Фолк-литературная жанровая генерализация
Этот термин обозначает группу жанров, в которых литература соединяется с фольклором. Это одна из ведущих тенденций в испанской и латиноамериканской литературе.
Гарсия Лорка. Федерико Гарсия Лорка (1898—1936, расстрелян фашистами) — испанский поэт и драматург. Он обратился к традициям народного романса, соединив их с поэтикой XX в. (сб. «Стихи о канте хондо», 1921 — 1924, опубл. 1931; «Цыганское романсеро», 1928). Фольклорным влиянием отмечена и драматургия Лорки («Кровавая свадьба», 1933; «Иерма», 1934; и др.). Основной мотив Лорки — неразделенность любови и смерти — воспроизводится (подчас пародийно) в окружении условных испанских атрибутов (гитара, шпага, плащ). П. Неруда отмечал: «Горе народа переполняло его стихи до краев...»
6. Тема: Реализм XX века. Антифашистская литература
Реалистическая модель в литературе «культурного запроса» занимает видное место. Судьбы реализма в XX в. определяются его превращением из направления в модель художественного творчества. Реализм — общее название разнородных направлений (критический реализм, социалистический реализм, итальянский неореализм, латиноамериканский «магический» реализм и др.). Среди принципов, получивших наибольшее развитие в реализме XX в., прежде всего выделяются психологизм, историзм, философичность, документальность. Каждый из них сформировался до этого столетия, но приобрел новые оттенки, функции, формы выражения.
Некоторые принципы реализма XIX в., напротив, утрачивают ведущие позиции, отходят на второй план, например, критический пафос, конкретно-социальный анализ (за исключением социалистического реализма, где он даже доминирует в особых формах, таких, как изображение действительности в революционном развитии).
По разным причинам во всех разновидностях реализма сатира как форма критического осмысления действительности, столь ярко представленная в реализме XIX в., заметно теряет свои позиции. В известном смысле, после Первой мировой войны сатирический пафос становится мало актуальным. Однако и сатиричность получает новые формы выражения. Новые формы типизации через сатиру обнаруживаются в ставшем всемирно известным романе чешского писателя Ярослава Гашека (1883—1923) «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» (1921, 1923; не окончен). В нем в традициях народного искусства воссоздан гротескный и одновременно реальный мир, которому противостоит Швейк, своего рода воплощение «дурака» из народных сказок, призванный выявить подлинную «дурость», нелепость и жестокость буржуазного миропорядка, его «войны и мира», представленных сквозь призму юмора и беспощадной сатиры.
Реализм и гуманизм.
Гуманизм в XX в. — веке мировых социальных катастроф — испытывает кризис, коснувшийся и реализма. Он предвосхищается в творчестве Г. Флобера, его «Госпоже Бовари», «Воспитании чувств», «Лексиконе прописных истин», «Буваре и Пекюше». Г. Мопассан в романе «Милый друг» и ряде своих новелл, а в начале XX в. Г.Манн в «Верноподданном» подчеркивают в «статистически среднем» герое крайне непривлекательные черты. Жан Кристоф в одноименной эпопее Р. Роллана, творец и богатая, героическая личность, — скорее исключение. Такой персонаж не характерен для реалистической литературы того времени. Подорвана вера в человека, его благородство и доброту, в то, что он «венец всего живущего», как считали гуманисты эпохи Возрождения, в то, что он — воплощение Разума, как считали просветители. Фрейд, приоткрывший низменное содержание бессознательного в человеке, еще более укрепил это разочарование. Прославление человека в рамках реалистической манеры творчества — прерогатива литературы социалистического реализма (образы революционера, антифашиста, труженика, творца, учителя, руководителя, вождя). Здесь есть и выдающиеся достижения, и крайне примитивные схемы. Среди выдающихся памятников гуманизма XX в. — произведения Сент-Экзюпери, Хемингуэя (вершина — «Старик и море»). Принципы реализма XX в. оказываются недостаточными для утверждения гуманистической концепции, и писатели-реалисты нередко прибегают к традициям классицизма с его утверждением должной жизни и романтизма с его тягой к исключительным, духовно богатым личностям.
Сент-Экзюпери. Соединение черт реализма, романтизма и классицизма в их гармоническом единстве характерно для творчества выдающегося французского писателя-гуманиста Антуана де Сент-Экзюпери (1900— 1944). Выходец из аристократической семьи, он участвовал в Первой мировой войне, выбрал профессию летчика.
