Революция и нравственность
Марксистская концепция морали
«Люди, сознательно или бессознательно, черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из практических отношений, на которых основано их классовое положение – из экономических отношений, в которых совершается производство и обмен» писал Энгельс, излагая марксистскую теорию нравственности в «Анти-Дюринге». Мораль жизни в племени неизбежно отличается в своих фундаментальных ценностях от морали в цивилизованном обществе по причине базовых различий в их производственных отношениях и формах собственности. Заповедь, запрещающая кражу или возжелание жены ближнего, будет выглядеть смешной для первобытных людей, которые не связаны обычаями частной собственности ни в отношении орудий производства, ни в отношении агентов воспроизводства.
Энгельс отметил, что сегодня являются общепринятыми три основных вида морали. Это христианско-феодальная мораль, лучшим примером которой является католицизм; современная буржуазная мораль и пролетарская мораль. Их отношение к браку и разводу может служить иллюстрацией отличия этих моральных позиций. Для католической морали, браки «заключены на небесах» и должны соблюдаться вовек. Для обычной буржуазной морали брак является результатом гражданско-правового договора, подтверждаемого, регулируемого или прекращаемого государственными чиновниками. Для социалистической морали это личное дело каждого, заключать или расторгать брак, основанное на свободном волеизъявлении заинтересованных лиц.
Эти общие моральные перспективы представляют собой три последовательные стадии в развитии экономических отношений и выражают потребности и мнения различных классовых образований и социальных систем. Они сосуществуют и соперничают друг с другом в человеческих умах и жизнях.
Энгельс заключает, что все эти формы нравственности и их теоретическое обоснование являлись продуктом экономической стадии развития общества, достигнутой в конкретной эпохе. Так как цивилизованное общество вошло и до сих пор пребывает в эпохе классовых антагонизмов, то все виды морали были и обязательно должны были быть классовой моралью. «Она или оправдывала господство и интересы господствующего класса, или же, как только угнетенный класс становился достаточно сильным, выражала его возмущение против этого господства и представляла интересы будущности угнетенных». Таким образом, его материалистическое объяснение изменений и разнообразия моральных суждений предоставляет также обоснование для появления новой и более высокой морали.
Революция и нравственность
Маркс смог вскрыть гуманистический смысл и нравственные критерии коммунистической революционности в противоположность грубому («казарменному») лжекоммунизму: «...Революция необходима не только потому, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только в революции может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества»
Социалистическая революция не есть просто изменение порядка вещей, использующее людей как средство. Изменяя мир, люди изменяют самих себя, совершают революционный процесс самоперевоспитания. Такой подход к человеку противостоит концепциям, лишающим конкретную личность нравственной суверенности и противопоставляющих ей «метафизическую фикцию» стоящих над нею социальных институтов. В 1850—60 гг. Маркс создает «Капитал», в котором развернуто представлены: открытие господства экономики над людьми и овеществленных форм производственных отношений над культурой, а одновременно открытие пути к преодолению этого господства, пути в «истинное царство свободы» — в коммунизм.
13 Проблемы морали в «философии жизни», этические взгляды Шопенгауэра, Ницше.
Шопенгауэровская этика жизнеотрицания предвосхитила процесс самоотчуждения человека, который в полной мере развернулся только в 20 в. Тем не менее она оказала огромное влияние на Ф. Ницше, на философию жизни в целом, на рус. филос. мысль, особенно на мировоззрение Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр(1788–1860) отверг своим учением многие принципы классической философской традиции, в особенности ее представление о том, что нравственность должна формироваться на основе разумности.
Основная философская идея мыслителя выражена также в названии его основного произведения – «Мир как воля и представление». Она связана с различием двух миров. Первый– пространственно—временная область явлений, представлений, а второй – особая сфера воли, не соотнесенная с пространством и временем, которая неизменна, тождественна сама себе, свободна в проявлениях. Как, в частности, и у Платона, «настоящим» А. Шопенгауэр считает лишь один из миров – это загадочный, непостижимый человеческой мыслью мир воли, который он понимает как «слепое стремление к жизни», ничем не объясняемое, иррациональное «хотение», которое пронизывает собой все вокруг, в том числе и самого человека.
Фридрих Ницшеутверждал мораль, критикуя и даже отрицая ее. Философ руководствовался при этом тем, что формы морали стали главными препятствиями на пути возвышения человеческой личности. Для того чтобы быть полноценным, «тотальным» человеком, в полной мере реализовавшим свою волю к жизни, необходимо, по мнению философа, «превратить мораль в проблему», оказаться «по ту сторону добра и зла». Отрицание морали Ф. Ницше не может на самом деле уничтожить моральное сознание как таковое.
Человек должен ликвидировать традиционные, ориентированные религией, навязываемые внешним миром нравственные ценности для полного «освобождения жизни».
Ф. Ницше отвергает придуманную ранее метафизику свободной воли. Подчеркивает, что на самом деле речь идет о сильной или слабой воле, и пишет, что мораль– это «учение об отношениях власти, при которых возникает феномен „жизнь“». Она – органичное свойство человека, мера его воли к власти. Нравственность, добродетель знатного человека, в частности, философа, аристократа, – это прямое выражение и продолжение его силы.
Нравственность, добродетель, таким образом, – это потребность, защита, способ жизни человека. Если у человека рабская натура, то она тоже выражает его волю, так как эта воля очень слабая, то она не может найти выражение в поступке человека и превращается в воображаемую месть, принимая форму морализации.
Но даже новая мораль, которую предлагает Ницше, мораль «сверхчеловека», который отвергает умертвляющий жизнь разум и избирает силу самой высшей добродетелью, не является для него приоритетной.
Таким образом, намеченные А. Шопенгауэром и Ф. Ницше направления в этике (сомнение в нравственных «способностях» разума, ведущая роль индивидуального, субъективного в противопоставление общезначимому, сложившимся стереотипам) предвосхищают этические искания ХХ в. и во многом обусловливают их новый, нетрадиционный облик.
В русле идей «философии жизни» оформляется самое, наверное, влиятельное духовное течение столетия