Учение Маркса об обществе.
Это учение называется исторический материализм. Главная идея: «общественное бытие людей определяет их сознание» . В общественном бытии на первом месте стоит производство материальных благ. Маркс использовал два понятия:
1. Общество – это понятие характеризует отличие социальной жизни от природной.
2. Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – общество на определенной ступени исторического развития, обладающее своеобразным отличительным характером.
Маркс выделял следующие формации:
1. Первичная (первобытно-общинная).
2. Вторичные:
· Рабовладельческая;
· Феодальная;
· Капиталистическая.
3. Третичная (коммунистическая).
Все формации отличаются содержание общественных отношений, но у них общая. В основе каждой лежит способ производства материальных благ. Способ производства:
1. Производительные силы (люди и орудия труда).
2. Производственные отношения: собственность на средства производства (на орудия и предметы труда).
Производственные отношения образуют базис формации, а также имеется так называемая надстройка.
Надстройка – это зависящее от базиса духовные явления (мораль, право, искусство, философия).
Смена формаций – это социальная революция. Ее суть: один способ производства сменяется другим, более прогрессивным. Механизм (как это происходит): производительные силы развиваются и в определенный момент им становится тесно в рамках имеющихся производственных отношений. В результате возникают новые производственные отношения, соответствующие развившимся производительным силам. Вывод: «революции – это локомотивы историй».
Все вторичные формации являются антагонистическими, что означает, что в них есть внутренние противоречия и конфликты. Их источники: частная собственность на средства производства. В соответствии с этим формируются классы – большие группы людей, имеющие разное отношение собственности на средства производства. Социальное неравенство приводит к эксплуатации человека человеком. Ещё одним следствием частной собственности является отчуждение.
Отчуждение – это негативный социальный процесс, характеризующийся превращением условий, процессов и результатов труда в силу чуждую и враждебную человеку силу, господствующую над ним. Формы отчуждения:
· От условий труда – работник отстранен от управления производством.
· От процесса труда – работник выходит из труда обедненным и опустошенным, потому что труд является мучением, а должен быть средством реализации творческих способностей.
· Отчуждение от результатов труда – продукты, произведенные работником ему не принадлежат.
· Отчуждение от родовой сущности – отчужденный труд является не свободным и не творческим. Работник социально не свободен. Он свободен, только в своих животных отправлениях.
Присвоение родовой сущности – ее возвращение человеку. Маркс рассудил: во всех обществах, где есть частная собственность присвоение невозможно. Для того, чтобы оно было возможно нужно создать общество со справедливыми общественными отношениями. Этим обществом Маркс считал коммунизм.
Главный принцип коммунизма: «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». В этом обществе нет частной собственности и ее последствий, т.е. классов эксплуатации отчуждения. Только в коммунистическом обществе человек получит возможность для всесторонней организации всех своих способностей и свободы. Капитализм в силу своей антигуманности погибнет и возникнет коммунизм.
Западная философия 19-20х вв.
К след. Лекции. Файл история философии 2 (Западная философия 19 в., западная философия 20го века) с собой принести. Сделать сравнительную таблицу в три колонки: 1 – направление( небольшая), 2 – представители (небольшая), 3 – основные идеи и понятия.1 и 2 колонки заполнить дома.
27.11.2012
Западная философия 19 века.
