Вера, интуиция и творчество
Все формы научного знания рациональны в том смысле, что он имеют обоснование или доказательство.
Роль иррациональных элементов познания в философии анализируется в рамках интуитивизма, а в философии науки (Берсон, Лосский), данная проблема обсуждается с 70-х годов ХХ века.
Вера
Если трактовать данное явление, как убежденность в истинности какого-либо утверждения без рационального обоснования, то в научном познании вера прежде всего представляет собой исходную установку, делающего возможность сам процесс познания.
Основания науки принимаются на веру.
Томас Кун: «Общим подходом к исследованию является вера в историю.»
Общая научная парадигма основана на веру в историю.
Верования в том числе в области науки принимаются, как традиционные объяснения и интерпретации. В эпоху просвещения разум стал главным критерием оценки всех явлений.
Интуиция (лат. пристально всматриваться)
Интуиция в познании – способ постижения истины, путем ее прямого усложнения без основания с помощью доказательств.
Свойства интуиции как способа познания
1. Проникновение в суть вещей (понимание существенных моментов)
2. Непосредственный характер знаний
3. Несознаваемость путей получения знаний
Условия осуществления интуиции
1. Ситуация интеллектуального поиска
2. Знания в конкретной области
3. «Подсказка»
Виды интуиции
3. Стандартизированная интуиция
4. Эвристическая интуиция
2.1 Эйдетическая интуиция (Эйдос) (Одномоментно формируется образ, подлинное представление (Платон))
2.2. Концептуальная интуиция (Возникают схемы, понятия (Менделеев))
Часть исследователей считает, что эстетический фактор, т.е. стремление к целостности, законченности и гармоничности знания является одним из важнейших стимулов осуществления интуитивных познаний.
Отношение рационального и иррационального
В процессе познания интуитивные способы обязательно дополняются рациональными дискурсивными. С помощью интуиции можно получить истинное знание. Для того, чтобы она была принята другими необходимо доказательство.
Следовательно, процесс научного познания можно охарактеризовать, как прерывистость, где за открытием обязательно следует логическое обоснование.
Рациональное и иррациональное находится в диалектической взаимосвязи.
Научное творчество
Характеризуется, как выработка новых способов и приемов достижения целей исследования
· Творчество тесно связано с интуицией в таких процессах, как накопление и бессознательное распределение образов в системе памяти.
· Творчество непознаваемо комбинированием накопленных абстракций.
Творческая интуиция характеризуется как процесс взаимодействуя чувственных образов и абстрактных понятий, ведущий к созданию принципиально новых образов и понятий.
При этом, создание образов не выводится путем синтеза предшествующих восприятий или путем только логического оперирования имеющихся понятий.
ВОПРОС
Главными проблемами теории развития науки являются:
1) Проблема движущих факторов.
2) Сочетание эволюционных и революционных процессов в развитии науки.
Для решения первой проблемы сформировались две концепции: интернализм и экстренализм.
I. Концепции интернализма (А. Койре, К. Поппер) и экстренализма (Б Гессен, С. Тулмин, Д. Бернал).
Интернализм. Сторонники видят основные причины роста и развития научного знания в свойствах, присущих самой науке. Теоретический мир, в том числе мир науки, автономен по отношению к миру реальному, в том смысле, что наука представляет собой движение идей и понятий, теорий смену типов мышления, согласно собственной внутренней логике.
После опубликования «Этюдов о Галилее» Койре стал признанным лидером интерналистского направления в историографии науки, объясняющего развитие науки исключительно интеллектуальными факторами. Он ввел понятие «структура научного мышления» и считал, что науку надо изолировать от социально-экономических, технических и других материальных факторов. Таким образом, наука в истории связана, по его мнению, с процессом мышления ученых.
Концепция интернализма заставляет сосредоточиться на анализе функционирования научных теорий, их соответствия и преемственности. Интерес к внутренним проблемам науки вёл к возникновению и разработке методов анализа идей. По поводу внешних факторов развития науки утверждают, что они могут лишь ускорить или заморозить ход научного познания.
Экстернализм. Его сторонники утверждали, что основными причинами роста и развития научного знания являются социально-экономические условия (Б Гессен, С. Тулмин). Сторонники данной концепции не считают науку выражением абсолютно чистой мысли. Речь идёт о том, что наука и как система знаний и как социальный институт является органической частью культуры и испытывает на себе влияние и культуры в целом и отдельных её подсистем. Влияние внешних факторов направленно не только на содержание научных проблем, но и на выбор средств и методов научной деятельности.
Обе концепции являют собой примеры абсолютизации определённого набора условий развития, тогда как реальный исторический процесс демонстрирует взаимодействие и взаимосвязи внешних и внутренних факторов развития. Вненаучные факторы направляя интерес исследователя в соответствии с потребностями общества, не могут определять конкретные способы решения проблемы. Однако трансформируясь в процессы исследовательской деятельности, в регулирующие принципы, идеалы и нормы обретают внутринаучный характер.
