Темы семинарских (практических) занятий

Декан филологического факультета

_________ проф. Т.А. Демешкина

«__»___________2006 г.

НАЗВАНИЕ КУРСА

Рабочая программа

ФИЛОЛОГИЯ

Специальность 021700 – ФИЛОЛОГИЯ

Статус дисциплины:

Федеральный компонент направления

Томск

Одобренокафедрой русской и зарубежной литературы

Протокол № от «__» _______ 2006 г.

Зав. кафедрой, профессор ___________

РЕКОМЕНДОВАНОметодической комиссией филологического факультета

Председатель комиссии, доцент

«__»_____________ 2006 г.

Рабочая программа по курсу «История зарубежной литературы конца 19 – начала 20 века» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 021700 – ФИЛОЛОГИЯ, утвержденного 10 марта 2000 г.

Общий объем курса – 46 ч. Из них: лекции - 40 ч, семинарские занятия - 6 ч, самостоятельная работа студентов - 15 ч. Зачет во втором семестре. Общая трудоемкость курса 1, 6 зач. ед.

составитель:

Ветшева Наталья Жоржевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы.

рецензент: Петров Аркадий Владимирович, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежнолй литературы

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цели курса «История зарубежной литературы конца 19 – начала 20 века» - дать представление о европейской культурной ситуации рубежа веков, сформировать целостную систему взглядов на характерные особенности литературы этого периода, показать место этого периода в общем течении истории зарубежной литературы на фоне меняющихся культурных ориентиров (распад больших стилей, декаданс, натурализм, символизм, импрессионизм), обозначить типологические связи между аналогичными процессами в русской литературе этого периода, показать синтетическую природу культуры и литературы рубежа веков.

Задачи курса «История зарубежной литературы конца 19 – начала 20 век» – научить соотношению философского, эстетического и литературоведческого подходов к литературным феноменам данного периода, использованию жанрово-типологического взгляда на многообразие текстов, аналитике модернистской поэтики,

Место курса: входит в блок дисциплин «История зарубежной литературы».

Требования к уровню освоения курса сводятся к следующему.

Студент должен:

- прочитать тексты согласно обязательному списку литературы и желательно рекомендуемому.

Студент должен знать:

-историю культуры (философия, искусствознание) данного периода, историю литературы в ее национальных модификациях – Франция, Германия, Великобритания).

Студент должен усвоить:

- терминологический аппарат, выражающий основные философско-эстетические и художественные категории («философия жизни», позитивизм, декаданс; натурализм; течения и направления модернизма: импрессионизм, символизм, футуризм, сюрреализм)

-жанровый состав (натуралистический роман и драма, «новая драма», символистский роман, лирика символизма)

- особенности поэтик реализма, натурализма, модернизма.

Студент должен уметь:

- сопоставлять различные культурные и литературные ряды на эстетических и художественныхоснованиях

- выделять типологически значимые мотивы и структуры текстов («закат Европы», «гибель богов», «Бог умер» «восстание масс», «сверхчеловек» и т.п.)

- владеть техникой анализа кокретных текстов, исходя из видимых особенностей их поэтики (натуралистической, символистской, импрессионистической и т.п.).

П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

…….Культурный смысл периода 1870-1914 гг. Исторические и духовные причины кризисности европейского сознания и бытия.. Тип творческой личности: художник и время. Соотношение литературы рубежа веков и традиции европейского реализма. Основные культурные мотивы: слом традиционного уклада, эсхатологизм, распад христианской культурной парадигмы, этический и эстетический релятивизм. «Человек-масса» и «восстание масс» как знак времени. Типы культурных общностей. Утопизм мышления, антиутопии. Неоднородность художественной практики. Распад больших стилей. Натурализм, импрессионизм, символизм, декаданс, кубизм, футуризм. Жанровые системы и доминанты. Национальные образы мира. Революции в искусстве («новая драма»). Дифференциация и синтез искусств (музыка, живопись, театр).

