Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное
Сознание, его структура и источники.Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Представления о нем весьма различны, зависят от разнообразия жизненного опыта людей, формирующего далеко не тождественные между собой его трактовки. Под сознанием, по А. Г. Спиркину, имеется в виду:
- это высшая, и связанная с речью функция мозга,
- заключающаяся в обобщенном,
- оценочном и
- целенаправленном отражении и
- конструктивно-творческом преобразовании действительности,
- в предварительном мысленном построении действий и
- предвидении их результатов,
в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека."
"Поле" сознания хорошо представлено А. В. Ивановым в виде круга:
Сектор I является сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.
Cектор II - логикo-понятийныекомпоненты сознания. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в сущностные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главной целью и регулятивом логико-понятийной сферы сознания является истина. I и II сектора образуют внешнепознавательную (или внешнепредметную) составляющую сознания, где субъективно-личностные и ценностно-смысловые компоненты психического мира находятся как бы в снятом, латентном состоянии. Они образуют "левую половинку" нашего сознания.
"Правая половинка" тоже состоит из двух секторов. Сектор III можно связать с эмоциональной компонентойсознания. Она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек. Сюда относятся: 1) инстинктивно-аффектные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы);
2) эмоции (гнев, страх, восторг и т.д.);
3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т.д.). Главным регулятивом и целью "жизнедеятельности" этой сферы сознания будет то, что 3. Фрейд в свое время назвал "принципом удовольствия".
И наконец, сектор (IV) может быть соотнесен, по А. В. Иванову, с ценностно-мотивационной (или ценностно-смысловой) компонентой единого "поля" нашего сознания. Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии" продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивом бытия этой сферы сознания выступают истина, добро и красота. III и IV сектора образуют ценностно-эмоциональную составляющую нашего сознания, где в качестве предмета познания выступают собственное "я", другие "я", а также продукты их творческой самореализации в виде гуманитарно-символических образований (художественных и философско-религиозных текстов, произведений музыки, живописи, архитектуры). При этом "внешнепознавательная составляющая сознания оказывается здесь редуцированной и подчиненной его "правой половинке".
Как замечает А. В. Иванов, предложенную схему сознания можно, при желании, соотнести с фактом межполушарной асимметрии мозга, где внешнепознавательной составляющей сознания будет соответствовать деятельность левого, "языкового", аналитико-дискурсивного полушария, а ценностно-эмоциональной компоненте сознания — интегративно-интуитивная "работа" правого полушария.
Эта схема сознания конкретизируется можно выделить так же два сегмента: нижний, которому будет соответствовать бессознательное (1), и верхний сегмент — сверхсознание (5) - информационно-смысловая реальность, высшее знание божественный или космический Разум.
На приведенной схеме узловые точки "вертикального" восхождения духовной самости представлены следующим образом: 1. — этап прото-сознания, т. е. бессознательного телесно-аффективного существования индивида; 2. — этап генезиса телесного "я"; 3. — этап формирования сознательного "я"; 4. — этап возникновения нравственного "я"; 5. — космическое сверхсознательное "я".
Проблема сознания тесно связана с вопросом о самосознании. Многие философы считают очевидным факт существования самосознания в пределах самого же сознания. Если сознание ориентировано на осмысление окружающего человека мира, то самосознание субъект делает объектом самого себя. Объектом анализа при этом становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания, волевые импульсы, интересы, цели, поведение, действия, положение в коллективе, семье, обществе и т. п. "Самосознание,— отмечает А. Г, Спиркин,— не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы "за" и "против", отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий... Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки". У разных людей — разная степень самосознания (да и у одного и того же человека — в разное время и в разных ситуациях): от самого общего, мимолетного контроля над потоком мысли, обращенной внешним объектам, до углубленных размышлений над самим собой, тогда "Я" оказывается основным объектом сознания, когда упор делается на свою внутреннюю духовную жизнь.
Обращение философов к самосознанию как особой сфере субъективного мира начинается с Сократа с его максимой: "Познай самого себя". Сократ одним из первых философов понял, что осознание окружающего человека мира остается ущербным без параллельного процесса осознания самого себя, своего внутреннего духовного мира. Со становлением философии как специфического рода знания, как знания о мире и человеке сложился и взгляд на деятельностный, беспокойный характер души, диалогичность и критичность разума по отношению к самому себе. Платон, например, отмечал, что деятельность души есть не пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самой собой; размышляя, душа ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая.
Формирование самосознания ни в истории человечества, ни виндивидуальном развитии человека невозможно без социального фактора,без коммуникаций, без ограничения себя от других людей и в то же время —без соотнесения себя с ними, с их жизненными позициями, без оценки себя е позиций других людей и общества. В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего его мира и старается определить свое отношение к нему. Если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание держит под контролем деятельность самого сознания, что качественно меняет и сознание. В процессе самосознания человек становится личностью и начинает осознавать себя как личность и как субъекта практической и духовной деятельности.
В самосознании, особо выделяется функция самоконтроля, а признак "отражение внешнего мира", что мы видели, требует своего истолкования в терминах субъектно-объектных зависимостей, определения "внешнего" по отношению лишь к исходной духовной активности, в рамках психической реальности человека.
В понимании источников сознания выделяются следующие факторы:
1. Внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов.
2. Социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания, средства, способы, формы познавательной деятельности.
3. Духовный мир индивида," его собственный уникальный опыт жизни и переживаний.
4. Мозг как макроструктурная система, осуществляющая функции сознания. Т.к. не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействуют на сознание, его состояние - физиологическое и химико-биологическое состояние мозга есть один факторов, воздействующих на характер восприятия мира.
5. Источником сознания выступает, вероятно, и космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которой является сознание индивида (А. П. Дубров, В.Н. Пушкин). Отсюда могут проистекать следствия, касающиеся не только участия информации индивида в общемировом информационном процессе, но и воздействия информации умерших предков на сознание ныне живущих людей (через сферу бессознательного). Так или иначе, но развиваемые в этом отношении гипотезы заслуживают внимания с философской точки зрения
Все выделенные источники сознания взаимосвязаны.