Начиная с первого рассказа («Летчик», 1926), работа летчика, рассмотренная в бытовом, лирико-романтическом и философском планах, становится главной темой творчества Сент-Экзюпери (романы «Южный почтовый», 1929; «Ночной полет», 1931; «Планета людей», 1939). В 1935 г. он совершил поездку в СССР. В годы Второй мировой войны сражался с фашистами, во время вынужденной эмиграции в США написал повести «Военный летчик» (1942) и «Письмо к заложнику» (1943), ставшие частью литературы французского движения Сопротивления.
Наиболее известное произведение писателя — философская сказка «Маленький принц» (1942, опубл. 1943). В посвящении Леону Верту изложена концепция сказки, показана связь ее абстрактно-аллегорических образов с трагическим положением французского народа в условиях фашистской оккупации. Особенность творчества Сент-Экзюпери в том, что в его произведениях занимают равное место близкое к классицизму понимание долга, романтика, поэзия и описание новейших достижений техники. Творчество Сент-Экзюпери дало новый импульс развитию гуманистического искусства XX в.
Социалистический реализм
Один из важнейших признаков новейшего этапа литературного развития — возникновение литературы социалистического реализма. Термин впервые появился в «Литературной газете» 23 мая 1932 г. в ходе развернувшейся в прессе полемики с РАППом, навязывавшим советской литературе философский «диалектико-материалистический метод», в котором исчезала эстетическая сторона литературного творчества. Термин закрепился после доклада М.Горького на Первом Всесоюзном съезде советских писателей (1934), где подчеркивалось: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле». К предыстории социалистического реализма относили английскую поэзию чартизма, немецкую революционную поэзию (Г. Гервег, Г. Веерт, Ф. Фрейлиграт), литературу Парижской коммуны (Э. Потье, Л. Мишель, Ж. Валлес), «Интернационал» Э. Потье, ставший международным пролетарским революционным гимном. Подлинное рождение метода связывали с появлением романа М. Горького «Мать» (1906), оказавшего огромное влияние на писателей и читателей многих стран мира. В рамках сознательного следования принципам социалистического реализма были созданы такие всемирно признанные шедевры советской литературы, как «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон», «Судьба человека» М.А. Шолохова (Нобелевская премия, 1965), «Хождение по мукам», «Петр Первый» А.Н. Толстого, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, поэзия В.В. Маяковского, А.Т. Твардовского, произведения Л.М. Леонова, А.А. Фадеева, Ч. Айтматова и мн. др. советских писателей. Следует упомянуть и о получивших высочайшее мировое признание фильмах С.М. Эйзенштейна, А.П. Довженко, В.И. Пудовкина, С.Ф. Бондарчука, С.А. Герасимова и др.
Влияние новой эстетической программы на зарубежных писателей было огромным. Первым выдающимся образцом социалистического реализма в литературе Запада был вполне справедливо признан роман французского писателя А. Барбюса «Огонь». Во Франции социалистический реализм утверждается также в творчестве Р. Лефевра, П. Вайяна-Кутюрье, в 1930-е гг. на позиции этого художественного метода переходит Р. Роллан, порывают с сюрреализмом и сближаются с социалистическим реализмом Л. Арагон и П. Элюар. В Германии на эти позиции переходит один из самых значительных драматургов XX в. Б. Брехт, за ним следуют И. Р. Бехер, А. Зегерс. Крупнейшие представители соцреализма в США — Д. Рид, в Чехословакии — Ю. Фучик, в Польше — Ю.Тувим, в Дании — М.Андерсен-Нексё, в Турции — Н.Хикмет, в Китае — Лу Синь, в Бразилии — Ж.Амаду, в Чили — П. Неруда. Новаторство социалистических реалистов, в чьих произведениях утверждается историческая перспектива, принципиально новый подход к изображению человека, общества, мира, неоценимо для развития мировой литературы.