«Философия жизни» как творческая программа эпохи. Витализм как основа новой философии. Модели А.Бергсона, Г.Зиммеля, В.Дильтея. Антисциентизм и его последствия. Приоритет биологии и психологии. Релятивистская физика. Науки о природе и науки о культуре. Морфологии культур.

Ф.Ницше (1844-1900). Философско-культурные интуиции Ницше и его влияние на европейскую культуру. Творческая биография как инверсия традиционной европейской парадигмы развития (ребенок – лев – верблюд). А.Шопенгауэр и Р.Вагнер в творческом сознании Ницше. Оновные мифологемы Ницше (Аполлон и Дионис, сверхчеловек, имморализм, воля к власти и др.), их культурный смысл. «Рождение трагедии из духа музыки» как эстетическая утопия. «К генеалогии морали» как утверждение ницшеанской этики. «Антихрист» и концепция Христа и христианства у Ницше. Культурные рефлексии Ницше в литературе рубежа веков.

О. Шпенглер (1880-1936). «Закат Европы» как эсхатологический метатекст (синтез истории, культурологи, философии, литературы). Морфология культур. Метод гомологии. Стадии культур. Физиогномика. Портреты аполлоновской и фаустовской культур. Культура и цивилизация. Организм и механизм.

Очерк основных литературных направлений (течений) и стилей. Эстетика и поэтика.

Натурализм в литературе(1 час)

Позитивизм О.Конта как философская основа натурализма. И.Тэн – создатель эстетической концепции натурализма. Среда, раса, момент. Основные художественные принципы натурализма. Роль науки. Задача художника. Творчество Э. и Ж. де Гонкуров. Роман «Актриса». Эволюция натурализма: П.Бурже, Ж. Гюисманс.

Эмиль Золя(1840-1902) (2 часа)

Личность Золя (политический и полемический темперамент, просветителтьский пафос). Эстетическая программа. Ранние романтические веяния. Золя и импрессионизм. «Что я ненавижу». «Мой салон». Роман «Тереза Ракен» как художественный опыт натурализма. «Экспериментальный роман» как теоретическая основа натурализма. Модель натуралистического романа (художник-ученый, среда и природа, «роман с тезой»).

«Ругон-Маккары» - история одной семьи. Творческая история цикла. Состав. Основные механизмы формирования концепции человека, истории, среды. Эволюция цикла. Проблема детерминированности человека.

«Западня» и «Жерминаль» как образцы натуралистического романа Золя. «Западня» - камерность (история одной жизни) и масштабность принципов изображения. Наследственность, среда и воля. Проблема вины и ответственности человека в этике Золя. Поэтика романа: композиция, характерология, символика. Тенденциозность как знак манеры Золя.

«Жерминаль». Укрупнение замысла. Проблема героя. Человек и толпа. Человек и власть. Проблема терроризма. Философия жизни Золя. Неомифологические мотивы и образы романа. Линейное и циклическое в движении жизни. Притчевое начало.

Золя в России. Дело Дрейфуса. Русские переводчики Золя.

Анатоль Франс (1844-1924) (4 часа)

Общеевропейский гуманизм, философия, книжная культура как основа личности Франса и его подхода к литературному характеру. Рассказчики Франса (диалогизм). Философия культуры Франса. Особенности его стилистики как отражение культурных предпочтений (рационализм, скептицизм). «Преступление Сильвестра Бонара»: композиция как выражение основной идеи. Рассказчик и герой. Мотив кризиса европейской цивилизации. Символика. Инкрустация (экфрасис). «Таис» и проблема аскетизма и гедонизма. Стиль и стилизация. «Перламутровый ларец». Франс-новеллист.

«Остров пингвинов» как историософская антиутопия. Жанровые прототипы. Особенности сатиры, пародийное начало романа. Философия истории Франса. Поэтика романа.

