Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека.
Философская антропология.
1. История проблемы человека в философии и актуальность ее изучения в современном мире.
2. Понятия «человек», «индивид», «личность».
3. Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека.
4. Деятельность как основа единства биологического и социального в человеке.
5. Трактовка человека как космопланетарного феномена.
6. Проблема свободы и ответственности личности.
7. Культура как предмет философского изучения. Культура и цивилизация.
8. Философия повседневной жизни, ее основные категории.
9. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни.
10. Любовь как предмет философского размышления.
1.История проблемы человека в философии и актуальность ее изучения в современном мире.
Проблема человека – важнейшая в философии. Вопрос о природе человека с древности был центральным в философских размышлениях. Изречение Сократа «Познай самого себя» стало девизом многих философских учений. Представители разных эпох и философских направлений рассматривали вопрос о сущности и предназначении человека как основной вопрос философии:
«Человек всегда был, есть и будет наиболее интересным явлением для человека», – писал древнегреческий мудрец Эмпедокл;
«Что такое человек и каково его истинное назначение – это основной вопрос – последняя цель всей человеческой мысли», – считал русский религиозный мыслитель С.Л. Франк[1].
Изучением проблемы человека занимается философская антропология.
Философская антропология как самостоятельный раздел философии сформировался на рубеже XIX – ХХ вв. В то же время в развитии философской мысли можно выделить ряд этапов в развитии взглядов на проблему человека.
1.В античной философии человек рассматривался с позиций космоцентризма – как часть космоса, микрокосм, подчиняющийся общим законам макрокосма. Особая заслуга в постановке проблемы человека принадлежит Сократу: он впервые поставил человека, смысл его существования в центр философских размышлений, определил сущность человека как единство тела и души. Аристотель впервые определил социальную сущность человека («человек – политическое животное»).
2.В средневековой философии сложился теоцентричный подход к проблеме человека. В системе христианского мировоззрения человек рассматривается как существо, в котором неразрывно и в то же время противоречиво связаны два начала: духовное – возвышенное, данное свыше, и телесное – низменное, земное. Августин Аврелий представлял душу как независимую от тела и именно в ней видел сущность человека. Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, считал, что в человек занимает промежуточное положение между животными и ангелами.
3. В философии эпохи Возрождения человек рассматривался с позиций антропоцентризма – как центр мироздания, как венец эволюции природы и как деятельное, разумное существо.
4.В философии Нового временивысшей ценностью бытия провозглашается человеческий разум (декартовское «Мыслю, следовательно, существую»). Главной сферой человеческой деятельности признается научное познание, цель которого определяется как преобразование природы, подчинение ее интересам человека. Именно в этот период сложился новый тип отношения человека к природе – установка безграничное господство над ней.
5.В философии марксизма сложился деятельностный подход к пониманию сущности человека. Определяющим условием становления и развития человека признается коллективная трудовая деятельность. Труд рассматривается как основа формирования социальных качеств человека: мышления, языка, общения, убеждений, ценностных ориентаций и т.д.
6.Русская философиявсегда носила антропоцентрический характер: тема человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой для русских мыслителей. Судьба человека рассматривалась русскими мыслителями в неразрывной связи с судьбой всего человечества и мира в целом. Человек понимается не как безличный элемент в мировом процессе, а как творческое существо, его великая миссия – установить в мире гармонию. Особое место проблема человека занимала в русской философии 2-й половины XIX – начала ХХ вв. В философии всеединстваВ.Соловьева сложился идеал Богочеловечества как свободного единства всех людей. В религиозном экзистенциализме Н.Бердяева человек представляет собой сложное единство личности и индивида. Индивид – существо биологическое, подчиненное природной необходимости. Личность – явление духовное, сущность человеческой личности – свобода и творчество, которая реализуется только в общении с другими людьми. «Человеческая личность – единственная, неповторимая, независимая – есть верховная ценность», – писал Н.Бердяев.
7.В западной философии ХХ в. большинство трактовок человека носит иррациональный характер.
В «философии жизни» Ф.Ницше сложился новый идеал личности – «сверхчеловек» – сильный человек, свободный от морали, с максимальным уровнем воли к власти.