Вместе с тем перерождение социализма в СССР в тоталитарную систему, утверждение культа личности Сталина, аналогичные процессы в странах народной демократии — сателлитах СССР приводят к тому, что социалистический реализм из живого и плодотворного явления искусства превращается в догматическую систему принципов «единственно верного художественного метода», превзошедшую по жесткости даже нормативную эстетику классицизма. Собственно, реализм и романтика из этой системы уходят, заменяясь новым подобием классицизма. Однако, если в основе классицизма лежало представление об эстетическом идеале, воплощаемом с помощью объективно прекрасных форм, в вырождавшемся социалистическом реализме восторжествовали принципы партийности и догматически понимаемой народности. На смену эстетическим принципам приходили принципы политические, и отступление от них нередко жестоко каралось (судьба И. Бродского в СССР, С. Мрожека в Польше, В. Гавела в Чехословакии и др.). Социалистический реализм оказался, как никакое предшествовавшее художественное направление, связанным с политикой. Его функционирование обеспечивалось в странах социализма целой системой государственно-партийных мер. Среди них — поддержка союзов писателей, члены которых, проверенные на лояльность, имели всевозможные льготы; присуждение Государственных премий (в том числе и за откровенно слабые, но «правильные» произведения); жесткий контроль над связями с иностранцами и выездом за границу; цензура; использование размеров тиражей и гонораров, включения в школьные программы, рецензирования, предоставления средств массовой информации для проведения культурной политики, угодной административно-командной системе.
В период «оттепели» (в 1963 г.) в СССР была опубликована книга члена Политбюро Французской коммунистической партии Роже Гароди «Реализм без берегов», где автор пытался расширить рамки реализма, отнеся к нему Ф. Кафку, Сен-Жон Перса, П. Пикассо. В сущности, это была скорее политическая, чем эстетическая акция: Гароди хотел включить крупных мастеров нереалистического искусства в «обойму» разрешенных, приемлемых авторов. Началась ожесточенная дискуссия, в результате которой Гароди был объявлен ревизионистом: теоретики реализма не могли допустить разрушения системы, размывания ее жестких границ и готовы были пожертвовать лучше частью мировой культуры, чем чистотой выведенных ими принципов.
С началом «перестройки» (после 1985 г.) публикуется большое количество работ, где социалистический реализм был объявлен мифом, не существовавшим явлением, его достижения были обесценены и отброшены, эстетика сведена к схоластическим теориям, которые сами себя разоблачают и вызывают отторжение своим догматизмом. После разгрома социалистического реализма началась атака на реализм вообще, а затем и на само понятие художественного метода. В итоге в настоящее время литературоведы стараются не пользоваться этими скомпрометированными терминами, прибегая к фигуре умолчания. Между тем критика социалистического реализма была проведена опять-таки не столько с эстетических, сколько с политических позиций и поэтому представляется крайностью. Достижения этого направления в реалистической литературе XX в. сохраняют свое эстетическое, нравственное значение, и со временем отношение к ним будет пересмотрено, они снова будут восприниматься как актуальные. На сегодняшний же день они имеют ценность для полноты описании истории литературы XX в.
Барбюс.
Французский писатель Анри Барбюс (1873—1935) стал основоположником социалистического реализма в литературе Запада.
Барбюс вступил в литературу как поэт. В первом сборнике стихов «Плакальщицы» (1895), который носит печать символизма, преобладают мотивы разлада с действительностью, пессимизма. В романах «Просящие» (1903), «Ад» (1908), сборнике новелл «Мы» (1914) Барбюс становится на реалистический путь, хотя заметное влияние на него оказывает натурализм. Главный мотив этих произведений — человеческие страдания.
Первая мировая война, в которой Барбюс принял участие, уйдя добровольцем на фронт, обнажила социальную сущность этих страданий. В письмах с фронта к жене обнаруживается переход Барбюса на революционные позиции. На фронте и рождается замысел романа «Огонь», написанного в 1915— 1916 гг.
Судьба интеллигента Симона Полена, осознавшего необходимость революционного переустройства мира, изображена в романе Барбюса «Ясность» (1919).
Барбюс приветствовал социалистическую революцию в России. В 1919 г. он создал группу «Кларте» («Ясность»), выступившую с поддержкой Советской России. В группу «Кларте» вошли А. Франс, Р. Лефевр, П. Вайян-Кутюрье, Ж. Дюамель, Ж. Ромен, Г. Брандес, Б. Ибаньес, Т. Гарди, Г. Уэллс, Э. Синклер, С. Цвейг, в ее деятельности приняли участие Б. Шоу, Р. Тагор, Г. Манн. Барбюс был автором манифеста группы — книги «Свет из бездны» (1919). С поддержкой работы группы выступили М.Горький, Р. Роллан.
