Тема 1.4. Современная философия.
1. Одним из этапов развития позитивизма был:
а) неотомизм;
б) трансцендентализм;
в) эмпириокритицизм;
г) экзистенциализм.
2. Известное утверждение прагматизма:
а) истина — то, что доказано;
б) истина — то, что полезно;
в) истина — то, что привычно;
г) истина — то, что непостижимо;
3. Бессознательное по З. Фрейду есть
а) божественное озарение;
б) стихийные импульсы, исходящие из сферы познания;
в) «первичные влечения» с целью получения наибольшего удовольствия;
г) стихийные процессы, происходящие в коллективах («коллективно бессознательное»).
4. Архетип, согласно К. Юнгу, — это
а) начальные моменты всякого научного познания;
б) образ лидера, вождя;
в) исходные составляющие человеческой психики;
г) коллективные формы и образы, исходящие из мифологического сознания и образа жизни;
5. Согласно учению З. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется:
а) мышлением;
б) бессознательным;
в) разумом;
г) рассудком;
6. Основная установка экзистенциализма означает:
а) бытие определяет сознание;
б) отрицание реальности мира;
в) сущность предшествует существованию;
г) существование предшествует сущности;
7.Фундаментальной характеристикой человеческого существования в экзистенциализме является:
а) любовь;
б) свобода;
в) вера;
г) совесть;
д) разум.
8. Понятие «пограничной ситуации» играет особую роль в:
а) прагматизме;
б) персонализме;
в) феноменологии;
г) структурализме;
д) экзистенциализме.
9. Русский философ, основавший философскую школу «всеединства»:
а) Бердяев;
б) Соловьев;
в) Ильин;
г) Франк.
10. Центральной категорией в философии Н. Бердяева является:
а) разум;
б) бессознательное;
в) свобода;
г) мир идей.
Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение.
1. Детерминизм является учением:
а) о божественной предопределенности;
б) о всеобщей познаваемости мира;
в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений;
г) о непознаваемости мира;
2. Материалисты утверждают, что:
а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) мир создан Богом из ничего.
3. Идеалисты утверждают, что:
а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;
4. Пантеизм — это:
а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;
б) учение, утверждающее познаваемость мира;
в) учение, о духовной культуре общества и человека;
г) о сущности познания, о путях постижения истины.
5. Гилозоизм — это:
а) учение о природе;
б) учение, признающее "жизнь" неотъемлемым свойством материи;
в) учение о бытии как таковом;
г) учение о мире как таковом;
6. Что является первоначалом в материалистических философских концепциях
а) Дух;
б) Сознание;
в) Материя;
г) Логос;
7. Необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества – это
а) Движение;
б) Прогресс;
в) Регресс;
г) Развитие;
8. К законам диалектики не относится закон:
а) единства и борьбы противоположностей;
б) тождества материи и сознания;
в) перехода количества в качество;
г) отрицания отрицания.
9. Сведение всех форм движения (в том числе биологической и др.) к механической носит название:
а) формализма;
б) релятивизма;
в) механицизма;
г) эмпиризма;
10. Объективный идеализм признает следующие положения:
а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц;
б) мир является ареной войны всех против всех;
в) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;
г) мир видимых вещей — это лишь отражение действительного мира совершенных первообразов, существующих вечно и неизменно.