Возникновение таких концепций своим основанием имеет сложную структуру научного знания и многообразие связей такого знания с содержанием культуры.
Итак, представители интерналистской концепции развития науки считают, что наука развивается в силу имманентной, т.е. внутренне присущей ей, логики. Представители экстерналистской концепции полагают, что развитие науки тесно связано с социально-экономическим развитием общества, т.е. делают акцент на внешних факторах. В современных условиях необходимо учитывать основные положения обеих концепций.
II. Проблему сочетания эволюционных и революционных изменений в науке решают концепции кумулятивизма и антикумулятивизма.
Кумулятивизм (К.Поппер, А.Пуанкаре, Г.Спенсер). Развитие науки представляет собой суммирование знаний, теории и т.д. в процессе которого добавление к существующему положению новых не отменяет первые. В такой концепции существует представление об универсальном идеале научной истины, к которому ведёт накопление знания. При этом накопление трактуется как процесс исправления ошибок и исправления знаний.
Такие идеи кумулятивизма позволили сформулировать методологический принцип соответствия. Принцип соответствия. Можно задать теоретическим параметрам такие значения, что результаты старой и новой теории совпадут в некоторой общей области явлений. То есть предыдущая теория принимается как предельный случай.
Антикумулятивизм (Т. Кун, П. Фейерабенд). В ходе развития научного познания не существует каких-либо устойчивых непрерывных сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа развития науки к другому связан с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки - это непрекращающийся процесс борьбы и смены теорий, в которой нет ни логической ни содержательной преемственности.
При рассмотрении данных концепций следует отличать объективное свойство кумулятивности научного знания и кумулятивность как решающий фактор роста научного знания. Даже сторонники теории научных революций не отрицают, что в определённом периоде развития науки количественное знание становятся основным содержанием этого этапа.
Концепции кумулятивизма и антикумулятивизма обращают к проблеме преемственности научного знания. В 1-ой концепции оно абсолютизируется, а во второй нивелируется. Объективный процесс развития науки демонстрирует взаимодействие количественных и качественных изменений, единство прерывности и непрерывности.
Все 4 концепции представляют собой инструменты для теоретического анализа в рамках философии науки.
ВОПРОС
Периодизация истории науки. Общая характеристика основных этапов её развития.
Одна из главных проблем философского анализа науки связана с закономерностями развития научного знания. Решение этой проблемы ведёт рассмотрению этапов существования науки и особенности её бытия в каждый период.
В отечественной философии науки сформирована концепция согласно которой выделяют доклассический этап, классический, неклассический и постнеклассический.
Основой классификации являются классические идеалы и нормы, сформированные с конца XVI в. по XIX в. в европейской науке.
Переход от одного этапа к другому называется научной революцией. В отечественной философии науки выделяют зарождающуюся науку (преднауку) и науку. Такое деление соответствует двум разным способам построения научного знания.
Преднаука характеризуется тем, что изучает те вещи, способы и изменения, с которыми человек постоянно сталкивается в обыденном опыте. Изменение таких вещей позволяет увидеть результаты практической деятельности, свойства и отношения предметов. Они фиксируются в форме идеальных объектов, с помощью которых человеческое мышление могло проводить различные операции при отсутствии манипулирования реальными вещами.
В процессе изложения знания процедура вывода или доказательства не демонстрировалась.
Используя знания такого рода можно было предвидеть результаты преобразований, характерных для практических ситуаций.
Знание имело рецептуру характера.
Доклассический период развития науки (античность, древний восток, средневековье)
Собственно научный подход к исследованию предметных связей мира формируется в античности. Идеальный объект заимствуется не из практики, а уже из сложившихся систем знаний. К этим объектам применяются способы манипулирования, которые могут быть взяты из другой области.
Соединение сходных реальных объектов с новой сетью отношений, способно породить новое знание, отражающее ещё неизученные стороны действительности. К такому знанию применяется процедура обоснования и оно получает статус достоверного.
В результате формируется особый тип знания: теория, которая позволяет вывести эмпирические зависимости из умозрительных постулатов.
Античная культура продемонстрировала особые социально политические условия, при которых фиксируются нормы общественной жизни через борьбу мнений свободных граждан. Античность позволяет обособиться в сфере духовной деятельности, сформировалась особая деятельность сутью которой стало формирование систем теоретического знания.
Для античного исследователя чуждой является идея постижения явлений в условиях, несвойственных естественному бытию. Поэтому главный способ познания умозрительный.
Древневосточная наука ориентирована на решение прикладных задач. Даже астрономия, казалось бы, непрактическое знание, в Вавилоне функционировало как прикладное искусство, обслуживающее либо культовую, либо астрологическую деятельность.
В мировоззрении эпохи средневековья сохраняется идея разнокачественности относительно природы и сущности вещей и явлений.
