классического суфизма. Универсализм, энциклопедизм, пантеизм и перипатетизм арабо-мусульманской философии. Учение аль-Кинди о разуме как об единственном источнике и критерии познания действительности. Энциклопедизм знаний аль-Фараби - «Второго Учителя». Классификация наук ибн Сины. Ибн Рушд: защита философии от ортодоксального мусульманства. Распространение христианства в европейском средневековье. Апологетика как первая попытка обоснования христианского мировоззрения философскими средствами. Второй этап патристики. Особенности схоластики как логического обоснования теологии с помощью использования элементов античной философии.
Тема 4. Философия эпохи Возрождения Социально-экономические предпосылки формирования философии Возрождения Переход от теоцентризма к антропоцентризму. Гуманизм как отличительная черта эпохи Возрождения. Антропоцентризм Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи. Социально-политические концепции эпохи Ренессанса. Никколо Макиавелли: «цель оправдывает средства». Реформация как протест против ренессансного возвеличивания человека. Концепции платонизма, неоплатонизма и аристотелизма в науке и искусстве. Роль учений Николоса Кузанского, Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и Иоганна Кеплера в преодолении средневековой схоластики. Формирование гелиоцентрической картины мира.  
Тема 5. Философия Нового времени Поиск методов познания: эмпиризм и рационализм, материализм и идеализм. Новая, механистическая картина мира. Господство в философии принципа «субъектно-объектных отношений». Фрэнсис Бэкон как основатель эмпирического опыта познания. «Знание - сила». Учение об идолах. Индуктивный метод познания. Рационализм Рене Декарта. Правила мышления в получении достоверного знания. Проблема субстанции. Рациональная дедукция и дуализм Декарта. Социально-политические взгляды Томаса Гоббса. Теория общественного договора. Джон Локк: естественное состояние общества как состояние свободы и равенства. Учение Локка о разделении трех ветвей власти - фундамент будущего демократического государства. Пантеизм Бенедикта Спинозы в решении проблемы субстанции. Этика Спинозы: свобода есть познанная необходимость.  
Тема 6. Философия европейского Просвещения ХVIII века Общность различных типов Просвещения в истории человечества. Шарль Луи Монтескье о генезисе и сущности общества на основе естественных факторов. Франсуа Вольтер: равенство есть равенство перед законом и правом. Теория общественного договора Жан Жак Руссо. Критика феодальных устоев в произведениях Дени Дидро. Создание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусства и ремесел». Просвещение как путь к социальному прогрессу.  
Тема 7. Классическая немецкая философия Трансцендентальная философия Иммануила Канта как теория познания. Учение об антиномиях. Категорический императив Канта как проявление практического разума человека. Гегелевское учение о диалектике. Вильгельм Гегель об объективности научных категорий. Абсолютная идея как целостный мировой разум. Тождество бытия и разума. Особенности логики Гегеля. Национальный дух - двигатель исторического развития. Антропологический материализм Людвига Фейербаха. Теория религии любви. Любовь как универсальный закон разума и природы.  
Тема 8. Философия конца ХVIII - начала XXI веков Учение Карла Маркса как соединение фейербаховского гуманизма с критическим социальным анализом. Материалистическое понимание истории: материальное производство как основа всего процесса развития общества в целом. Теория общественно-экономических формаций. диалектики и формах движения материи. Позитивизм: провозглашение культа науки и изменения предмета и роли философии. Основные проблемы махизма - второго этапа позитивизма. Эмпириокритицзм и субъективный идеализм Эрнеста Маха и Рихарда Авенариуса. Герменевтика как общая теория понимания. Предпосылки формирования «Философии жизни». Пессимистическая философия Артура Шопенгауэра: мир как неразумная воля и слепая сила. Фридрих Ницше о переоценке христианских ценностей. Учение о сверхчеловеке. Логический позитивизм, аналитическая философия как третий этап позитивизма. Постпозитивизм о гипотетическом характере любого научного знания. Карл Поппер: принципы демаркации и фальсификации научного утверждения. Социально-философские условия формирования экзистенциализма. Психоаналитическая философия. Учение о бессознательном Зигмунда Фрейда. Философия прагматизма.