Направление | Представители | Основные идеи и понятия |
Иррационализм, «Волюнтаризм» | Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше | Шопенгауэр: в противовес Гегелю он считал, что истоком всего является не мировой разум, а мировая воля. Наш мир и наши поступки продиктованы не разумом, а волей. Он утверждал, что воля – это слепая стихийная бессознательная сила, которая не подчиняется никаким законам, т.е. она абсолютно свободна. Ее свобода ничем не ограничена. Воля создала и природу, и человека, и общество. В человеке воля сильнее разума. Человеческий разум создан волей. Мир по своей сути абсурден, а значит, бытие человека в нем тоже. «Жизнь – это страдание». Поскольку Бога и бессмертной души нет, человек может надеется только на себя. Шопенгауэр считал, что выход у человека есть, заключается в том, что погасить в себе волю к жизни и достичь состояния нирваны. Ницше: воля к власти. Движущая всем бытием витальная энергия. Все люди делятся на рабов и господ по воле к власти. Идеалом является сверхчеловек – это сильная волевая свободная личность, идущая на смену Богу. Человек по сути своей воин, он утверждает себя в борьбе. По его мнению, целью борьбы может быть только свобода. Сверхчеловеческое начало есть в каждом, но оно подавлено той моралью, которую всем навязали рабы. По мнению Ницше, главные преграды – это христианство и демократия. Христианство – это религия слабых, а демократия – это власть большинства, толпы, а это плохо. Необходим нигелизм, т.е. всеобщая переоценка ценностей, которая заключается в том, что мораль рабов нужно уничтожить, а вместо нее создать сверхчеловеческую мораль господ. |
Эгзистенциальная философия. | Сёрен Кьеркегор. | Он впервые использовал понятие эгзистенция – это бытие единичного индивида в мире. В противовес Гегелю, Кьекегор утверждал, что человек – существо духовное и свободное. Для человека главную роль играет не сомнение. Переживание страха смерти рационально понять нельзя, это можно только прочувствовать. Страх снимается религией. Поскольку человек делает выбор между тремя путями: 1)эстетический (человек живет удовольствием);2)этический (человек живет осознанием долга перед обществом);3)религиозный путь (человек живет ощущением вечности и веры в то, что для Бога все возможно). Вместо разума Кьекегор поставил на первый план религиозную веру. Вера не подвластна рациональному пониманию. |
Позитивизм | Огюст Конт, Герберт Спенсер | Позитивизм не является учением иррационализма, но позитивизм относится к неклассической философии. Начиная с Аристотеля философия искала начало сущности причин. Позитивизм такую задачу философии полностью отрицает: философия не является особой формой познания мира. Мир познают только позитивные науки, которые в своих выводах опираются только на факты опыта. Задача науки – описывать явления, а не искать скрытые сущности начала причины. Философия не является знанием фактически, а значит, она не может быть наукой и не может влиять на развитие науки. Задача философии – обобщать достижение в позитивных науках. |
«Философия жизни» | Фридрих Ницше, Вильгельм Дильтей, Анри Бергсон, Освальд Шпендлер. | Ницше: жизнь – особая творческая сила, которая проявляет себя в различных формах и при этом, она не тождественна ни материи, ни духу. Жизнь принципиальна разумом не познаваема, она постижима только интуитивно. Дильтей изучал бытие жизни в духовных культурах прошлых эпох. Он утверждал, что жизнь можно постичь только путем вчевствования, т.е. интуитивно путем сопереживания (понимающая психология). Бергсон считал, что жизнь – это космический творческий процесс, который никакими законами не ограничен. Бергсон противопоставил интеллект интуиции. И Дильтей и Бергсон интуицию считали иррациональной. Шпендлер считал, что жизнь проявляется в локальных культурах, каждая из которых имеет свою душу. Культура – это живой творческий организм, которому противоположна цивилизация. |
Неокантианство | Марбургская школа: Коген, Натоп, Кассирер. Баденская школа: Виндельбанд, Риккер. | Кант утверждал, что мир существует объективно, но в нашем сознании он дан с помощью доопытных априорных фон. Неокантианцы считали, что мир вообще не существует объективно. Все бытие это проявление активности нашего сознания (позиция субъективногоидеализма). Марбургская: занималась изучением математики и естесственных наук. Вслед за Кантом, Коген и Натор считали, что математика и естествознание носят априорный доопытный характер и опираются на активность нашего сознания. Кассирер считал, что человек - это символическое животное, живущее в различных сферах культуры. Баденская школа занималась изучением ценностей культуры. Философия – это наука о ценностях. Ценности являются духовными и образуют целый особый духовный мир. Существует две группы наук: науки о природе и науки о духе. Эти науки пользуются разными методами. Различия заключается в том, что науки природы ищут закономерное, а науки о духе изучают уникальное, неповторимое. Они используют номотетический метод, те. Метод связанный с поиском закономерностей. Науки о духе - идеографический метод. По Риккерту эти методы называются генерализирующей (обобщающей) и индивидуализирующей. Они считали, что без приобщения к духовным ценностям смысл жизни человека не может быть выработанным. |
Эмпириокритицизм. Второй позитивизм. Махизм. | Эрнс Мах, Рихард Авенарио. | Они поддерживали идею Конта, что наука должна иметь отрицательный характер. Также они считали, что науку надо отчистить от всего нефактического. Функция объяснения, т.е. раскрытия сущностей для науки излишняя, то эту функцию надо заменить только описанием явлений данных опыта. Отсюда две концепции. Концепция экономии мышлении Маха, концепция наименьшей траты сил Авенариуса. Эмпириокритицизм – это учение субъективного идеализма. Отрицается объективное бытие мира. По мнению Маха, мир – это совокупность ощущений познающего субъекта. По Авенариусу, существует так называется «принципиальная координация» субъекта и объекта, которая заключается «Без субъекта нет объекта». Это означает, что объект определяется восприятием субъекта и вне его сознания не существует. |
Неклассическая философия зарождается в 1й половине 19го века под представителем Шопенгауэр.