В философии экзистенциализма подлинное человеческое бытие сводится к переживанию своего бытия в мире, к осмыслению «своего Я», то есть того, чем человек является для самого себя.
Представители философии психоанализа сущность человека, главный мотив его деятельности видят в сфере бессознательного.
В аналитической философии человек рассматривается, прежде всего, как существо, владеющее языком и реализующее себя через использование языка. Именно использование языка в качестве средства общения приводит к возникновению проблем в человеческом обществе, и в этой же языковой сфере эти проблемы могут решаться.
Представители герменевтики считают, что сущность человека реализуется через понимание им мира, преодоление границ между человеческим сознанием и окружающей действительностью.
В философии постмодернизма человек рассматривается как существо, бунтующее против однообразного, обыденного, скучного, коллективного, тоталитарного.
Современная философия характеризуется возрастанием интереса к проблеме человека. Основная тенденция современного подхода к проблеме – поиск целостной, интегральной концепции человека. Среди причин повышенного внимания к проблеме человека можно назвать следующие:
- бурное развитие наук, что, с одной стороны, предоставляет новые данные о человеке и его возможностях, а с другой – показывает ограниченность естественнонаучного подхода к изучению человека;
- трансформация индустриальной цивилизации в информационное общество, что повышает роль человеческой индивидуальности, творческой деятельности;
- демократизация общества и развитие свободы личности;
- появление новых проблем, связанных с развитием человеческой цивилизации, духовный кризис общества, что обострило внимание к вопросам смысла жизни человека и т.д.
2. Понятия «человек», «индивид», «личность».
Следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».
«Человек» – это общее, родовое понятие, оно указывает на наличие в мире такой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), которая отличается присущим только ей способом жизнедеятельности.
Понятие «индивид» указывает на отдельного, конкретного представителя человеческого рода, с его уникальными биологическими, психическими и социальными характеристиками.
Понятие «личность» подчеркивает социальную сущность индивида, характеризует индивида как продукт общественного развития, результат включенности в систему социальных отношений посредством общения и активной деятельности. Эти факторы проявляются в процессе социализации. Социализация – это процесс усвоения индивидом принятых в обществе образцов поведения, социальных норм и ценностей, процесс формирования социальных качеств, знаний и умений, необходимых для успешной реализации себя в данном обществе. Социализация – это процесс, играющий огромную роль в жизни как отдельной личности, так и общества. От успеха социализации зависит, насколько личность сумеет реализовать себя, свои способности в обществе. Для общества от успеха процесса социализации зависит, сумеет ли новое поколение перенять опыт, умения, ценности, достижения культуры старших поколений, сохранится ли преемственность в развитии общества.
Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего выражения. Неповторимый способ существования в обществе конкретной личности (способность быть самим собой в рамках социальной системы) выражается в понятии «индивидуальность».
Диалектическая взаимосвязь этих понятий раскрывается через категории общее – единичное – особенное. Индивидуальность формируется в процессе диалектического взаимодействия:
1) общечеловеческих признаков (как природных, так и социальных),
2) особенных (в качестве представителя определенного конкретно-исторического этапа развития общества с его специфическими национальными чертами, социально-политическими особенностями, культурными традициями),
3) единичных (уникальных, присущих только данной личности особенностей телесной организации, психического склада (характер, воля), социальных качеств. Эти особенности обусловлены наследственными чертами, неповторимыми условиями микросреды, в которой личность формируется – семья, друзья, учебный или трудовой коллектив и т.п.–, а также неповторимым индивидуальным опытом).
Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека.
Человек представляет собой единство трех элементов: биологического, психического и социального. Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, биохимических и др. процессах, происходящих в организме. Биологический уровень в структуре человеческой личности подчеркивает ее связь с природным миром. Под психическим понимается внутренний мир человека: его сознание и бессознательные процессы, характер, темперамент, переживания, эмоции и т.д. Социальный фактор проявляется в том, что человеческие качества формируются и проявляются только в обществе, как результат социальных отношений. На социальном уровне человек включен в историю человечества, в человеческую культуру.
Ни один из этих аспектов в отдельности не раскрывает сущности человека. Человек выделяется из природного мира как существо, обладающее разумом. Человеческое мышление представляет собой сложно организованный биопсихосоциальный феномен. На биологическом уровне сознание является функцией специального органа – головного мозга. Т.е. психическая деятельность имеет своей основой физиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга. В то же время сознание является продуктом общественного развития и вне общества развиваться не может.
