Чувственное и рациональное познание, их специфика и взаимосвязь. Философские учения сенсуализма и рационализма. Роль интуиции в познании

Философия выделяет два различных вида познания: чувственное и рациональное.

Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

1. ощущение –процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их воздействия на наши органы чувств.

2. восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

3. представление – сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на органы чувств.

Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей. Основные формы рационального познания: понятия, умозаключения, гипотезы, теории.

Истина – достигается только совместными усилиями этих двух составляющих.

Сенсуализм (представители – Локк, Гоббс, Беркли) - направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».

Рационализм (представители – Декарт, Спиноза, Лейбниц) - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

Способность непосредственного усмотрения истины, минуя промежуточные ступени логического обоснования вывода, ведущего к ней, называют - интуицией.

26. Понятие истины. Основные концепции: корреспондентская, когерентная, прагматистская.

Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно.

Конвенциональная концепция истины считает истинное знание результатом конвенции, соглашения. Разброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту.

Когерентная концепция истины. Она сводит вопрос об истине к проблеме когерентности, то есть непротиворечивости знаний. Соответствие знаний действительности может быть установлена только через когерентность, которая выступает в качестве критерия истины.

Прагматическая концепция истины. Представители прагматизма подчёркивают роль практической активности в познании. "Наши убеждения влияют на наши действия. Если это влияние делает действие эффективным, то наши убеждения являются истинными".

27. Характерные черты истинного знания: соотношение объективного и субъективного, абсолютного и относительного, конкретность. Критерии истинного знания.

Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина- это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина - это точное, полное, наиболее исчерпывающее отражение объекта познания. Под АИ надо понимать и те моменты, которые в дальнейшем не будут отброшены как ошибочные. Процесс постижения истины идет через относительные истины, относительно верные отражения объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта. В то же время истина конкретна, поскольку истина сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность.

Критерии:

ясность (критерий этот субъективен, поэтому ненадежен);

истинно то, что признается большинством. (Критерий абсолютно ненадежен);

истинно то, что полезно;

основным критерием истины является практика, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность людей;

непротиворечивость знания;

простота – хорошей считается та концепция, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество исходных принципов внутреннее изящество, гармоничность, красота и даже остроумие предполагаемых гипотез.

28. Виды познавательной деятельности: обыденно-практическая, мифическая, религиозная, философская, художественная, научная.

Обыденно-практическое познание. Этот вид познавательной деятельности основывается на опыте, который человек приобретает осуществляется разного рода деятельностью. Результатом выступают привычки убеждения верования.

Мифическое познание. Особенности своеобразие мифического мировосприятия: природа с точки зрения мифа - арена усилий, действие борющихся сил. Схватка этих сил проявляется в природных явлениях.

Религиозное познание. Истина бог. Способ раскрытия истины откровение. Откровение момент раскрытия истины которая с одной стороны результат напряженного самоуглубления человека с другой стороны божья благодать. Цель практического религиозного познания внутренне преображение человека открывающего ему доступ к истине к богу, т.е. нужно прийти к вере.

Художественное познание. Проявляет себя через предметы искусства, т.е. через результат познавательной деятельности. Искусство заключает в себе познание мира и самопознания. Искусство овеществление души. Истина отождествляется с красотой.

Философское познание. Как и в научном познании в философии используется строгий язык понятий. Истинное справедливое. Ограничивается решением познавательных задач. Одна из главнейших функций философии духовное преображение человека. Способ раскрытия это не только разум, а также переживания нравственные искания тревоги эмоции.

Научное познание – процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Научному познанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов.

Наши рекомендации