Западная философия ХХ века | ||
Прагматизм | Чарльз Пирс, Уильям Джеймс, Джон Дьюи | Главное понятие: понятие опыта. Опыт, как взаимодействие субъекта и объекта. Специфика прагматизма заключается в том,что опыт – это некий поток, в котором слито материальное и ментальное. Из этого потока в соответствие с интересами человек выделяет объекты. Единственным критерием ценности и истинности является полезность (истина – это то, что позволяет добиться успеха или то, что влечет к положительным эффектам). Мышление задачу познания объективных законов мира не выполняет. Выполняет следующие функции: помогает в решении проблемных ситуаций или устранять помехи для действия. Согласно Пирсу: человек в значительной степени верит в то, что считает истинным. |
Аналитическая философия | Джордж Мур, Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн | Это направление тесно связано с позитивизмом Конта. Связь в том, что 1) знанием можно считать лишь то, что опирается на факты; 2) философия в силу своей нефактичности не может считаться научным знанием. Отрицается роль философии как самостоятельной формы познания и утверждается, что философские проблемы мнимые, а за философскими понятиями реального содержания нет. Рассел и Витгенштейн создали концепцию «логического атомизма». Его смысл: мышление нужно ограничить фактами, которые мы добываем в опыте. Витгенштейн полагал, что только естественные и математические науки – науки, все остальные сферы, в том числе философия, - языковая игра. Задача философии – логический анализ средств языка. |
Феноменология | Эдмунд Гуссерль | Гуссерль полагал, что предметом философии должен быть не мир. Предметом философии является сознание человека. Из сознания нужно удалить все, привнесенное опытом, т.е. необходимо исследовать чистое сознание для того, чтобы определить его базовые характеристики. Задача в том, чтобы понять как мир дан в нашем сознании. Характеристики частого сознания: 1) интенциональность – направленность сознания на внутренний идеальный предмет (идеальный образ того, что мы представляем). 2) горизонтность – подвижный край потенциального поля восприятия сознания. 3) Бытие во времени – сознание свободно движется в прошлом, настоящем и будущем. 4) интерсубъективность – жизненный опыт отдельного человека не может возникнуть без взаимодействия с другими людьми и без приобщения к миру культуры. |
Философия психоанализа | Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Эрих Фромм | Психоанализ – это ярко выраженное направление рационализма. Главное понятие – это бессознательное. Бессознательное – это явление и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение. Фрейд считал, что психика состоит из трех уровней: 1) нижний уровень – оно – бессознательное 2) я – второй уровень сознания 3) сверх я – моральные нормы. Либидо – психическая энергия сексуального влечения. Бессознательное имеет запретные желания (инцесто – кровосмесильное желание с родственниками), которые хотят реализоваться, но моральный цензор сверх Я не пускает это желание в сознание. Юнг считал, что бессознательно устроено сложнее, чем по Фрейду. По его мнению верхний уровень – индивидуальное бессознательное; Нижний уровень – коллективное бессознанательное – это некое коллективное поле, универсальное для всех людей. В основе коллективного бессознательного лежат архетипы (первообразы). Они могут проявлять себя в сновидениях, мифологии, произведениях искусства. Фромм. Главное понятие Фромма – социальное бессознательное. Это не уровень психики, а её состояние. Это бессознательное образуют побуждения и мотивы, нереализованные цели, которые были заблокированы обществом. |
Немецкая философская антропология | Макс Шелер, Арнольд Гелен, Хельмут Плеснер | Главная проблема – сущность человека и фундаментальные отличия его от животных. Человек – это целостное биопсихосоциокультурное существо, т.е. человек как бы пограничен между природой и обществом и вбирает их в себя. Какой фактор интегрирует целостность человека? По мнению Шелера фактором целостности человека отличающим его от животных является духовность. Он рассудил, что бытие человека в мире вне сферы духовных ценностей, как идеальных заданий, не возможен. Согласно Гелену: интегрирующим фактором является культура. Согласно Плеснеру: начало в человеке называется эксцентричность, иначе говоря, возможность человека взглянуть на себя со стороны (самосознание). Все они считали, что человек имеет инстинкты, но в отличие от животных человек может тормозить их реализацию, т.е. у человека есть более сильные сознательные механизмы регуляции. |
