Xii. уран, или истоки
Поэты рассказывают, что Уран (Coelum) был самым древним из богов. Егосын Сатурн ножом отсек у него детородные части. Сам Сатурн породилмногочисленное потомство, но сразу же пожирал своих детей. Только Юпитеруудалось избежать гибели, и он, когда вырос, низверг своего отца Сатурна вТартар и захватил престол; более того, он тем же самым ножом, каким тот уУрана, отсек детородные части у отца и бросил их в море, и от этого родиласьВенера. Но едва царство Юпитера упрочилось, как ему пришлось испытать дведостопамятные войны. Первая была война с титанами, в которой ему огромнуюпомощь оказал Гелиос (Солнце) -- единственный из титанов, вставший насторону Юпитера. Второй -- была война с гигантами, которые были рассеянымолниями Юпитера; после того как они были покорены, Юпитер царствовалсовершенно спокойно. Этот миф, по-моему, является аллегорическим рассказом о происхождениивещей, весьма близким к той философии, которую позднее развивал Демокрит,яснее всех других утверждавший вечность материи и отрицавший вечность нашегомира, в чем он довольно близко подошел к истине божественного глагола,заявляющего, что материя была бесформенной до дней творения. Смысл этогомифа таков. Уран (Небо) -- это тот свод, или оболочка, которая содержит всебе материю; Сатурн же -- это сама материя, которая поглощает всюпроизводящую силу своего родителя. Сумма материи постоянно остается одной итой же, и само количество материи не увеличивается и не уменьшается.Волнения же и движения материи производят сначала несовершенные и плохосоответствующие друг другу связи вещей, своего рода эскизы миров, а ужепотом с течением времени возникает это здание, которое может поддерживать исохранять свою форму. Таким образом, первая попытка устройства мираизображается как царство Сатурна, который представлен пожирающим своихсыновей, что обозначает частые распадения связей и непродолжительноесуществование вещей. Второе распределение материи, вторую стадию становлениямира изображает царство Юпитера, который низверг в Тартар все этибеспрерывные и внезапные изменения материи. Тартар и обозначает местобеспорядочного смешения. Это место считают расположенным между нижней частьюнеба и глубинами земли; именно в этом промежутке сосредоточено всеизменчивое, хрупкое, все смертное, все, что подвержено разложению. И втечение первого периода возникновения вещей, относящегося к царству Сатурна,Венера не родилась. Ведь до тех пор, пока в универсальной материи раздорсильнее и могущественнее согласия, изменения неизбежно происходят всюду, идаже в самом целокупном здании мира. Так вещи производились до тех пор, покаСатурн не был оскоплен. Вслед за тем этот способ порождения сменился другим,введенным благодаря Венере: тогда созрело и приобрело силу согласие вещей, иизменения стали происходить только в отдельных частях, оставляя неизменным инезыблемым само мироздание. Рассказывают, однако, что Сатурн был низвергнути изгнан, но не погиб и не уничтожен; поэтому, по мнению Демокрита, мирможет снова впасть в первоначальное состояние хаоса и безвластия, чего,кстати, Лукреций боялся для своего времени: Да отвратит испытанье такое судьбины кормило! И не на деле уж лучше уверимся мы, а рассудком, Что уничтожиться все с ужасающим грохотом может[9]. И даже тогда, когда мир установился во всей своей массе и силе, все жевначале не было еще покоя. Потому что последовали значительные сдвиги внебесных сферах, остановленные, однако, силой солнца, господствующего нанебе, с тем чтобы мир сохранил устойчивое состояние. А затем то же самоепроизошло и на земле: когда наводнения, бури, ураганы, землетрясенияулеглись, наступил наконец более длительный и более спокойный и мирныйпериод согласия вещей. Но об этом мифе можно говорить по-разному: можноутверждать, что миф этот имеет философское содержание, и, наоборот, можносказать, что философия заключает в себе миф. Ведь, согласно вере, мы знаем,что все это не что иное, как пророчества, уже давно утратившие свой смысл,ибо и материя, и строение мира на самом деле суть творения создателя.