Особенности науки как феномена культуры
В пространстве культуры можно выделить три основные области: духовную, социальную и технологическую. Положение науки в пространстве культуры исторически изменялось. Наука долгое время понималась как часть философии и вместе с нею входила в область духовной культуры. Как и вся философия, наука имела своей главной целью постижение истины.
Но, начиная с эпохи Нового времени, происходит отделение науки от философии. Обретая самостоятельность, наука вырабатывает свои собственные методы и формы построения знаний. Изменяются и требования, которые общество предъявляет к науке. Ценность ее все больше начинают видеть не столько в том, что она дает истину, сколько в том, что она приносит пользу. В наше время на первый план в науке выдвигается задача приносить технологически полезное знание, направленное на удовлетворение общественных потребностей. Наука сближается с производством, техникой. Это ведет к тому, что она перемещается из сферы духовной культуры в сферу культуры технологической.
Смысл науки и научной деятельности ученые по-прежнему видят в получении объективных знаний о мире, но общество ценит науку, главным образом, за результаты, имеющие практическую ценность. Наука – это деятельность по получению нового знания. Цель науки – описание, объяснение и предсказание явлений и процессов действительности.
Термин «наука» употребляется в следующих смыслах:
- особый вид знания, обладающий собственными характеристиками, отличающими его от других видов знания;
- особый род деятельности по формированию такого знания;
- особый социальный институт, представленный различными организациями и учреждениями.
Человек обладает разнообразными знаниями, и далеко не всякое из них является научным. Например, огромное множество житейских знаний, без которых немыслимо наше повседневное бытие (о приготовлении пищи, домашнем хозяйстве, обращении с бытовыми электроприборами, маршрутах городского транспорта, расположении магазинов, телефонах друзей и пр.), не относится к сфере научного знания. Чем же отличается научное знание от других видов знания? Важнейшие отличительные черты науки таковы:
1. Наукарациональна.Наука – детище человеческого разума, и в научном знании не может быть ничего недоступного человеческому пониманию, ничего магического, необъяснимого, необоснованного, опирающегося только на веру, эмоции, инстинкт и т.д. Научные знания получаются на основе рациональных процедур и законов логики.
2. Наукафрагментарна. Она изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности.
3. Наукаобщезначима, точна, однозначна и доказательна. Знания, добываемые ею, излагаются на однозначном языке и пригодны для всех людей. Это свойство обеспечивается фиксацией условий получения знания; установлением точных (в пределах интервала допустимой погрешности) количественных значений изучаемых параметров; использованием специального языка, в котором содержатся четко определенные термины, символы и правила их употребления и исключается нередко возникающие в естественных языках смысловая многозначность и неопределенность слов и выражений.
4. Наукаобъективна и обезличена. В научном знании должна выражаться объективная истина в максимально очищенном от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений виде.
5. Наукасистематична. При этом она является незавершенной системой.
6. Наукавоспроизводима и проверяема.Любой исследователь, воссоздав условия, в которых получен какой-либо научный результат, должен быть в состоянии убедиться в его истинности или, если он не подтверждается, отвергнуть его.
7. Наукапреемственна.Невозможно добиться новых научных результатов, не изучив труды предшественников, даже в том случае, если новое открытие разрушает прежние научные представления.
8. Наукакритична. Ученый должен критично оценивать научные результаты предшественников и современников и самокритично относиться к своей деятельности.
9. Наукавнеморальна. Сами научные исследования нейтральны в морально-этическом плане, нравственные оценки могут относиться к деятельности ученого и к применению научных результатов.
Указанные особенности научного знания придают ему большую достоверность. Оно является более надежным, чем любое другое знание. Собственно говоря, перечисленные черты научного знания – это и есть признаки знания достоверного и надежного.
Следует, однако, заметить, что в действительности добываемое наукой знание не всегда в достаточной мере обладает всеми указанными признаками. Но они характеризуют идеалы научности, т.е. то, каким должно быть научное знание. В науке могут быть ошибки и заблуждения, но ученые стремятся исправлять их, ориентируясь на эти идеалы.
В отличие от обыденного знания научное знание, не ограничивается констатацией фактов, а стремится их объяснить. Оно является знанием доказательным, стремится обосновать свои положения. Однако в научном знании существуют гипотезы, которые в дальнейшем могут быть опровергнуты, парадоксы, недоказанные теоремы и т.п.
Наука за единичным и случайным стремится обнаружить общее и необходимое. Задача науки – открытие закономерностей и общих принципов.Что касается гуманитарного и социального знания, то здесь изменяется само представление о познаваемых закономерностях. Однако науки о духе также изучают общее и типичное, проявляющееся через индивидуальную деятельность человека.