Экзистенциализм | Лев Шестов, Николай Бердяев. Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Мартин Бубер. Жан-Поль Сартр, Альберт Камю, Габриель Марсель. | Главное понятие – экзистенция, т.е. существование человека в мире. Экзистенциализм не изучал не сам мир, не сущность человека. Изучалось человеческое присутствие в мире. Бытие человека в мире рационально непостижимо и познается только в переживании. Характеристики: 1) заброшенность в мир – человек в мире появился случайно и соответственно положиться он может только сам на себя. 2) ситуативность – человек находится в различных ситуциях, на которые он должен реагировать. 3) 4) трансцендирование (выход за свои пределы) – человеческое бытие в себе не замкнуто, оно открыто. Если Богу открыто, то это религиозный экзистенциализм (Бердяев, Марсель). Если человеческое бытие открыто нечто, то это атеистический (Сартр, Камю, Хайдеггер). Экзистенциалисты утверждали, что человеку свойственна свобода в выборе и ответственность за него. Принцип Сартра: существование предшествует сущность, т.е. у человека нет изначально данной ему сущности. Человек сам формирует свою сущность в процессе существования. Человек выбирает определенные ценности, именно выбор показывает какой личность человек стал. Получается, что человек – это незавершенный проект открытый будущему. |
Философская герменевтика | Мартин Хайдеггер, Ханс Георг Гадамер (основатель) | Герменевтика – это учение о понимании смысла. Разновидности: 1) экзегетика или толкование Библии (религиозная герменевтика); 2) Филологическая герменевтика – учение о понимании смысла литературы (Шлейермахер). 3) Культурно-историческая герменевтика – учение о понимании прошлых эпох (Гильтей). 4) Философская герменевтика – понимание смысла бытия в целом через язык, язык понимается как носитель смысла (Гадамер) |
Постмодернизм | Жан-Франсуа Лиотар (основатель), Ролан Барт, Жорж Батай, Жан Бодрийяр, Жак Деррида, Жак Лакан, Мишель Фуко. | Это направление можно считать кульминацией иррационализма и всей неклассической философии. Постмодернизм – это учение, направленное прежде всего против философии и культуры эпохи нового времени. Однако, на самом деле постмодернизм отвергает всю философскую традицию, начиная с Фалеса. Постмодерн – отвергает идею закономерности мира, как бы её не понимая. Главная метафора – это ризома. Её смысл: 1. Хаотичность бытия (вместо греческого понятия «космос» используется понятие «хаосмос») 2. Ризома – это отсутствие логических законов мысли. 3. Отсутствие в языке четких правил. Разум не может претендовать на истину, хотя бы потому, что никакой истины нет. Мир – это своеобразный текст, который нужно прочитать. Способ прочтения называется деконструкция. Результатом этого будет дискурс – это бытие мира в речи, в говорении. Почему нет истины? Потому что каждый человек может создать своё словесное описание мира и любое из них может считаться истинным. Поэтому получается, что задача разума – это исследовать различные языковые игры. Обоснована концепция смерти человека, как субъекта. Существует понятие симулятор – это образно символические формы восприятия мира и даже копия несуществующего оригинала. Понятие человек перестало обозначать то, что оно раньше обозначало. Иначе мы имеем дело не с самими людьми, а с симуляторами, т.е. их образами. Полостью отвергается идея общественного прогресса. Поскольку все бытие хаотично, то и общество тоже. Поэтому в обществе нет ничего устойчивого и нет какого-либо устойчивого вектора его развития, т.е. прогресса. Вывод: постмодернизм основан на иррационализме, на нигилизме (неверии ни в какие ценности), на атеизме (Бога как высшей силы тоже нет), на алогизме (отсутствие упорядоченности в чем-либо). Философия всегда считалась рациональным поиском истины, а постмодернисты считают философию всего лишь разновидностью языковой игры, не размышлением о мире, а разновидностью письма или литературы. |
13.02.13
Бытие. Субстанция. Материя.
Понятие «бытие» было введено в философию элейской школой в лице Парменида. Это наиболее абстрактное понятие, характеризующее существование вообще. Понятие бытие не фиксирует свойств конкретно существующего. Несмотря на свою абстрактность понятие бытия является исходным в любой картине мира является исходным.