Понимание сущности человека как биопсихосоциального единства является основным в философии. В то же время существуют концепции, абсолютизирующие роль биологического, психического либо социального начала в человеке.
Биологизаторские концепции (социалдарвинизм) трактуют человека как преимущественно природно-биологическое существо. Социальные качества здесь рассматриваются как простое усложнение групповых инстинктов животных как способа выживания («в поведении человека нет ничего такого, что не встречалось уже у животных»). Подобной точки зрения придерживался русский мыслитель Петр Алексеевич Кропоткин. Например, он считал, что в животном мире существует «закон взаимопомощи», который в процессе эволюции трансформируется в такие этические принципы, как чувство долга, справедливости, сострадания, уважения. Широкое распространение на западе получила социобиология (наиболее яркий представитель – американский ученый Эд. Уилсон), которая пытается объяснить социальную деятельность человека эволюционно-биологическими и генетическими характеристиками. С точки зрения социобиологии, большинство форм человеческого поведения сложились в результате природной эволюции и свойственны не только человеку, но и животным (защита места обитания, альтруизм и агрессивность, следование определенным нормам сексуального поведения, семейственность и т.д.). Представители социобиологии пытаются с натуралистических позиций решать такие сложные социальные вопросы, как свобода и ответственность личности, равноправие мужчин и женщин, преодоление экологического кризиса и ставят задачу сохранения человека как вида с присущим ему генофондом. В то же время в рамках социобиологии сложился ряд антигуманистических концепций, отстаивающих идею деления рас на «высшие» и «низшие», право бороться с проблемой перенаселения путем «естественного отбора».
Как разновидность биологизаторского подхода можно рассматривать психоанализ З Фрейда (фрейдизм), абсолютизирующий психическое начало. З.Фрейд считал, что мотивы любых человеческих действий, стимулы творческой деятельности находятся в сфере бессознательного. Роль социальных факторов он сводил лишь к системе культурных запретов, которые ограничивают проявление бессознательного.
Социологизаторские концепции абсолютизируют роль социального начала в человеке, утверждают приоритет общественного над индивидуальным. Наиболее ярко такой подход выражен в структурализме (Т.Парсонс) и ролевой теории личности (Дж. Мид). Согласно структурализму, человек является первичным элементом различных сфер и подсистем общества. Сущность общества проявляется как совокупность связей и отношений между этими подсистемами, а человек «растворяется» в обществе. В ролевой теории сущность человека сводится к совокупности выполняемых им социальных ролей. Социальные нормы и ценности – это своеобразный «сценарий», направляющий действия индивидов. Этот подход фиксирует внимание на поведении человека и не позволяет раскрыть его внутренний мир.
Такие трактовки человека не учитывают диалектического единства природного, психического и социального в человеке.
4. Человеческая деятельность, ее особенности и виды.
Отличительным для человека признаком, выделяющим его из всего мира живых существ, определяющим его сущность, является человеческая деятельность.
Деятельность – присущий только человеку способ отношения к миру, представляющий собой процесс, в ходе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя. Именно человеческая деятельность является основой единства биологического и социального в человеке.
Человеческая деятельность с самого начала выступает как коллективная, носит социальный характер. Вне деятельности невозможна ни жизнь общества, ни бытие каждого отдельного человека. В процессе человеческой деятельности создается мир материальной и духовной культуры и при этом сама деятельность является феноменом человеческой культуры.
Посредством деятельности человек изменяет условия своего существования, преобразует окружающий мир в соответствии со своими потребностями. потребности человека и общества складываются исторически и постоянно развиваются, в соответствии с этим изменяются характер и виды деятельности.
Основными видами человеческой деятельности являются труд и творчество. Труд – это целесообразная материально-предметная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природной и социальной среды. Труд – это и производство материальных благ, и воспитание человека, и врачевание, и управление людьми.
С трудовой деятельностью тесно связана деятельность творческая. Творчество – способность человека создавать качественно новые материальные и духовные ценности, созидать новую реальность, соответствующую общественным потребностям. К творческой деятельности можно отнести научные исследования, создание произведений литературы и искусства и т.д.
