Коллоквиум по философии научного знания

План семинарского занятия № 2 по философии научного знания

Тема: Наука в культуре современной цивилизации

1. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности.

2. Особенности научного познания. Виды знания.

3. Наука и философия. Наука и искусство.

4. Функции науки в жизни общества.

План семинарского занятия № 3 по философии научного знания

Тема: Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

(8 часов)

1. Генезис и проблема периодизации истории науки.

2. Культура античного полиса и формирование первых форм теоретического знания.

3. Средневековая наука.

4. Становление опытной науки в Новоевропейской культуре.

5. Формирование науки как профессиональной деятельности. . Возникновение дисциплинарно организованной науки.

6. Революция в естествознании конец 19 – начало 20 века и становление идей и методов неклассической науки.

Коллоквиум по философии научного знания

Тема: Структура научного знания

(8 часов)

1. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания.

2. Структура эмпирического знания.

3. Структура теоретического знания.

4. Основания науки. Научная картина мира.

5. Философские основания науки.

6. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность.

7. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.

8. Формы научного познания как единицы логико-методологического анализа.

Список литературы:

Андреев И.Д. О методах научного познания. М., 1964.

Андреев И.Д. Теория как форма организации научного знания. М.. 1979.

Ахтямов М.А. Идеализация в естественно-научном познании. М., 1978.

Баженов Л.Б. Строение и функции естественно-научной теории. М., 1978.

Берков В.Ф. Структура и генезис научной проблемы. Минск, 1983.

Берков В.Ф. Философия и методология науки: Учебное пособие / В.Ф. Берков. – М., 2004.

Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.

Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. Структуры системного знания: Пособие для студентов вузов. М., 1994.

Быков В.В. Методы науки. М., 1974.

Вавилов С.И. О математической гипотезе: Избранные сочинения. Т. 3. М., 1956.

Введение в логику и методологию науки. М.; Новосибирск, 1994.

Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1978.

Визгин В.П. Методологические принципы и научно-исследовательские программы // Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982.

Войшвилло Е.К. Понятие. М., 1967.

Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. Логико-гносеологический анализ. М., 1989.

Ворожнов В.П., Москаленко А.Т., Шубина М.П. Гносеологическая природа и методологическая функция научной теории. Новосибирск, 1990.

Воронин Ю.А. Теория классифицирования и ее приложения. Новосибирск, 1985.

Гайденко П.П. Культурно-исторический аспект эволюции науки // Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982.

Геворкян Г.А. Гипотеза и ее роль в науке. Ереван, 1959.

Голованов В.Н. Законы в системе научного знания. М., 1970.

Горский Д.П. Вопросы абстракции и образование понятий. М., 1961.

Горский Д.П. Определение. М., 1974.

Горский Д.П. Обобщение и познание. М., 1985.

Гудмен Н. Способы создания миров. М., 2001.

Гутнер Л.М. Философские аспекты измерения в современной физике. Л., 1978.

Гутнер Л.М. Измерение в структуре теоретических отношений. Л.,1985.

Глинский Б.А., Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Моделирование как метод научного исследования. М., 1965.

Друянов Л.А. Законы науки, их роль в познании. М., 1980.

Дюгем П. Физическая теория, ее цель и строение. СПб., 1910.

Жариков Е.С. Научный поиск. Киев, 1967.

Закон, необходимость, вероятность. М., 1967.

Зотов А.Ф. Структура научного мышления. М., 1973.

Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981.

Индуктивная логика и формирование научного знания. М., 1987.

Исследования по общей теории систем. М., 1969.

Кайберг Г. Вероятность и индуктивная логика. М., 1978.

Карнап Р. Философские проблемы физики. М., 1971.

Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971.

Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск, 1980.

Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985.

Копнин П.В. Гипотеза и познание действительности. Киев, 1962.

Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989.

Костюк В.Н. Методология научного исследования. Киев, 1976.

Костюк В.Н. Подтверждение и принятие гипотезы // Индуктивная логика и формирование научного знания. М., 1987.

Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Ростов н/Д., 2004.

Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

Кузнецов И.В. Избранные труды по методологии физики. М., 1975.

Куприй В.Т. Моделирование в биологии и медицине. Философский анализ. Л., 1989.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.

Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. М., 1980.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учебное пособие. М., 2005.

Логика научного исследования. М., 1965.

Логические структуры научного знания. М., 1965.

Лось В.А. История и философия науки. Основы курса: Учебное пособие. – М., 2004.

Мартынович С.Ф. Факт науки и его детерминация. Саратов, 1983.

Масленников М.М. Методологическое значение сравнения в научном познании. Воронеж, 1968.

Мерзон Л.С. Проблемы научного факта. Л., 1972.

Меркулов И.П. Гипотетико-дедуктивная схема строения научного знания и ее альтернативы // Теоретическое и эмпирическое в современном научном познании. М., 1984.

Морозов К.Е. Математическое моделирование в научном познании. М., 1969.

Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. М.. 1972.

Налимов В.В. Теория эксперимента. М., 1971.

Научное знание: Логика, понятия, структура. Новосибирск, 1987.

Неуймин Я.Г. Модели в науке и технике: История, теория, практика. Л., 1984.

Никитин Е.П. Объяснение – функция науки. М., 1970.

Омельяновский М.Э. Философские аспекты теории измерения // Материалистическая диалектика и методы естественных наук. М., 1968.