Понятие «бытие» необходимо отличать от понятий « реальность» и «действительность».
1)Реальность – это все существующее вообще. В этом смысле оно близко к понятию «бытие».
2) Под реальностью понимается объективный мир, существующий независимо от сознания человека. В этом смысле понятия не совпадают, потому что субъективное относится к бытию.
3) Под реальностью имеется ввиду действительность, как актуальное бытие.
Действительность – это то, что реально существует.
1) В этом смысле действительность отличается от всего кажущегося вымышленного, даже если оно правильно. Однако, мысленное входит в понятие «бытие».
2) Его нужно отличать от всего только возможного, но еще не существующего. Но возможное входит в понятие «бытие».
Понятие бытия является самым абстрактным по содержанию среди этих понятий. Понятия сущее, реальность, действительность уже, чем понятие «бытие» и с ним не совпадают.
Принято выделять некоторые формы бытия:
1. Материальное
· Природное
· Искусственное (неживое и живое)
2. Духовное
· Индивидуализированное духовное
· Объективированное духовное – коллективное сознание (мораль, право, религия)
Материальное и духовное сосуществуют в человеке. Совокупность всех людей образует общество, как социальную форму бытия.
Понятие субстанция логически связано с понятием бытия. Понятие бытие обозначает существование чего-либо или существование вообще. А понятие субстанция раскрывает что является основой существования.
Понятие субстанция понимается онтологически и гносеологически.
Онтологически: субстанция – это предельная (конечная) основание бытия, позволяющее свести всё многообразие существующего к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Это понятие получило наибольшую разработку в Новое время. Декарт и Спиноза считали, что субстанция должна быть причиной самой себя, а это означает, что она должна быть вечна и существовать благодаря самой себе. Однако, возникли разногласия по вопросу количества субстанций и свойств субстанций. Сложилось три подхода:
o Монизм
o Дуализм
o Плюрализм
В Новое время сложились не только эти подходы, но и их разновидности (см. табл. 1).
Материалистическая в качестве субстанции рассматривает материю.
Объективный идеализм материю не отрицает, но считает её порождением духовного начала (Гегель).
Субъективный идеализм – рассматривает материю как совокупность ощущений познающего субъекта (Джорж Беркли).
В материализме понятие «материя» прошло три этапа в своем развитии:
§ Наглядно – чувственное понимание (Анаксимен, Гераклит) – материя понималась как конкретная природная стихия или их совокупность. Это набор из следующих элементов (вода, огонь, земля, воздух). Считалось, что все вещи и явления – это и есть проявления этих начал.
§ Вещественно – субстратное понимание – распространилось в Новое время (17-18 вв). Этот взгляд сложится благодаря успехам науки. Материя – это конкретное вещество, состоящее из неделимых и неизменных атомов. Материальным является только то, что воспринимается органами чувств человека. Свойства материи сводились к её конкретным физическим свойствам.
На этих двух этапах материя понималась как нечто конкретное. А на третьем этапе стала пониматься абстрактно.
§ Философско – гносеологическое понимание. Это философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от сознания человека, но отражающееся в его органах чувств (В.И. Ленин).
Это определение появилось в начале 20 века в связи с революцией естественных наук (см. табл. 2). Были сделаны открытия, которые показали, что вещественно- субстратное понимание материи устарело. Возникла идея, что материю нельзя сводить к её конкретным состояниям, потому что материя может существовать во множестве различных состояний. У всех этих состояний нужно найти нечто общее, что объединяет все эти состояния. Этим общим является то, что все эти состояния объективны.
В начале 20 века в физике возник кризис, связанный с вещественно – субстратным пониманием. Из факта, что не все материальные явления воспринимаются органами чувств, был сделан вывод, что эти явления нематериальны. Следовательно, возникла идея, что материя исчезла и является всего лишь совокупностью наших ощущений (этот взгляд отстаивал Эрнст Мах – создатель эмпириокритицизма). Ленин сформулировал философско-гносеологическое понимание материи в противовес эмпириокритицизму.
Материя – это бесконечное множество существующих в мире объектов и систем или всеобщая субстанция, лежащая в основе всех многообразных явлений, свойств, процессов.
Основные свойства материи:
a) Объективность существования
b) Вечность и бесконечность в пространстве
c) Неисчерпаемость, т.е. многообразие форм
d) Неуничтожимость
e) Структурность или системность
В настоящее время строение материи раскрывается с трех сторон:
С физической точки зрения:
§ Вещество
§ Поле
§ Физический вакуум
Также выделяется антивещество и антиполе.