«Боги жаждут» как исторический и философский роман. ВФР в романе (реалии, календарь, атрибутика. Эволюция и революция, идея и быт, дух и материя. Особенности трагического конфликта в романе. Стили искусства и тема художника, их функции. Неомифологизм. Смысл названия романа.

Ги де Мопассан (1850-1893) (3 часа)

Психологический портрет Мопассана. Школа Флобера. Мопассан и трагическая философия А.Шопенгауэра. Традиция жанра новеллы (романтическая новелла) и обновление жанра – герой и время, мотивная структура, композиционные особенности. Дебют («Пышка»). Типология новеллистики Мопассана. Особенности психологизма. Импрессионизм в новеллистике писателя. Проблема бессознательного, границ сознания.

Романы «Жизнь» и «Милый друг». История, культура и жизнь как способ характеристики героев. Образы культур в романе. Назначение культуры. Смысл названия и финала романа. Образа героя века в романе «Милый друг». Традиция (герой). Композиционная лестница и система персонажей как способ авторского критицизма. Философский трагизм романа. Особенности механистического существования.

Мопассан в русской культуре.

Ромен Роллан(1866-1944) (2 часа)

Пафос личности и творческая основа. Синтетизм. Философ Музыковед. Биограф. Драматург. Романист. Очерк творчества. «Жизнь великих людей» («Жизнь Бетховена») и категория героя в эстетике Р.Роллана.

«Жан-Кристоф» как эпопея нового времени. Герой и время. Особенности художественного пространства. Неомифологизм романа (героические мифологемы). Роль музыкальных образов, мотивов и стилей в романе. Музыкальная архитектоника жанр эпопеи. Притчевое начало, его функции. Значение финала. Трагический героизм.

«Кола Брюньон». Особенности нового героя-художника. Мастер из Кламси. Мифопоэтика. Философия истории и жизни. Сказовая манера, ее значение. Художественное время: профанное и сакральное. Роль книги в романе.

Театральная революция(2 часа)

Модели театра и актера в культуре. Театральная ситуация второй половины 19 века. Тривиальная драматургия («хорошо сделанная пьеса»): Э.Скриб, В.Сарду, А.Дюма-сын. Неоромантизм Э.Ростана: «Романтики», «Сирано де Бержерак», «Орленок». Натурализм в театре.

«Новая драма». Трансформация конфликта. Особенности героя. Эпическое и лирическое в драме. Подтекст. Суггестия. Сценическое пространство. Диалог. Изменение театральной практики. Режиссура. Актерская труппа. Примеры нового театра в Европе и в России.

Генрик Ибсен(2часа)

Творческая эволюция и проблема личности в кризисное время. Типология драматургии Ибсена. Герой и конфликт. Максимализм героя и особенности авторской позиции.

«Пер Гюнт». Мифопоэтика «норвежского Фауста». Ахетипические образы и ситуации. Проблема пути и эволюции. Ситуация «странствователя и домоседа». Символизм драмы. Образы «вечной женственности» и материнской любви. Ибсен и Э.Григ.

Аналитизм драматургии Ибсена. «Драмы идей»: «Кукольный дом», «Привидения», «Доктор Штокман», «Дикая утка», «Геда Габлер». Особенности внешнего и внутреннего конфликта. Проблема самореализации личности. Тема семьи, ее символизация. Особенности психологизма. Символика названий. Ремарки, детали.

«Строитель Сольнес» как символическая драма. Идея жизнестроительства и миссия художника. Ницшеанские мотивы. Эволюция: от символики к мистическому символизму. Хильда и мотив «юности-возмездия».

Ибсен в России. В.Ф. Комиссаржевская. МХТ.

Герхардт Гауптман(2 часа)

Жанрово-стилевой диапазон: эклектика или синтез. От натурализма драмы «Перед восходом солнца» к драме «Перед заходом солнца». «Новая драма»: реализация ее принципов в пьесе «Одинокие». Характер конфликта, система персонажей. Скрытый трагизм существования человека. Человек и среда, обстоятельства. Границы свободы личности. Особенности художественного пространства. Гауптман и Чехов.

