XIX. Дедал, или Механик
В лице Дедала, человека замечательно талантливого, но и гнусного,древние изобразили и мудрость механического искусства, и все тонедозволенное и преследующее дурные цели, что существует в этом искусстве.Дедал за убийство своего соученика и соперника жил в изгнании, но его всюдулюбезно принимали и цари, и города, и он своим гением создал там множествозамечательных произведений во славу богов и для украшения и великолепиягородов и общественных мест; особенно же известно его имя благодаря дерзкими запретным его творениям. Ведь именно он воздвиг сооружение, позволившееПасифае удовлетворить ее похоть и сойтись с быком, так что несчастное ипозорное рождение этого чудовища -- Минотавра, пожиравшего благородныхюношей, обязано преступному мастерству и гибельному таланту этого человека.Он же, покрывая и увеличивая одно зло другим, для охраны этой чумы придумали выстроил лабиринт -- сооружение, омерзительное и нечестивое по своемуназначению и в то же время изумительное и великолепное по мастерству.Позднее, чтобы не быть известным лишь злыми делами и создавать не толькоорудия преступления, но и средства против них, он дал гениальный советвоспользоваться нитью, для того чтобы выбраться из извилин лабиринта. Миносочень строго и настойчиво преследовал этого Дедала, тот же постоянно находилсредства уйти от преследований и скрыться. В конце концов он научил своегосына Икара искусству летать, а тот, еще неопытный, желал похвастаться своимискусством и упал с неба в море. Смысл этой параболы таков. В самом начале ее говорится о том, чтовсегда поджидает замечательных мастеров и удивительным образом господствуетнад ними, -- о зависти: ведь нет ни одной категории людей, которая бысильнее, чем они, страдала от острой, буквально убийственной зависти. Заэтим следует упоминание о роде наказания, столь неразумно инепредусмотрительно примененного к нему: Дедал был осужден на изгнание. Новедь у мастеров есть то замечательное преимущество, что почти все народыпринимают их с распростертыми объятиями, так что для замечательного мастераизгнание едва ли является наказанием. Люди, принадлежащие к другим группам исословиям общества, не легко могут занять достойное положение за пределамисвоей родины; мастера же и художники пользуются всеобщим восхищением уиноземцев, потому что людям присуще в делах ремесла и техники своихсоотечественников всегда ценить меньше, чем иностранцев. Очень ясен смысл ивсего последующего, где говорится о применении искусств механики: ведьчеловеческая жизнь многим им обязана, ибо из их сокровищ складывались взначительной мере и обряды религии, и благоустройство гражданской жизни, и,наконец, вся материальная культура; но из того же источника рождаются иорудия похоти, и даже орудия смерти. Если даже не говорить о ремеслесводников, нам прекрасно известно, что все эти утонченнейшие яды, военныеорудия и тому подобная мерзость (обязанные своим существованием механическимизобретениям) своей жестокостью и гибельными последствиями намногопревосходят самого Минотавра. Великолепна и аллегория лабиринта,изображающая общую природу механики. Ведь все эти хитроумные и тщательноизготовленные произведения механического искусства могут считаться чем-товроде лабиринта по тонкости работы, исключительной сложности их конструкциии видимому сходству частей, что делает их недоступными для суждения ипозволяет разобраться в них лишь с помощью нити опыта. Не менее удачно иупоминание о том, что тот же самый человек, который придумал лабиринт с егоизвилинами, указал и нить спасения: ведь механические искусства могутприводить к противоположным результатам, могут приносить вред, но и находитьсредство исправить его, и в их силах развеять свои собственные чары.Недостойные изобретения, а заодно и сами искусства довольно частопреследуются Миносом, т. е. законами, которые осуждают их и запрещают людямпользоваться ими. Тем не менее они продолжают существовать тайно, всюдунаходя себе прибежище, где они могут укрыться, что правильно отмеченоТацитом для своего времени и сходных обстоятельств, когда он говорит оматематиках и предсказателях: "Эта категория людей в нашем государствовсегда будет существовать и всегда будет вне закона". Однако же этинедостойные и запретные искусства с течением времени, поскольку они почтивсегда не могут выполнить того, что обещают, подобно падению Икара с неба,теряют уважение к себе, вызывают презрение и погибают из-за чрезмерногохвастовства. Во всяком случае, если уж вообще говорить правду, не так ужуспешно сдерживает их узда законов, а гораздо чаще их изобличает собственноетщеславие.