В 1923 г. Барбюс вступает во Французскую коммунистическую партию. Из произведений писателя 1920-х годов особое значение имеет сборник новелл и очерков «Происшествия» (1928). В русском издании 1929 г. эта книга названа «Правдивые повести» — заглавие русскому переводу дал сам Барбюс. Книга возникла в результате поездки писателя на Балканы (1925) в составе Международной комиссии по расследованию фактов белого террора в период, когда мир оказался на грани войны. Обращаясь к урокам Парижской коммуны, революционных выступлений во французской армии в 1917 г. (этому эпизоду посвящен рассказ «Как мстят солдаты»), действий на фронтах Первой мировой войны, к фактам «белого террора» и «колониального гнета» (названия второго и третьего разделов сборника, следующих за разделом «Война»), Барбюс раскрывает классовую природу войны, царящей в мире капитала, жестокости и несправедливости.
Эстетические воззрения писателя изложены в книге «Золя» (1932). Барбюс неоднократно бывал в СССР, посвятил нашей стране книгу «Россия» (1930) и другие работы. Он умер в Москве во время очередного визита в СССР.
«Огонь». Воздействие творчества Барбюса на прогрессивных писателей мира связано прежде всего с романом «Огонь». Первые главы созданы в госпитале в декабре 1915 г. В 1916 г. роман печатался в газете «Творчество» с большими цензурными купюрами и искажениями, а 15 декабря того же года вышел отдельным изданием в издательстве «Фламмарион» с указанием о присуждении роману Гонкуровской премии.
Основная мысль романа — неизбежность прихода народных масс, вовлеченных империалистами в войну, к революционным идеям. Форма «дневника одного взвода» позволяет автору достигнуть предельной достоверности в описании войны. Вместе с тем Барбюс стремится придать «дневнику» романную масштабность и многоплановость. Следуя за героями произведения, читатель оказывается то недалеко от передовой, то в глубоком тылу, то в огне атаки.
Первая глава придает роману поэтический характер: возникает сопоставление с «Божественной комедией» Данте. Барбюс, далекий от какой-либо религиозности, строит произведение как нисхождение из «рая» к последнему кругу «ада», показывая, что империалистическая война страшнее любой поэтической выдумки об ужасах потустороннего мира.
Впервые мотив прозрения появляется в главе «Видение», открывающей книгу. Живущие в единственном доступном для людей этого времени «раю» — в горах Швейцарии, где нет войны, «бледные провидцы», как их называет автор, представители разных народов, уже пришли к тем выводам, к которым предстоит прийти солдатам взвода после нечеловеческих испытаний на войне. В главе «Заря», завершающей книгу, достоверно и ярко показано пробуждение сознания солдатской массы, его революционизация.
Сразу после публикации книга оказывается в центре всеобщего внимания, вызывает ожесточенные споры. Анетт Видаль приводит в своей работе о Барбюсе выдержки из различных документов. Солдаты пишут с фронта: «Вы во всеуслышанье произнесли слово правды... Спасибо за то, что вы отомстили за нас, разоблачили войну...» Те, кто не воевал, обращаются к автору: «Мы увидели войну, мы почувствовали страдания солдат». Журналистка Северин восклицает: «Это торжество совести, реванш правды». Прямо противоположное мнение высказывала националистическая пресса: «Отвратительная книга... Головешка, которую забрасывает в лавку с товаром, разгулявшись, идиот, чтобы всех поразить... "Огонь" не только плохое произведение, но и низкий поступок... Ни единого красивого чувства, ничего, что бы служило интересам Франции... Барбюс никогда не понимал французской души. Книжонки Барбюса означают, что он агент врага, только и всего». Сопоставление этих высказываний и оценки романа, данной крупнейшими писателями XX в., позволяет сделать вывод о том, что первая крупная дискуссия вокруг произведения социалистического реализма на Западе была дискуссией о правде и ее отражении в искусстве. Правдивость книги Барбюса отмечали Р. Роллан, Р. Лефевр и др. М. Горький писал о романе Барбюса: «Мрачная книга его страшна своей беспощадной правдой, но всюду во мраке изображаемого им сверкают огоньки нового сознания...». Барбюс понимал, что степень правдивости романа будет главным предметом споров — отсюда поиски документальной формы («роман-дневник»), стремление в точности сохранить речь солдат (об этом шли бесконечные дискуссии между автором и боявшемся «неприличий» газетным издателем Гюставом Тери) и т.д. Обвинения Барбюса в натурализме не имеют оснований, т.к. не учитывают тех задач, которые стояли перед автором.