С точки зрения уровней организации:
§ Микромир
§ Макромир
§ мегамир
С точки зрения сфер бытия материи:
§ живая
§ неживая
§ социально-организованная
Если в Новое время материя сводилась только к веществу, то в настоящее время понятие «материя» охватывает все её виды, уровни организации, сферы существования.
У материи выделяются также атрибуты. Атрибут – это неотъемлемое качество объекта, без которого он перестает тем, чем является. Атрибуты материи:
§ пространство и время
§ движение
§ отражение
Пространство и время
Существуют два подхода:
· Пространство и время – это объективные характеристики самого мира.
· Пространство и время – это наши субъективные способы нашего восприятия мира (Кант).
Среди сторонников первого подхода долгое время имело разногласие по вопросу соотношения пространства и времени с материей. В этой связи сформировались две концепции:
o Субстанциальная концепция – свойства пространства и времени не зависят от материи и пространство и время существуют наряду с материей, как субстанции.
o Реляционная концепция – пространство и время с точки зрения их свойств неразрывно связаны с материей и существовать отдельно от них не могут (см.табл.3).
Пространство – это форма бытия материи, характеризующая её протяженность, структурность и сосуществование материальных объектов.
Специфические свойства пространства:
ü Протяженность
ü Трехмерность
ü Изотропность
Время – это форма бытия материи, характеризующая длительность её существования, а также последовательность смен состояний в развитии материальных объектов.
Специфические свойства времени:
ü Длительность
ü Одномерность
ü Необратимость
Всеобщие свойства пространства и времени:
ü Объективность
ü Зависимость от строения и развития материальных систем (биологическое время, социальное)
ü Единство прерывности и непрерывности
ü Бесконечность
Движение
Наибольшую разработку проблема движения получила в Новое время. В 17 – 19 вв. сложились три ключевые концепции движения:
1) Механицизм. Основные идеи: 1. Движение – это перемещение живого тела в пространстве по законам механики. 2. Движение – это внешнее свойство материи, результат воздействия на тело внешней силы, иначе говоря, к самодвижению материя не способна. 3. Механическая форма движения является универсальной и с её помощью можно объяснить любые формы движения. В рамках этой идеи возникло понятие редукционизм.
Редукционизм – сведение высшего к низшему, сложного к простому. Высшие сложные формы движения (биологическое и социальное) объясняются по аналогии с простой низшей формой, т.е. механической. По Декарту любые живые тела – это машины. Общество – это механический агрегат.
2) Энергетизм. Её основатель Вильгельм Освальд. Её соображения: 1. Материя и движения между собой не связаны. 2.В основе движения лежит превращение одной формы энергии в другую.
3) Диалектический материализм. Его идеи изложил Фридрих Энгельс в работе «диалектика природы». Эта концепция направлена против одновременно и энергетизма и механицизма.
Любая форма движения имеет свой материальный носитель. Механическое движение – это движение тел. Затем физическое – атомов, химическое – молекул, биологическое – живых тел, социальное – людей и общества.
Критика механицизма заключается в следующем:
· Движение – это не только перемещение, а любое изменение вообще где бы оно не происходило и в чем бы оно не заключалось (Пр: представить сначала персик, а потом грушу – движение мыслей; различные физиологические процессы в организме).
· Движение – это не внешнее, а внутреннее свойство материи. Материя способна к самодвижению. Соответственно источник самодвижения – это разрешение противоречия между противоположностью.
· Высшие сложные формы материи нельзя объяснять по аналогии с простыми низшими формами, потому что у каждой формы движения есть свои специфические законы.
С точки зрения этой концепции материя может существовать только в движении, если эту идею перевернуть, то материя – это способ существования. Движение – абсолютно. Покой – относителен, это означает, что покой – это момент, сторона движения.
27.02.13
Фактически он реализуется во всех науках, независимо от предмета. Одним из основателей системного подхода являлся немецкий мыслитель – Людвиг фон Берталанфи.
Системный подход в принципе имеет две стороны: онтологическая сторона (с точки зрения бытия) – любой объект за исключением элементарных частиц является системой.
Гносеологическая сторона – один объект – это не всегда одна система. Например: общество, в которое входит политическая, экономическая система и т.д.
Основные понятия системности
Система – это совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях между собой и образующих некоторое единство.
Под элементом имеется ввиду – предельный, неразложимый компонент системы. Элементы вместе взятые образуют содержание системы, то, из чего она состоит.
Структура – совокупность определенных связей между элементами системы, обеспечивающих сохранение основных свойств системы. Структура – это внутренняя форма системы, которая показывает как элементы связаны между собой.
Подсистема – 1) совокупность элементов, связи между которыми устойчивее, чем между элементами в эту совокупность не входящие;
2) совокупность относительно подобных структур системы;
3) крупная составная часть организации системы.
Организация – это внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия частей целого. Организация имеет две стороны: 1) структурная – показывает из каких составных частей система состоит; 2) динамическая – характеристика взаимодействия частей системы между собой.
Типология систем
По характеру связи между частями и целым системы бывают
· Суммативные (конгломераты)
· Целостные
В суммативных системах элементы слабо связаны между собой и во многом связи являются случайными, неустойчивыми. В этих системах нет взаимозависимостей целого и частей (например: толпа людей на остановке, куча песка, мебельный гарнитур).
Целостные системы наоборот обладают противоположными характеристиками.
Сами целостные системы делятся на два типа:
1. Неорганично целостные – в них целое больше зависит от частей, такая система не способна к саморазвитию и перестройке своей структуры (например: двигатель – если выходит из стоя деталь, то и сам двигатель).
2. Органично целостная система – в таких системах целое управляет частями, причем до такой степени, что целое может создавать новые части (например: в ходе развития общества появляются новые системы); способны к саморазвития и перестройке своих структур (человек).
§ Сложные – большое количество элементов, разнообразные связи между ними; наличие иерархичного строения.
§ Простые
По отношению к движению системы бывают:
· Статичные
· Динамичные: функционирующие и развивающиеся
По характеру отношения со средой:
§ Изолированные
§ Открытые
§ Закрытые
Большинство систем открытые.
По характеру детерминации:
§ Однозначно детерминированные
§ Вероятностно детерминированные – их будущее предстакать однозначно невозможно.
Принцип системности является одним из предметов интереса со стороны диалектики. В диалектике сложились 4 пары противоположных категорий систем:
1. Единичная и всеобщая
2. Целое и часть
3. Содержание и форма
4. Сущность и явление
Понятие детерминизма
Детерминизм – представление, согласно которому между вещами, явлениями и процессами реального мира существуют объективные, закономерные взаимосвязи.
Противоположностью детерминизма является индетерминизм, который отрицает наличие закономерных связей.
Причинность – объективная связь состояний в процессе движений и развития материй.
Основные свойства причинности:
1) Одно явление, т.е. причина, порождает другое, т.е. следствие.
2) Объективность заключается в том, что причинность – это отношение присущее самим вещам.
3) Всеобщность причинности. Под ней имеется ввиду: нет явлений без причины, точно также, как нет причины, не вызывающих следствий.
4) Временная асимметрия – причина всегда предшествует следствию во времени.
В истории философии и науки сложились две основные разновидности детерминизма (см. табл.4):
§ Механистический – сформировался в новое время и господствовал в 17-18 вв. Он также называется лапласовский.
§ Вероятностный – возникает в конце 19 – начале 20 вв.. Его научным основанием является квантовая механика.
1) Механистический детерминизм единственной формой детерминации имеет ввиду причинность.
2) Механистический детерминизм утверждал, что мир пронизывает бесконечная причинно – следственная цепь, которая нигде не рвется, т.е. отрицается роль случайности.
3) Согласно механистическому – будущее любого объекта однозначно предсказуемо.
1) Вероятностный признает наличие непричинных форм детерминации. Явления могут быть связаны между собой, но при этом, но они не связаны причинно – следственно, иначе говоря, между явлениями может не быть порождения одним явления другого.
2) Вероятностный детерминизм признает большую роль случайности.
3) Согласно вероятностному, будущее объектов не предсказуемо из-за действия случайности.
В рамках обоих признается понятие закон. Под законом имеется ввиду наличие объективных, необходимых, существенных и повторяющихся связей между вещами, явлениями и процессами.
В механистическом признаются динамические законы, которые имеют характер однозначной детерминации и не учитывают роль случайности, а в вероятностном детерминизме признаются статистические законы, которые учитывают роль случайности..
Принципы детерминизма также является предметом изучения диалектики. Этот интерес выражается в том, что существуют три пары диалектических категорий детерминизма.
1) Причина и следствие
2) Возможность и действительность
3) Необходимость и случайность
Специфика наиболее радикальных версий индетерминизма состоит в том, что отрицается не только механистический, а также вероятностный детерминизм. Детерминизм в любом его виде признает в бытие определенные взаимосвязи, некоторую логику. Индетерминизм утверждает, что бытие прежде всего характеризуется свободой, поэтому не признается наличие детерминационных ограничений.
Понятие развития
Идея развития утверждается в науке и философии в эпоху нового времени. Понятие развития следует рассматривать в контексте следующих понятий:
1. Процесс – это единая серия изменений в системе.
2. Изменение – под ним имеется ввиду начальный этап внутреннего перерождения системы, имеющий количественный характер.
3. Функционирования – разновидность изменения, при котором в системе происходят обратимые процессы в рамках сложившейся структуры (пр:смена поколений в обществе), перестройка структуры и изменение её свойств не происходит.
4. Развитие – разновидность изменения, при котором происходят необратимые качественные и направленные изменения системы. Необратимостью развитие отличается от функционирования, закономерным характером – от случайных процессов; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, качественный характер изменений означает, что происходит перестройка структуры системы и изменяются её свойства.
Развитие имеет прогрессивную и регрессивную направленность. Прогресс – это движение от высшего к низшему, от простого к сложному. Регресс – противоположное движение, выражающееся в упрощении системы.
1) Философским учением о развитии является диалектика. Три закона были сформулированы Гегелем, однако, у диалектики всегда были альтернативы. Диалектика утверждает, что все нужно рассматривать в развитии, в этом смысле её альтернативой является метафизика. Под метафизикой является учение о стабильности и неизменности бытия. Сторонники метафизики могут признавать наличие количественных изменений, но они всегда отрицают качественные изменения. Французские материалисты 18 века утверждают, что природа не делает скачков, т.е. новые виды растений и животных мало чем отличаются от предыдущих.
2) Согласно диалектике все нужно рассматривать во взаимосвязи. Согласно закону единства борьбы и противоположности: противоположности связаны между собой. В этом смысле альтернативой диалектики является эклектика. Это учение, соединяющее противоположные элементы в кажущуюся целостность, но без объяснения внутренних связей между противоположностями.
3) Согласно диалектике постоянство и изменение связаны между собой. Согласно Гераклиту: в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Эта мысль означает, что всё подвержено изменению, но изменения не случайны и подчиняются логосу как закономерности. Закономерность вносит в бытие стабильность, а это в свою очередь означает, что бытие – это изменяющееся постоянство. В этом смысле альтернативой диалектики является релятивизм. Согласно Кратилу: в одну и ту же реку нельзя войти и единожды, а это означает, что бытие абсолютно изменчиво, в нем ничего постоянного нет. Релятивизм – это учение, согласно которому все относительно.
4) Согласно диалектике количественные изменения переходят в качественные изменения, иначе говоря, между этими изменениями присутствует причинно – следственная связь (детерминизм). В этом смысле альтернативой диалектике является концепция эмерджентной эволюции. Анри Бергсон.
Согласно этой концепции новые качества всегда возникают внезапно, спонтанно, случайно. Поэтому количественные изменения не предшествуют качественным. Получается, что новые качества возникают индетерминированно.
5) Согласно диалектике развитие предсказуемо. Закон отрицания отрицаний: лучшие стороны старого состояния относительно повторяются на новом уровне развития, поэтому развитие хотя бы частично предсказуемо. В этом смысле альтернативой диалектики является синергетика. Это наука о самоорганизации сложных систем. В системе могут происходить изменения, до определенного момента система продолжает сохранять относительное равновесие, но если изменения накапливаются, они уводят систему к неравновесному состоянию. Крайняя степень неравновесности называется дифуркацией, т.е. старые системные принципы уже не действуют, а новые еще не возникли. Иначе говоря, это ситуация неопределенности.
Характеристики:
1. Многовариантность дальнейшего развития
2. Вероятность выбора
3. Случайность как фактор выбора
4. Неопределенность того, какая система возникнет вместо старой
Согласно диалектике новая система обязательно прогрессивнее предыдущей. С точки зрения синергетики – новая система не обязательно лучше прежней. Поэтому развитие является необратимым, но не обязательно прогрессивным.
Вопросы:
Понятие детерминизма и индетерминизма. Разновидности детерминизма
Диалектические категории детерминизма
Понятие развития. Законы диалектики Гегеля (развития). Альтернативы диалектики (т.к. не все философы считают, что развитие есть)