Печенкин А.А. Функции научной теории // Философия. Методология. Наука. М., 1972.

Подкорытов Г.А. Историзм системного исследования. М., 1970.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Проблемы логики научного познания. М., 1964.

Проблемы методологии системного исследования. М., 1970.

Пятницын Б.Н. Философские проблемы вероятностных и статистических методов. М., 1976.

Пятницын Б.Н. К проблеме соотношения индукции и дедукции // Методы логического анализа. М., 1977.

Пятницын Б.Н. Проблема доказательств и подтверждения гипотез // Методы логического анализа. М., 1977.

Ракитов А.И. Статистическая интерпретация факта и роль статистических методов построения эмпирического знания // Проблемы логики научного познания. М., 1964.

Режабек Е.Я. Некоторые вопросы теории гипотезы. Ростов, 1968.

Режабек Е.Я. Научный поиск и его этапы. Ростов-на-Дону, 1972.

Роговин М.С. Метод наблюдения и деятельность наблюдателей // Вопросы философии. 1988. № 7.

Розов М.А. Научная абстракция и ее виды. Новосибирск, 1965.

Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск, 1986.

Рузавин Г.И. Гипотетики-дедуктивный метод // Логика и эмпирическое познание. М., 1972.

Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974.

Рузавин Г.И. Научная теория. Логико-методологический анализ. М., 1978.

Рузавин Г.И. Синергетика и системный подход // Философские науки. 1985. № 5.

Садовский В.Н. Аксиоматический метод построения научного знания // Философские вопросы современной формальной логики. М., 1962.

Садовский В.Н. Дедуктивный метод как проблема логики науки // Проблемы логики научного познания. М., 1964.

Садовский В.Н. Основания общей теории систем: Логико-методологический анализ. М., 1974.

Светлов В.А. Современный индуктивные концепци: Логико-методологический анализ. Л., 1988.

Сивоконь П.Е. Методологические проблемы естественно-научного эксперимента. М., 1968.

Сичивица О.М. Методы и формы научного познания. М., 1972.

Славин М.Б. Методы системного анализа в медицинских исследованиях. М., 1989.

Смирнов В.А. Генетический метод построения научной теории // Философские вопросы современной формальной логики. М., 1962.

Смирнов В.А. Уровни знания и этапы процесса познания // Проблемы логики научного познания. М., 1964.

Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В.В. Миронова. – М., 2006.

Степин В.С., Елсуков А.Н. Методы научного познания. Минск, 1974.

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В.С.Степин. – М., 2006.

Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

Субботин А.Л. Идеализация как средство научного познания // Проблемы логики научного познания. М., 1964.

Уемов А.И. Аналогия в практике научного познания. М., 1970.

Уемов А.И. Логические основы метода моделирования. М., 1972.

Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.. 1978.

Хакинг Я. Представление и вмешательство. Введение в философию естественных наук. М., 1998.

Хикс Ч. Основные принципы планирования эксперимента. М., 1967.

Чупахин И.Я. Методологические проблемы теории понятия. Л., 1973.

Чупахин И.Я. Понятие и методы научной классификации объектов исследования // Вопросы диалектики и логики. Л., 1964.

Французова Н.П. Исторический метод в научном познании. М.. 1972.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П.Кохановский. – Ростов н/Д., 2006.

Философия науки / под ред. С.А.Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М., 2004.

Философия и методология науки / Под ред. В.И.Купцова. М., 1996.

Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного исследования. М., 1978.

Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники: О смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи: Учебное пособие / В.Ф.Шаповалов. – М., 2004.

Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.

Швырев В.С. О соотношении теоретического и эмпирического в научном познании // Природа научного познания. Минск, 1979.

Штофф В.А. Введение в методологию научного познания. Л., 1972.

Штофф В.А. Моделирование и философия. Л., 1966.

Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978.

Эксперимент. Модель. Теория. М., 1982.

Яноши Л. Теория и практика обработки результатов измерения. М., 1968.

Braithwait R.B. Scientific Explanation. New York, 1953.

Nagel E. The Structure of Science. London, 1961.

Salmon W.S. Scientific Explanation and the Causal Structure of the World. Princeton, 1984.

Cook T.D., Campbell D.T. Quasi-Experimentation. Chicago, 1979.

Hesse M. Models and Analogies in Science. London, 1963.

План семинарского занятия № 5 по философии научного знания

Тема: Динамика науки как процесс порождения нового знания

1. Динамика научного знания, модели роста. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины.

2. Формирование первичных теоретических моделей и законов.

3. Становление развитой научной теории.

4. Проблемные ситуации в науке.

5. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

План семинарского занятия №6 по философии научного знания

Тема: Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

1. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания.

2. Научные революции как перестройка оснований науки.

3. Глобальные революции и типы научной рациональности.

План семинарского занятия № 7 по философии научного знания

Тема: Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

1. Главные характеристики современной, постнеклассической науки.

2. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска.

3. Глобальные эволюционизм и современная научная картина мира.

4. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки.

5. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия.

6. Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.

7. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.

8. Сциентизм и антисциентизм.

9. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

План семинарского занятия № 8 по философии научного знания

Тема: Наука как социальный институт

1. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

2. Историческое развитие способов трансляции научных знаний.

3. Наука и экономика. Наука и власть.

4. Проблема государственного регулирования науки.

Планы семинарских занятий для магистрантов

Наши рекомендации