«Потонувший колокол». Драматизм существования творца-медиатора. Мифопоэтика. Символизм пространства. Судьбы христианской культуры в пьесе.

Август Стриндберг(2 часа)

«Новая драма» и реализация ее принципов в драматургии Стриндберга. Статья «Натуралистическая драма» как предисловие к пьесе «Фрёкен Юлия». «Фрёкен Юлия» - драма экспрессивного натурализма. Проблема подсознательного. Черты модернизма, Экспрессионизма, символизма. «Лирические» или «камерные драмы» («Путь в Дамаск», «Пляска смерти», «Игра грез», «Соната призраков»). «Соната призраков» как образец «камерных пьес», построенных на иных эстетических принципах (иррационализм, ассоциативность, фрагментарность, монологичность, гиперболизм). Поэтика названия. Театр Стриндберга. Интимный театр. Национальная драматургия. «Эрик XIY» и русский театр (студия Вахтангова).

Морис Метерлинк(2 часа)

«Новая драма» и театр Метерлинка. Ранняя драматургия: «театр Смерти». «Принцесса Мален». Театр марионеток. Поэтика ранней драматургии. «Непрошеная». «Слепые». Статичность, подтекст, поэтика молчания, особенности диалога. Эволюция символистской драмы Метерлинка. «Пелеас и Мелисанда»: творческая история. Особенности поэтики: сюжет, конфликт. «Пелеас и Мелисанда» в оперном театре (Дебюсси, Шёнберг, Сибелиус). «Там, внутри», «Смерть Тентажиля». Эстетика Метерлинка: «Сокровище смиренных» («Трагизм повседневной жизни»). «Второй диалог». Метафизика бытия и проблема Одиночества

Проблема нравственной активности в поздней драматургии Метерлинка. «Сестра Беатриса», «Монна Ванна», «Чудо святого Антония». Особенности поэтики: герой и конфликт. Сказка-феерия «Синяя птица»: философия поступка. Особенности художественного пространства. Композиция и символика. Метерлинк и Россия (постановки «Сестры Беатрисы» в театре В.Ф. Комиссаржевской, «Чуда святого Антония в Третьей студии МХАТ).

Бернард Шоу(2 часа)

Биография и личность драматурга. Социализация драматургического конфликта. «Миллионерша». Поэтика парадокса. Очерк эстетических и драматургических штудий Шоу. Тип героя-«реалиста». Предисловия к драмам как эстетический манифест. «Профессия миссис Уоррен». «Цезарь и Клеопатра»: поэтика исторических аллюзий. Особенности комического. «Пигмалион»: миф и реальность, своеобразие конфликта, характерология. «Дом, где разбиваются сердца»: проблема жанра. Роль ремарок. Эпическое и лирическое в драме. Пьесы Шоу на русской сцене.

Стефан Малларме(1842-1898) (4 часа)

Символизм в поэзии. Иррациональные, интуитивистские основы творческого процесса. Философия и поэтика символизма. Типология символистской лирики. Значение музыкального начала. Поэзия Малларме. Традиции Бодлера и «Парнаса». «Литературные вторники» как центр символистской коммуникации. «Послеполуденный отдых фавна» в истории культуры («Русские сезоны в Париже»). «Иродиада» как символ поэзии. Роль и значение поэта. Символическая система Малларме: поэтический язык (созвучия, синтаксис, инверсии). Синтез искусств, аналогия как подход к феноменам бытия. «Квинтэссенция непонятности». «Тайна в поэзии» как манифест сверхчувственного. Поэма «Удача никогда не упразднит случая» и поздний Малларме. Малларме в русских переводах.