Поскольку мир есть результат божественного творения, то способы его познания связаны с божественным откровением.
1) Мистический способ. Толкование символов.
2) Схоластический способ. Состоящий в вычитывании ответов на различные вопросы в священных текстах.
В эпоху средневековья в Европе начинают функционировать механизм передачи знаний, организационная форма которой существует и по сей день.
В средневековье было собрано большое количество сведений описательного характера по отношению к природным явлениям.
Классический период развития науки (XVI - начало XIX в.)
Основаниями классической науки стали прежде всего механистические представления о мире, как о совокупности элементов, взаимосвязи между которыми описываются закономерностями движения. Считалось, что существует жёсткая детерминация процесса появлений (детерминизм Лапласа).
Объяснение явлений истолковывалось как поиск механических, движущих причин, субстанций, которые определяют наблюдаемые явления.
В понимание обоснования включалась идея редукции, знания о природных объектах, к фундаментальным принципам классической механики.
Если в античности и средневековье мир мыслиться как замкнутая совокупность качественно-различных "естественных мест и сфер", то в данный период мир представляется как гомогенное бесконечное пространство, все точки которого одинаковы равноценны.
Складывается новое представление о допустимых методах исследования, обосновывается эксперимент как ведущий способ опытного познания.
Меняются представления об объекте исследования. Его понимают как механическое устройство с жёстко детерминированными связями. Свойства целого объекта определяются свойствами его частей и познания такого объекта может быть абсолютно объективным, т.е. из описания и объяснения исключается всё, что относится к познающему субъекту и процедурам познавательной деятельности.
Для классического периода так же характерна абсолютизация ценности истины, следовательно, свободы выбора средств и методов исследований; представление о ценностной нейтральности науки. Наука мыслится отдельно от других сфер культуры и вопрос применения научного знания не входит в круг интересов учённых. Научная деятельность становиться одним из образцов духовной деятельности.
В рамках классической науки происходит "2-я научная революция" (конец XVIII в. - начало XIX в.). Её содержанием считают переход к дисциплинарно ориентированной науке.
В этот период механистическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и других областях формируется картина мира, не сводимая к механицизму. Одновременно дифференцируются внутридисциплинарные нормы и идеалы исследования.
В эпистемологии разрабатываются проблемы синтеза знаний, классификации наук, соотношение разнообразных методов, но общие познавательные установки классической философии сохраняются. Формируются технические науки.
Неклассический период развития науки
С конца XIX в. до середины XX в. длится 3-я глобальная научная революция и начинается период существования неклассической науки.
В естествознании этого периода происходят революционные открытия.
Становление квантовой и релятивистской теории физики, квантовой химии.
Становление генетики, кибернетики, теории систем, разработка концепции не стационарной вселенной. Они вынуждали переосмысливать понятия материи и материальности, понятия вещь, состояния системы. На смену Лапласовскому детерминизму приходят представления о вероятностном характере причинно-следственной связи. Важную роль начинают играть теории случайности, потенциальной возможности и действительности. Объект исследований уже не представляется тождественным себе. Его представляют как процесс с устойчивым состоянием, как развивающуюся динамическую систему, для которой состояние целого несводимого к сумме состояний его частей.
Меняются нормы и идеалы обоснования знаний. В них включается необходимость формулировки операциональной основы, вводимой системы понятий (принцип наблюдаемости).
Формировалась необходимость выявления связей между предшествующей и новой теорией.
Конец XIX в. - это время, когда социально-гуманитарное знание получает статус научного.
Для этого периода характерно толкование критерия истинности знания в рамках конвенциальной и прагматической концепций истины.
Постнеклассический период развития науки (1970-е - до настоящего времени)
Началом данного периода является научно-техническая революция, в процессе которой произошли радикальные изменения в основаниях науки, а так же в идеалах научности.
С конца XIX в. наука стала представлять собой производительную силу в обществе. В XX . она приобретает ещё и социальную функцию.
Наряду с внутридисциплинарными появляется множество междисциплинарных и проблемно ориентированных форм исследований.
В процессе формирования проблем исследования значительную роль играют экономические и социально-политические цели.
Реализация комплексных исследовательских программ порождает ситуацию сращивания прикладных и фундаментальных исследований, теоретической и экспериментальной деятельности. Объектами такой деятельности становятся сложные системы.
Фундаментальные представления о реальности и базирующиеся на них представления о методах познания это идея синергетики, глобального эволюционизма.
Основным нормативом исследования становится построение возможных сценариев развития при использовании метода вычислительного эксперимента. Объектом исследования часто становится человеко-размерный комплекс.
При изучении таких объектов необходимо формируется запрет на определённые стратегии, а так же необходимым становится обращение к учёту ценностных факторов не только внутринаучного, но и общесоциального характера.
Эти требования учитываются в специальных экспериментальных программах.
Формируется внутренняя и внешняя этика науки.
ВОПРОС