Тема 9. Казахская философия Философское содержание казахского фольклора как отражение многообразной жизни и истории казахов. Общественно-политические условия формирования Казахского Просвещения, его отличия от европейского и русского Просвещения. Антропоцентризм и гуманизм философии Чокана Валихапова, Ибрая Алтынсарина и Абая Кунанбаева. Философское произведение «Қара сөз» (Слова назидания) Абая как уникальное явление мировой культуры. Философия религии и нравственная философия Абая Кунанбаева. Особенности общественно-философских взглядов звездной плеяды казахской интеллигенции начала XX века.. Основные проблемы казахстанской философии советского периода: изучение проблем диалектики, философских проблем естествознания, межнациональных отношений, научного атеизма, истории казахской общественной и философской мысли, философского наследия аль-Фараби. Казахстанская философия постсоветского периода: обращение к духовным истокам казахской национальной философии и культуры, изучение «белых пятен» в казахской философии, поиски новых путей развития независимого Казахстана, философское осмысление традиционной и городской культуры, ренессанс фарабиеведения.  
  МОДУЛЬ 2. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ МИРА    
Тема 10. Бытие как центральная категория онтологии Онтология - философское учение о бытии. Бытие материальное и идеальное. Основные формы бытия: бытие «первой» и «второй» природы; бытие человека, духовное (идеальное) бытие, социальное бытие. Понятие «материя». Эволюция представлений о материи в философии и науке. Движение как способ существования материи. Основные формы движения. Пространство и время как атрибуты материи. Пространственно-временные отношения в неживой и живой природе. Специфика социально-исторического пространства и времени.  
Тема 11. Принцип развития: диалектика и синергетика Развитие как атрибут бытия. Диалектика как философская теория развития. Принципы, законы и категории диалектики. Принцип всеобщей взаимной связи. Принцип развития через противоречия. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон отрицания отрицания. Категории диалектики: сущность и явление; единичное, особенное, всеобщее; форма и содержание; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность. Синергетика как наука об общих закономерностях процессов самоорганизации открытых нелинейных систем  
Тема 12. Возможности и границы познания. Специфика научного познания Специфика познавательного отношения человека к миру. Основные подходы к проблеме познаваемости мира: гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Особенности научного познания. Субъект и объект познания. Эмпирический и теоретический уровни познания. Чувственная и рациональная ступени познания и их формы. Познание и творчество. Творчество и интуиция. Объяснение и понимание. Познание как постижение истины. Истина и заблуждение. Истина и ценность. Эмпирические и внеэмпирические критерии истины.    
  МОДУЛЬ 3. ФИЛОСОФИЯ В ПОИСКЕ И РАЗВИТИИ  
Тема 13. Философская антропология Философская антропология. Основные образы человека в истории философии. Натурализаторская интерпретация человека как природного существа. Философско-религиозная концепция человека и духовно-нравственные основания личности. Социологизаторския стратегия осмысления природы человека и марксистская концепция личности как совокупности общественных отношений. Экзистенциально-персоналистские концепции человека. Психоаналитическая интерпретация человека. Антропологический кризис в европейской философии: Фрейд, Ницше, Фуко и др. Разработка и обоснование «синтетической» концепции человека в философской антропологии: М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер. Проблема смысла жизни в истории философии. Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте современного человечества.  
Тема 14 Социальная философия Предмет социальной философии. Общество как система. Типы общества. Социальная структура общества.. Современные концепции социальной стратификации. Пути и перспективы развития открытого демократического казахстанского общества. Евразийство и развитие казахстанского общества. Социокультурные, идеологические и геополитические основы евразийства Идея «Мәңгілік ел». Цивилизационная идентификация Казахстана в глобализирующемся мире. Цивилизационная концепция истории. Социокультурный подход как синтез формационного и цивилизационного подходов к периодизации истории. Н. Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби, П. Сорокин, Элвин Тоффлер о развитии истории.  