Поль-Мари Верлен(1844-1896) (2часа)

Периодизация творчества, Творческая биография. Поэт и время. Особенности поэтики: импрессионизм и символизм. «Сатурнические стихотворения». «Галантные празднества. Идея нематериальности мира. Маска и голос. Пейзажи души. «Романсы без слов». Роль музыки в поэтической системе Верлена. «Проклятые поэты». «Искусство поэзии» как эстетический манифест. Смысл и музыка. Тон и нюансировка. Принцип неопределенности. Сборник «Мудрость». Верлен и его русские переводчики.

Артюр Рембо(1854-1891) (2часа)

Драматизм жизненной и творческой биографии. Творческая эволюция Рембо. Особенности поэтики. Контрасты: импрессионизм, экспрессионизм, символизм. Пантеизм и неприятие мира. Представление о поэте и его роли (поэт-ясновидец, поэт-медиум). Сонет «Гласные» как эстетическая программа символизма. Идея синэстезиса. «Пьяный корабль». Особенности композиции, ассоциативность, фантасмагоричность. «Последние стихотворения», «Сквозь ад», «Озарения» (слово, цвет, звук, ритм, алогизм, фрагментарность, афористичность). Лирический герой: исповедальность авантюриста. Рембо в русских переводах (И.Анненский, В.Брюсов, Ф.Сологуб, Б.Лившиц и др.).

Гийом Аполлинер (1889-1918) (2 часа)

Творческая биография. Личность Аполлинера: креативность, склонность к мистификациям, мессианизм. Аполлинер и художественная среда его времени. Аполлинер, Пикассо и кубизм. «Бестиарий, или Кортеж Орфея»: поэтика афоризма. Лекция «Новая поэтическая фаланга» - идея нового лиризма. Книга «Алкоголи». Проблема жанра, структуры. Книга как лирический эпос. Особенности художественного времени и пространства. Лирический герой. Сборник «Каллиграммы». «Военные» стихи. Аполлинер и война. «Сосцы Тиресия». Аполлинер – родоначальник сюрреализма.

Райнер Мария Рильке(1875-1926) (2 часа)

Рильке и поэтический миф. Рильке и Россия (Толстой, Цветаева,Пастернак). Сборник «Часослов»: особенности циклизации и стуктурирования лирического героя. Рильке – переводчик русской литературы. Рильке и «Роден». Эстетика и поэтика (стихотворение-вещь). «Книга образов» и «Новые стихотворения». Особенности композиции, концепция мира, существования человека и вещи, принцип взаимодополнительности. Философия жизни и смерти, смысла и творца. «Дуинские элегии»: трансформация жанра. Сонеты к Орфею». Особенности лирической философии.

Темы семинарских (практических) занятий

1. Жанровое своеобразие романов Э. Золя («Западня» и «Жерминаль»).

2. Драматургия Г. Ибсена («Кукольный дом» и «Строитель Сольнес»).

3. Творчество Оскара Уайльда («Саломея», «Как важно быть серьезным», «Портрет Дориана Грея», сказки).

Задача семинарских занятий – ….

1. ….Овладеть навыками жанрового анализа в рамках различных художественных систем (натураличстический роман, «новая драма», лирика).

2. …..Научится соотносить эстетические и практические программы и навыки.

3. …..На конкретном материале выстроить модели различных поэтик: (особенностикомпозиции, конфликта, повествования, символики и т.п.)

Для проверки усвоения материала семинарских занятий планируется проведение двух контрольных работ по историко-культурной ориентации и методике анализа текстов.

Реферат

Реферат представляет собой аналитическое изложение содержания отдельных философско-эстетических статей и монографий в соответствии с заданной в рамках курса «История зарубежной литературы конца 19 – начала 20 века» темой. Целью этой работы является формирование навыков анализа специальной историко-культурной и литературоведческой литературы для освещения определенной темы или проблемы. Объем работы не должен превышать 20-30 страниц рукописного текста. Требования к содержанию и оформлению письменных работ изложены в Методических указаниях (Томск: ТГУ, 2005. 30 с.).

Наши рекомендации