I. Древняя философия (VII в да н. э. -III в. н. э.)
В это время в Китае (особенно в VI - V вв. до н. э.) происходит удивительный расцвет философии, сопровождающийся возникновением «ста философских школ», объединенных по шести основным направлениям:
1) школа «даоцзя» (даосизм);
2) школа «служилых людей» (конфуцианство);
3) школа «фацзя» (легизм или школа законников);
4) школа «моцзя» (моизм);
5) школа «минцзя» (номиналисты);
6) школа «иньянцзы» (натурфилософы).
II. Средневековая философия (III - XIX вв. н. э.) Начинается этот период с проникновения в Китай из Индии буддизма. Через несколько столетий Китай, усвоив индийский вариант буддизма (в форме махаяны) создал свою, китаизированную версию - чань-будцизм. Именно чань-буддизм наряду с неоконфуцианством и неодаосизмом образовали «тройственный философский союз» в Средневековом Китае.
III. Новая философия (с XIX в. по сей день)
· Наибольшее значение для становления китайского мировоззрения и культуры имело соперничество трех школ: даосизма, конфуцианства и легизма.
Первую классификацию философских школ провел Сыма Тань (II – I вв. до н.э.) в трактате «Основные указания о шести школах». Сыма Тань называет шесть школ: «натурфилософов», «конфуцианцев», «моистов», «имен», «законников», «даосистов». Классификацию школ продолжил Лю Синь в «Истории ранней династии Хань». К числу названных он добавил еще четыре школы: «дипломатов», «эклектиков», «аграрников», «литераторов». Последняя не имела самостоятельного значения, и общее число школ сводилось к девяти.
Основные понятия
Небо– верховное божество и высшее олицетворение разума, целесообразности, справедливости и добродетели. Претендуя на родство с Небом, китайские правители стали именовать свою страну Поднебесной (тянь-ся), а себя сыновьями Неба (тянь-цзы).
Концепция инь-ян– деление всего сущего на два начала, женское и мужское. Мужское начало ян ассоциировалось с солнцем и со всем светлым, ярким и сильным. Женское начало инь было связано с луной, со всем темным и мрачным. Оба начала тесно взаимосвязаны и гармонично взаимодействуют.
Благородный муж (цзюнь-цзы)- социальный идеал Конфуция, эталон для подражания. Должен обладать таким качествами как гуманность (жэнь), чувство долга (и), верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний ( ли). Благородный муж – честный, бесстрашный, понимающий, внимательный в речах и осторожный в делах.
Культ предков и нормы «сяо»- быть почтительным сыном обязан каждый, а особенно – человек грамотный и образованный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Почитанию родителей китайские философы придавали глубокий смысл символа социального порядка. Сяо – это основа гуманности.
Дао (путь)– всеобщий Закон и Абсолют. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало имя и форму всему сущему. Дао проявляется через свою эманацию – дэ.
Контрольные вопросы
1. В чем отличие древнекитайской философии от индийской философской традиции?
3. Какое, по мнению Конфуция, должно быть идеальное государство?
4. Что служило для Конфуция критерием разделения общества на верхи и низы?
6. Какую роль играет конфуцианство в истории и жизни Китая?
7. Можно ли назвать даосизм оппозиционным мировоззрением?
8. В чем Вы видите основное различие даосизма и конфуцианства?
9. В чем принципиальная разница между конфуцианством и легизмом, между легизмом и даосизмом?
.Тема: Античная философия
Социально-политические и экономические условия возникновения философии в Древней Греции. Специфика древнегреческой философии. Периодизация развития древнегреческой философии.
Натурфилософия. Основные философские идеи о первоначале и первооснове мира. Атомизм Левкиппа и Демокрита.