Тема 15. Философское осмысление глобальных вызовов современности Характеристика основных глобальных проблем современности. Создание Римского клуба как попытка привлечь внимание к глобальным проблемам и поиска путей их разрешения. Своеобразие современного глобального сознания. Стратегия «Казахстан-2050»: Н.А. Назарбаев о десяти глобальных вызовах современности. Устойчивое развитие как оптимальный вид социального прогресса.  

Семинарские занятия

№ темы Наименование тем занятий Содержание тем Объем в часах Неделя семестра
  МОДУЛЬ 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ    
Тема 1. Предмет, назначение и функции философии 1. Мировоззрение и философия. 2. Соотношение мифологии, религии и философии. 3. Функции философии: мировоззренческая, прогностическая, гуманистическая, практическая, критическая, функция рационализации и систематизации. 4. Основные разделы философии. 5. Роль философии и философа в жизни человека и общества.
Тема 2. Философия Древнего мира. Предфилософия казахов. Философия древнего Востока. Античная философия 1. Предфилософия казахов. Традиционные верования протоказахов. 2. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы древней Индии. 3. Философия буддизма. 4. Конфуцианство как этико-социальное учение. 5. Философия даосизма. 6. Античная философия. Милетская школа философии. 7. Элейская школа. Пифагорейское учение о числах. 8. Школа софистов. Сократ: поворот к проблеме человека. 9. Философское учение Платона. 10 Энциклопедизм философии Аристотеля. 11. Кризис греческой демократии в конце 4 в. до н.э. и формирование философии эллинизма 2-3
Тема 3. Философия Средних веков Востока и Запада 1. Истолкование Корана мутакаллимами и мутазилитами. Неоплатонизм «Чистых братьев». 2. Философские аспекты классического суфизма. 3. Учение аль-Кинди о разуме как об единственном источнике и критерии познания действительности. 4. Энциклопедизм знаний аль-Фараби - «Второго Учителя». Классификация наук ибн Сины. Ибн Рушд: защита философии от ортодоксального мусульманства. 5. Распространение христианства в европейском средневековье. 6. Патристика и схоластика.
Тема 4. Философия эпохи Возрождения 1. Социально-экономические предпосылки формирования философии Возрождения. 2. Переход от теоцентризма к антропоцентризму. Гуманизм как отличительная черта эпохи Возрождения. 3. Антропоцентризм Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи. 4. Социально-политическая концепция Никколо Макиавелли: «цель оправдывает средства». 5. Реформация как протест против ренессансного возвеличивания человека. 6. Роль учений Николоса Кузанского, Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и Иоганна Кеплера в преодолении средневековой схоластики. Формирование гелиоцентрической картины мира.  
Тема 5. Философия Нового времени 1. Поиск методов познания: эмпиризм и рационализм, материализм и идеализм. 2. Фрэнсис Бэкон: учение об идолах и индуктивном методе познания. 3. Рационализм Рене Декарта. 4. Социально-политические взгляды Томаса Гоббса и Джона Локка. 5. Пантеизм Бенедикта Спинозы в решении проблемы субстанции. Этика Спинозы: свобода есть познанная необходимость.  
Тема 6. Философия европейского Просвещения ХVIII века 1. Шарль Луи Монтескье о генезисе и сущности общества на основе естественных факторов. 2. Франсуа Вольтер: равенство есть равенство перед законом и правом. 3. Теория общественного договора Жан Жак Руссо. 4. Критика феодальных устоев в произведениях Дени Дидро. Создание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусства и ремесел».
Тема 7. Классическая немецкая философия 1. Трансцендентальная философия Иммануила Канта как теория познания. Учение об антиномиях. Категорический императив Канта как проявление практического разума человека. 2. Гегелевское учение о диалектике. Абсолютная идея как целостный мировой разум. 3. Антропологический материализм Людвига Фейербаха. Теория религии любви. 5. Учение Карла Маркса как соединение фейербаховского гуманизма с критическим социальным анализом. Теория общественно-экономических формаций. Материалистическая диалектика.