Присуждение роману Гонкуровской премии в период разгула шовинизма и травли писателя реакционными кругами показывает, что литераторы сразу оценили выдающиеся художественные достоинства произведения. Роман получил признание народа: к июлю 1918 г. было выпущено 200 тысяч экземпляров, немедленно разошедшихся по стране (для военной Франции это невиданный тираж).
Антифашистская литература
Вторая мировая война вызвала к жизни литературу Сопротивления (Л. Арагон, Э. Триоле, Веркор, П. Элюар, А. де Сент-Экзюпери, А.Камю, Э. Хемингуэй, Ю. Фучик, М. Залка, Б. Брехт, А. Зегерс и мн. др.). В литературе Сопротивления усиливается реализм, она демократична по содержанию и по форме, ориентируется на самого широкого читателя.
Фучик. Юлиус Фучик (1903— 1943) — национальный чешский герой-антифашист, писатель и журналист. Книга очерков «В стране, где наше завтра является уже вчерашним днем» (1932) он рассказал о своих впечатлениях от поездки в СССР. В годы фашистской оккупации Чехословакии был членом подпольного ЦК КПЧ, руководил нелегальной печатью. В 1942 г. арестован гестапо и после пыток казнен в Берлине. Ю. Фучик был посмертно награжден Международной премией Мира (1950).
Огромной силой воздействия обладает книга Фучика «Репортаж с петлей на шее» (опубл. 1945), написанная в тюрьме. В ней документально точно воспроизведенные события сочетаются с художественной реалистической образностью.
Призыв Ю. Фучика, обращенный к читателю в конце книги: «Люди... Будьте бдительны!» — стал лозунгом в борьбе за мир и гуманизм, против фашизма.
Неореализм
Одно из самых показательных для характеристики реализма XX в. явлений — итальянский неореализм, отразившийся не только в литературе, но и в кино. Он сложился под влиянием движения Сопротивления, охватившего Италию в 1943—1945 гг. Истоки этого течения — в веризме, заметное воздействие на него оказало советское и французское киноискусство. Его теоретик — Д. Дзаватини, программные произведения — фильм Р. Росселини «Рим — открытый город», роман В. Пратолини «Повесть о бедных влюбленных». Неореалисты выдвинули в центр произведения образы людей из народа, героев Сопротивления, тему человеческого достоинства перед лицом жестокого мира, отбросили усложненные формы во имя ясности и правдивости. Они использовали в литературе принципы и приемы реалистического кино. Достижения неореализма связаны с деятельностью Э. Де Филиппо, П.П. Пазолини, Д. Родари, А. Моравиа. В 1960-е гг. начинается отход ведущих итальянских писателей от неореализма (В. Пратолини, С. Квазимодо, А. Моравиа, И. Кальвино), что объясняется стремлением преодолеть эмпиризм неореалистического искусства, расширить аналитические возможности литературы. Из явлений этого и последующих десятилетий особый интерес вызывает творчество Т. Гуэрры, автора ряда сценариев для фильмов Ф. Феллини, а также новелл, миниатюр, для которых характерно поэтически-метафорическое переосмысливание обыденных событий.
Пратолини. Васко Пратолини (1913 — 1991) — крупнейший представитель итальянского неореализма. Писатель начал печататься в 1938 г. Он принимал участие в движении Сопротивления. Наиболее значительное произведение писателя — «Повесть о бедных влюбленных» (1947). В книге сочувственно обрисована героическая деятельность подпольщиков, выведены образы простых итальянцев с их обыденными заботами, описано их отношение к жизни. В романе повествуется о судьбах жителей маленькой улочки во Флоренции — Виа дель Корно, об их заботах, любви, поисках счастья. События разворачиваются в 1920-е гг., когда к власти в Италии пришли фашисты. Одна из самых ярких сцен романа — гибель кузнеца Коррадо, по прозвищу Мачисте, который, узнав о готовящемся фашистском путче — «Ночи Апокалипсиса», предупреждает прогрессивных политических деятелей об опасности.
Другие произведения писателя — «Улица Магадзини» (1941), «Квартал» (1945), «Метелло» (1955). В 1960-е гг. он отходит от неореализма (книги «Расточительство», 1960; «Аллегория и насмешка», 1966). Пратолини присуще сочетание лиризма и разоблачения социального зла, что в целом становится характерным для неореализма.
7.Тема: «М. Булгаков (1891 – 1940). Общая характеристика творчества»
Содержание: