Особенности познавательных действий в современной науке

В условиях последнего десятилетия двадцатого ве-
ка проблему познавательного действия следует по сути
дела рассматривать не в рамках исключительно системы
"научное знание", а в комплексе единого процесса в бо-
лее широкой системе "наука - техника - производство". В
развернутом виде формула познавательного действия с
учетом все более усиливающейся интеграции науки и
производства может быть выражена в следующем виде:
ФИ-ПИ-Р-Пр-Ос-ПП, где ФИ - фундаментальные иссле-

дования; П И - прикладные исследования; Ρ - разработка;
Пр - проектирование; Ос - освоение; ПП - промышленное
производство. В той или иной форме новые знания возни-
кают на каждой из выделенных ступеней целостного соци-
ального действия. В то же время наука - в ее фундамен-
тальной ипостаси - человеческая деятельность, специально
ориентированная на выработку нового знания. Тем самым
оправдано несколько метафорическое ее понимание как
"машины по производству знаний", как "искусства дейст-
вования".

С этой позиции эффективность функционирования
науки определяется оптимальным для каждого конкретно-
исторического этапа ее развития соотношением структур-
ных компонентов "машины": эмпирического и теоретиче-
ского уровней познавательной деятельности; познавательных
средств и методов; целей; материально-технической базы;
организации и методики исследования и т.п. Прогресс
науки связан с интенсивным ростом экспериментальной,
математической и концептуальной оснащенности позна-
вательных действий. Революционизирующее воздействие
на научное познание оказывает электронно-вычисли-
тельная техника. Ее широкое применение в науке привело
к качественному видоизменению эксперимента и во мно-
гих случаях к его автоматизации. Возрос объем эмпириче-
ской информации и резко сократились сроки ее первичной
обработки. Значительно расширились возможности теоре-
тического анализа посредством применения современной
математики и развития компьютерной формы мышления
как инструмента интеллектуального действия человека.
Эффективность научных исследований все в большей
степени определяется в наши дни возможностями уче-
ного использовать эвристические ресурсы формирую-
щейся глобальной системной информационной сети
(Интернет).

В развитии современной науки прослеживаются
противоречивые тенденции. Речь идет об усиливающихся
интеграционных процессах на фоне углубляющейся диф-
ференциации исследовательской деятельности. Выделя-
ются следующие основные направления интеграции на-
учного знания: перенос идей и представлений из одной
области знания в другую; эффективное использование
понятийно-концептуального аппарата, методов и иных

познавательных средств одних областей науки другими;
формирование комплексных, междисциплинарных про-
блем и направлений исследования; формирование новых
научных дисциплин "пограничного" типа на стыке из-
вестных ранее областей знания; сближение наук, разли-
чающихся своими предметными областями, прежде всего
усиление взаимосвязи и взаимодействия общественных,
естественных и технических наук; сближение научных
дисциплин различных типов - фундаментальных и при-
кладных, эмпирических и теоретических, высокоформа-
лизованных и описательных и др.; универсализация языка
науки; выработка региональных и общенаучных форм и
средств познания; усиление на основе углубляющейся
диалектизации современного научного познания интегра-
тивной функции философии в исследовательской дея-
тельности.

Происходят существенные изменения в соотноше-
нии практических и теоретических моментов в развитии
современной науки. С одной стороны, в условиях науч-
но-технической революции в самом исследовательском
процессе возрастает роль собственно практических дей-
ствий как специфических методов изучения явлений.
Создаются новые формы единства духовной и матери-
альной деятельности. Качественно совершенствуется не
только теоретический, но и научно-практический ин-
струментарий исследования. В частности, функциони-
рование ЭВМ выступает как особого рода практиче-
ский процесс, выполняемый по заданию человека. С
другой стороны, все настоятельнее ощущается ныне
необходимость утверждения теоретической, подлинно
научной основы самой практической деятельности об-
щества.

Это требует дальнейшего уточнения представлений
о структуре исследовательских действий в современной
науке. Имеет смысл, например, различение таких разно-
видностей их, как процедура и операция. Процедура -
акт духовно-логического, мысленного освоения позна-
ваемого объекта. Операция - практическое действие в
научном поиске. В исследовательском процессе проце-
дуры и операции взаимодополняют и предполагают друг
друга. К процедурам научного исследования относятся
методологический анализ, объяснение, логическое

обоснование, построение гипотезы, мысленный экспе-
римент, экстраполяция, дискуссия, критика, идеализа-
ция и т.д. В качестве примеров научных операций
можно рассматривать натурный эксперимент, наблю-
дение, моделирование (материальное), измерение, по-
знавательное действие в системе "гносеологический
субъект - компьютер" и др.

В общем случае эмпирические исследования пред-
полагают операции с реальными объектами, теоретиче-
ские - понятийную деятельность. При расчленении по-
знавательного цикла (целостного исследовательского
действия в современной науке) прослеживается после-
довательный взаимопереход операций и процедур.
Фрагменты эмпирии связаны с операциями по фиксиро-
ванию фактов, их описанию, по верификации теорети-
ческих конструктов. На уровне же теоретического по-
знания осуществляются исследовательские процедуры
объяснения фактов (каузальное, сущностное, системное
и иные типы объяснения), построение гипотез и теорий,
методология и "идеология" разработки новой техники.
Так, методология разработки перспективных интегриро-
ванных автоматизированных систем управления (ИАСУ)
осуществляется с помощью таких познавательных про-
цедур, как формулировка общих целей, основных требо-
ваний, принципов, путей и методов построения ИАСУ;
выбор состава функций управления и задач, подлежащих
автоматизации; установление проблем, подлежащих раз-
решению и оценка необходимых ресурсов; разработка
дерева целей, постановка задач по исследованию и раз-
решению возникших проблем; разработка математиче-
ских моделей, принципов и методов моделирования;
алгоритмизация моделей и т.д.

Во второй половине XX века философия науки
обогатилась рядом существенных открытий, помогающих
глубже осмыслить особенности исследовательского про-
цесса. Выдвинуты критерии различения (демаркации)
науки и не-науки (Карл Поппер); прояснена роль пара-
дигм в научном творчестве (Томас Кун); акцентирована
значимость в выработке новых знаний исследовательских
традиций и программ (И. Лакатос, Л. Лаудан); раскрыты
функции ценностных ориентации, идеалов и норм науч-
ного исследования и др.

Техническое творчество

В процессе творчества зарождается нечто качествен-
но новое, отличающееся неповторимостью, оригинально-
стью, общественно-исторической уникальностью. Техни-
ческое творчество как одна из важнейших составляющих
человеческой культуры направлено на создание новых,
более эффективных средств производства. Разновидно-
стями технического творчества являются изобретательство,
рационализаторство, проектирование, конструирование,
дизайн.

Если конечным продуктом, венцом творческой дея-
тельности в науке является открытие, то в технике - изо-
бретение. Открытие касается явления, закона, живого
существа, которое уже существовало, но которое раньше
не было известно. Колумб открыл Америку, но она суще-
ствовала и до него. Франклин изобрел громоотвод, кото-
рый ранее не существовал. В настоящее время открытие
редко не сопровождается изобретениями, и наоборот, по-
скольку всякое продвижение в глубь вещества, расшире-
ние сферы познания требует все новых и новых техниче-
ских средств, а создание таковых имеет свой предел при
использовании лишь старых запасов знаний. Поэтому на-
учные исследования неразрывно связаны с инженерной
деятельностью.

Изобретением признается техническое решение за-
дачи, обладающее новизной, неочевидностью и производ-
ственной применимостью. Объектами изобретений могут
быть устройства, способ (включая микробиологический, а
также способы лечения, диагностики и профилактики),
вещество (включая химическое и лечебное), штамм мик-
роорганизма, а также применение известного ранее уст-
ройства, способа, вещества, штамма микроорганизма по
новому назначению. Не признаются изобретениями науч-
ные теории, методы организации и управления хозяйст-
вом, условные обозначения, расписания, правила, схемы
и методы выполнения умственных действий, алгоритмы и
программы для вычислительных машин, проекты и схемы
планировки сооружений, зданий, территорий, предложе-
ния, касающиеся лишь внешнего вида зданий, направ-
ленные на удовлетворение эстетических потребностей.

Особой разновидностью технического творчества
является рационализаторская деятельность. Рационализа-
ция не претендует на принципиальную новизну, когда
созданный объект не известен на предшествующем уровне
науки и техники, или на неочевидность, связанную с ко-
ренной перестройкой объекта, вследствие чего его описа-
ние не следует из описания предыдущего уровня науки и
техники. Смысл рационализации - в усовершенствовании,
введении более целесообразной организации производст-
венного процесса в соответствии с общественными запро-
сами. Потребность в рационализации возникает, как пра-
вило, при недостаточном использовании возможностей
технического объекта.

Проектирование - инженерная деятельность по соз-
данию проекта, т.е. прообраза предполагаемого техниче-
ского объекта (системы). В процессе проектирования
происходит предварительное исследование и разработка
будущего технического объекта на уровне чертежа и дру-
гих проектных знаковых средств без непосредственного
обращения к изготовлению изделия в материале и испы-
тания его опытных образцов.

Конструирование - инженерная деятельность, заклю-
чающаяся в создании, испытании и отработке опытных
образцов различных вариантов будущего технического
объекта (системы). Оно сопровождается расчетами, опе-
рациями анализа и синтеза, учетом таких требований, как
простота и экономичность изготовления, удобство исполь-
зования, соблюдение определенных габаритов, имеющих-
ся конструктивных элементов. На основе опытного об-
разца конструктор, подключающийся к проектированию
на его заключительной стадии, рассчитывает конкретные
характеристики, учитывающие специфику изготовления
объекта на данном производстве.

Дизайн - проектно-художественная деятельность по
созданию технических объектов, обладающих эстетически-
ми свойствами. В дизайне интегрируются художественное
конструирование промышленных изделий, моделирование
жизнедеятельности пользователя этими изделиями и мо-
делирование связей "человек - культура" (мода, стиль, по-
требительские ценности и пр.). В силу этого деятельность
дизайнера непосредственно связана с широким использо-

ванием достижений технических, естественных и гумани-
тарных наук.

Каждый инженер должен владеть методами техни-
ческого творчества. Разумеется, было бы наивным наде-
яться на отыскание надежного и универсального способа
решения технических задач, конструирование некоего
алгоритма, который позволил бы без особого труда делать
открытия, изобретения. Вместе с тем разрабатываются
методы поискового проектирования и конструирования.
Возникает новая научная дисциплина - техническая эври-
логия. Она убедительно иллюстрирует тот факт, что тех-
ническое творчество - диалектический процесс, описание
которого требует овладения такими понятиями, как диа-
лектическое противоречие, мысленный эксперимент, идеа-
лизированный объект и т.д.

Методы

Метод как совокупность правил, приемов и опера-
ций практического и теоретического освоения действи-
тельности служит прежде всего получению и обоснова-
нию объективно-истинного знания. Применяемые в науке
методы - мерило ее зрелости и совершенства, показатель
сложившихся в ней отношений. История ее развития,
психология творчества свидетельствуют о том, что новое в
познании рождалось не столько благодаря улучшению
психологических качеств отдельных личностей, сколько
путем изобретения и совершенствования надежных мето-
дов работы. "При хорошем методе и не очень талантли-
вый человек может сделать многое. А при плохом методе
и гениальный человек будет работать впустую и не по-
лучит ценных точных данных", - писал И.П. Павлов
(36. С.16). По справедливому замечанию Леонардо да
Винчи, методы предостерегают изобретателей и иссле-
дователей от обещания себе и другим вещей, которые
невозможны.

Характер методов существенно определяется пред-
метом исследования, степенью общности поставленных
задач, накопленным опытом и другими факторами. Мето-
ды, подходящие для одной области научных исследова-
ний, оказываются непригодными для достижения целей в
других областях. В то же время мы являемся свидетелями

многих выдающихся достижений как следствий переноса
методов, хорошо зарекомендовавших себя в одних науках,
в другие науки для решения их специфических задач. На-
блюдаются, таким образом, противоположные тенденции
дифференциации и интеграции наук на основе применяе-
мых методов.

Учение о методах называется методологией. Она
стремится упорядочить, систематизировать их, установить
пригодность применения в различных областях, ответить
на вопрос о том, какого рода условия, средства и дейст-
вия являются необходимыми и достаточными, чтобы реа-
лизовать определенные научные цели и в конечном счете
получить новое объективно-истинное и обоснованное

знание.

В структуре метода центральное место занимают пра-
вила. Правило есть предписание, устанавливающее порядок
действий при достижении некоторой цели. Согласно Геге-
лю, правило состоит в подведении особенного под общее.
Правило является таким положением, в котором отражена
закономерность в некоторой предметной области. Эта за-
кономерность образует базовое знание правила. Кроме того,
правило включает некоторую систему операциональных
норм, обеспечивающих "подведение", т.е. соединение
средств и условий с деятельностью человека.

В базовом знании интегрируются результаты самых
разнообразных наук. Можно выделить философское, об-
щенаучное, конкретно-научное содержание научного ме-
тода. Особое место в базовом знании принадлежит его
предметно-образному компоненту, закрепленному в раз-
личного рода методиках.

Философское содержание составляют положения
логики (диалектической и формальной), этики, эстети-
ки. Все они за исключением, пожалуй, законов формаль-
ной логики не существуют в форме жёсткой системы
норм, рецептов или технических инструкций и фиксиру-
ются в самых общих ориентирах научного познания.
Образно говоря, философия - это компас, помогающий
определить правильное направление, но не карта, на кото-
рой заранее расчерчен путь до конечной цели. Методоло-
гическая ценность философии находится в прямой зависи-
мости от того, в какой мере она опирается на познание
всеобщих существенных связей в объективном мире.

Концепции, положения которых справедливы по
отношению к целому ряду фундаментальных и частных
научных дисциплин, составляют базовое знание общена-
учного характера. Таковы положения математики, тео-
ретической кибернетики, семиотики, теории систем, си-
нергетики и других наук, оперирующих понятиями инфор-
мации, сложности, системы, структуры, самоорганизации,
модели, управления, элемента, знака, алгоритма, вероятно-
сти, разнообразия, гомоморфизма и т.д. Методы этих наук
глубоко проникли в самые различные отрасли современ-
ного познания.

Знания о совокупности принципов и методов, при-
меняемые в той или иной специальной научной дисцип-
лине, составляют ядро конкретно-научной методологии.
Специфический набор методологических средств имеют,
например, исследования в биологии, физике, химии и т.д.
В то же время результаты этих наук могут транслироваться
в методы более конкретных наук. Например, для техникоз-
нания огромное регулирующее значение имеют закон со-
хранения и превращения энергии, второе начало термоди-
намики, запрещающие работы по изобретению "вечного
двигателя". Тесная связь инженерной деятельности с прак-
тическими потребностями вызывает необходимость свое-
временного учета в технических науках многообразных и
быстро изменяющихся регулятивов социально-экономи-
ческого характера.