Труд и творчество неразрывно связаны: материальный труд содержит в себе интеллектуальную составляющую, моральный и эстетический аспекты, т.е. элементы творчества. Человеческая деятельность играет важнейшую роль в формировании личности.
Трактовка человека как космопланетарного феномена.
В современной философии и науке формируется новое представление о сущности человека. Человек рассматривается как космопланетарный феномен, как существо космобиопсихосоциальное, т.е. его сущность составляет единство биологических процессов, психической деятельности, социальных связей и отношений, а также органическая связь с космическими процессами и сопричастность им.
ощущение глубинной причастности человека космическому бытию проходит через всю мировую культуру, начиная с древности. Однако в ранних философских системах не была выражена идея о необходимости превращения человека в активную космическую силу. Космические концепции антропологического характера начинают формироваться во второй половине XIX в. в общественной мысли России. Русский космизм – своеобразное течение русской философии, в основе которого лежит идея активной эволюции – необходимости достижения нового, сознательного этапа развития мира, когда процессы эволюции будут направляться и контролироваться человеческим разумом. Русский космизм – это уникальное направление, представляющее собой синтез философии, науки и внерациональных способов осмысления бытия.
Основоположником русского космизма считается религиозный философ Н.Ф. Федоров, его идеи получили развитие в трудах представителей религиозной философии всеединства В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева и др., а логическое завершение – в естественнонаучных взглядах мыслителей середины ХХ столетия, прежде всего в концепции ноосферы В.И. Вернадского и в трудах основателя советской космонавтики К.Э. Циолковского.
Учения русских космистов неоднородны и многоплановы, но их объединяет непреклонная вера в величие человеческого разума, убежденность в единстве человека, природы и космоса. В трудах русских космистов обосновывается положение о том, что ноосферное направление развития избрано самой эволюцией, соответствует глубинным закономерностям мироздания. Идея преобразования мира и человека здесь выдвигается как практическая задача, как всеобщее дело всего человечества.
В наши дни человечество все реально проявляет себя как космопланетарная сила, сначала по мощности своей научной и технической деятельности, а затем непосредственно осуществив выход в космическое пространство. Сегодня можно с уверенностью говорить о нарастании процессов космизации в общемировой культуре, о формировании мирового космического хозяйства, о становлении планетарного сознания. Развитие космонавтики дает возможность решения многих проблем земной цивилизации как теоретического, так и практического характера. К результатам космической деятельности сегодня обращается более 130 стран планеты, 17 из них имеют национальные космические программы, разрабатываются интернациональные проекты. Более того, целый ряд исследователей связывает с освоением космического пространства саму перспективу дальнейшего существования и развития цивилизации.
В современной научной деятельности космические исследования определяют направленность развития многих фундаментальных наук, стимулируют появление новых интегральных дисциплин, объединяющих естественнонаучное, техническое и гуманитарное знание. Одной из них является космоантропоэкология. Эта дисциплина рассматривает экологические аспекты космологии, а также вопросы, связанные с экспансией человека в космическое пространство. Среди них возможность использования космических средств для решения экологических проблем, исследование условий длительного или постоянного проживания человека за пределами Земли, необходимость адаптации природы человека к условиям космического существования, пересмотр многих традиционных ценностных представлений и т.д.
В рамках космоантропоэкологии развиваются частные направления исследований, такие как астрофизика, космическая инженерия, концепция экологического производства (исследует возможность ослабления антропогенного давления на земную биосферу путем перемещения ряда производственных отраслей в космос, выявление видов производства, развитие которых в космосе будет экономически и экологически эффективным) и др.
Результаты исследований этих и других дисциплин свидетельствуют, что эффективное освоение космического пространства возможно лишь в рамках экологического подхода. Региональная экология постепенно превращается в экологию глобальную, в рамках которой взаимодействие человека с окружающей средой рассматривается в планетарном и вселенском масштабе, исследуются закономерности перехода биосферы в ноосферу. Предполагается создание стабильных и продуктивных экосистем на Земле, а затем и в космосе, признается безусловный приоритет экологических и природоохранных направлений, гуманистических ценностей перед технократическими.