Тема 8. Философия конца ХVIII - начала XXI веков 1. Позитивизм: провозглашение культа науки и изменения предмета и роли философии. Этапы позитивизма. 2. Пессимистическая •философия Артура Шопенгауэра: мир как неразумная воля и слепая сила. 3. Фридрих Ницше о переоценке христианских ценностей. Учение о сверхчеловеке. 4. Философия экзистенциализма. 5. Психоаналитическая философия. Учение о бессознательном Зигмунда Фрейда. 6. Философия прагматизма.
Тема 9. Казахская философия 1. Философское содержание казахского фольклора как отражение многообразной жизни и истории казахов. 2. Антропоцентризм и гуманизм философии Чокана Валихапова, Ибрая Алтынсарина и Абая Кунанбаева. 3. Философское произведение «Қара сөз» (Слова назидания) Абая как уникальное явление мировой культуры. Философия религии и нравственная философия Абая Кунанбаева. 4. Особенности общественно-философских взглядов звездной плеяды казахской интеллигенции начала XX века.. 5. Основные проблемы казахстанской философии советского периода. 6. Казахстанская философия постсоветского периода.
МОДУЛЬ 2. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ МИРА
Тема 10. Бытие как центральная категория онтологии 1. Онтология - философское учение о бытии. 2. Понятие «материя». Эволюция представлений о материи в философии и науке. 3. Движение как способ существования материи. Основные формы движения. 4. Пространство и время как атрибуты материи. Пространственно-временные отношения в неживой и живой природе. Специфика социально-исторического пространства и времени.  
Тема 11. Принцип развития: диалектика и синергетика 1. Диалектика как философская теория развития. 2. Принципы и законы диалектики. 3. Категории диалектики: сущность и явление; единичное, особенное, всеобщее; форма и содержание; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность. 4. Синергетика как наука об общих закономерностях процессов самоорганизации открытых нелинейных систем
Тема 12. Возможности и границы познания. Специфика научного познания 1. Основные подходы к проблеме познаваемости мира: гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. 2. Особенности научного познания. Субъект и объект познания. Эмпирический и теоретический уровни познания. Чувственная и рациональная ступени познания и их формы. 3. Познание как постижение истины. 4. Истина и заблуждение. Истина и ценность. Эмпирические и внеэмпирические критерии истины.
МОДУЛЬ 3. ФИЛОСОФИЯ В ПОИСКЕ И РАЗВИТИИ
Тема 13. Философская антропология 1. Натурализаторская интерпретация человека как природного существа. 2. Философско-религиозная концепция человека и духовно-нравственные основания личности. 3. Социологизаторския стратегия осмысления природы человека и марксистская концепция личности как совокупности общественных отношений. 4. Экзистенциально-персоналистские концепции человека. 5. Психоаналитическая интерпретация человека. 6. Разработка и обоснование «синтетической» концепции человека в философской антропологии: М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер. 7. Проблема смысла жизни в истории философии. Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте современного человечества.  
Тема 14 Социальная философия 1. Общество как система. 2. Типы общества. 3. Социальная структура общества.. Современные концепции социальной стратификации. 4. Цивилизационная идентификация Казахстана в глобализирующемся мире. 5. Цивилизационная концепция истории. 6. Н. Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби, П. Сорокин, Элвин Тоффлер о развитии истории.  
Тема 15. Философское осмысление глобальных вызовов современности 1. Характеристика основных глобальных проблем современности. 2. Создание Римского клуба как попытка привлечь внимание к глобальным проблемам и поиска путей их разрешения. Своеобразие современного глобального сознания. 3. Стратегия «Казахстан-2050»: Н.А. Назарбаев о десяти глобальных вызовах современности. 4. Устойчивое развитие как оптимальный вид социального прогресса.
       

Наши рекомендации