Знания, применяемые на предметно-чувственном
уровне некоторого научного исследования, составляют
базу его методики. В эмпирическом исследовании методи-
ка обеспечивает сбор и первичную обработку опытных
данных, регулирует практику научно-исследовательской ра-
боты - экспериментально-производственную деятельность.
Теоретическая работа тоже требует своей методики. Здесь
ее предписания относятся к деятельности с объектами,
выраженными в знаковой форме. Например, существуют
методики различного рода вычислений, расшифровки
текстов, проведения мысленных экспериментов и т.д. На
современном этапе развития науки как -на ее эмпириче-
ском, так и на теоретическом уровне исключительно важ-
ная роль принадлежит компьютерной технике. Без нее
немыслимы современный эксперимент, моделирование
ситуаций, различные вычислительные процедуры.

Всякая методика создается на основе более высоких
уровней знаний, но представляет собой совокупность уз-
коспециализированных установок, включающую в себя
достаточно жесткие ограничения - инструкции, проекты,
стандарты, технические условия и т.д. На уровне методи-
ки установки, существующие идеально, в мыслях челове-
ка, как бы смыкаются с практическими операциями, за-
вершая образование метода. Без них метод представляет
собой нечто умозрительное и не получает выхода во
внешний мир. В свою очередь практика исследования не-
возможна без управления со стороны идеальных устано-
вок. Хорошее владение методикой - показатель высокого
профессионализма.

Научные методы можно разделить по разным осно-
ваниям - в зависимости от стоящих при их использовании
задач. Позволительно, в частности, говорить о методах об-
щих и специфических, практических и логических, эмпи-
рических и теоретических, употребляемых при открытии
и обосновании. Общими мы называем методы, которые
применяются в человеческом познании вообще, в то вре-
мя как специфическими - те, которыми пользуется только
наука. К первым относятся анализ, синтез, абстрагирова-
ние, сравнение, индукция, дедукция, аналогия и др.; ко
вторым - научное наблюдение, эксперимент, идеализация,
формализация, аксиоматизация, восхождение от абстракт-
ного к конкретному и т.д. Практическими являются ме-
тоды, применяемые на практическом, т.е. предметно-
чувственном уровне научного познания, в то время как
логические методы - это логические "фигуры", которые яв-
ляются результатом обобщения миллиарды раз повторяю-
щихся практических действий. К числу первых относятся
наблюдение, измерение, практический эксперимент, пред-
метное моделирование, к числу вторых - доказательство,
объяснение, выведение следствий, оправдание, мысленный
эксперимент, знаковое моделирование и др. Одновременно
наблюдение, измерение, практический эксперимент, пред-
метное моделирование относятся к эмпирическим методам,
как и сопровождающие их и с ними "слитые" доказатель-
ство или выведение следствий. Такие же методы, как
идеализация, мысленный эксперимент, восхождение от
абстрактного к конкретному, являются теоретическими.
Существуют методы, приспособленные преимущественно

к обоснованию знаний (эксперимент, доказательство,
объяснение, интерпретация), другие же "работают" боль-
ше на открытие (наблюдение, индуктивное обобщение,
аналогия).

Особого разговора заслуживают методы научно-
технического творчества, в процессе которого научное ис-
следование, открытие нового соединяется с его созидани-
ем, изобретением. Субъект научно-технического творчества
синтезирует в себе качества ученого и инженера. Его важ-
нейшая задача состоит в том, чтобы знания, фиксирующие
действия фундаментальных природных сил, подвергнуть
жесткой целевой обработке и создать искусственное тех-
ническое устройство (артефакт), способное выполнять
некоторые операционные обязанности человека.

Если при открытии решающее значение имеют та-
кие методы, как анализ, абстрагирование, объяснение,
эксперимент, то при изобретении на первый план вы-
ходят наблюдение, измерение, моделирование, синтез
(конструирование). Конкретизация идет на смену абст-
рагированию, ограничение - обобщению. Процесс идеа-
лизации сменяется обратным процессом - устранением
идеализированных объектов, заменой их абстракциями,
имеющими предметно-наглядное наполнение. На этом
уровне не остается места для приблизительности, блужда-
ний ума и спекуляций, ибо мысль проверяется практи-
кой, непосредственно подтверждаясь или опровергаясь
самым очевидным образом.

Наши рекомендации