Основные стратегии (подходы) осмысления проблемы человека в философии
Соответственно акцентам на природно-телесных, индивидуально-психологических или социокультурных аспектах понимания человека можно говорить о выделении следующих основных стратегий его интерпретации в философии:
Натурализаторской.
Экзистенциально-персоналистской
Рационалистической
Социологизаторской.
Необходимо отметить, что данные стратегии в философии существуют лишь как тенденции, в то время как в творчестве отдельных мыслителей могут быть переплетены элементы различных подходов к данной проблеме.
1. Натурализаторская концепция.
Согласно натурализаторской концепции человек понимается как элемент природы, подчиненный ее законам и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, что было бы невозможно в других природных образованиях.
Человек здесь рассматривается по аналогии с животным и сам является не более чем животным.
Вместе с тем оценка положения человека в природе в рамках данного подхода может значительно различаться.
Если для его классических версий (Ламетри, Дидро и другие) свойственно понимание человека как венца природы, ее наиболее совершенного и царственного начала, то, начиная с Ф. Ницше, природный статус человека радикально переосмысливается.
В рамках «философии жизни», «философской антропологии» (как одного из направлений неклассической философии; Гелен: «человек – свихнувшаяся обезьяна»), для фрейдизма человек – это не состоявшееся животное, «еще не определившееся животное», отнюдь не венец, но, напротив, тупик в развитии природы. Он не столько продолжает, сколько искажает и уродует здоровые естественные тенденции.
2. Экзистенциально-персоналистская концепция.
Как своеобразно движение в защиту человека стало развитие в ХХ веке философии экзистенциализма.
Экзистенциально-персоналистическая концепция анализа человека (Бердяев, Бубер, Сартр, Камю и другие) понимает его как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы.
Протестуя против возможности навязывания человеку общих стандартов и ценностей, вне зависимости от их природного или социального характера, Сартр писал, что у человека нет «сущности». Его существование в мире – это всегда уникальный опыт свободы, посредством которой человек творит как мир внешний, так и самого себя.
Экзистенциализм сегодня выступает как одна из наиболее ярких и выразительных версий философии человека.
3. Рационализаторская и социологизаторская модели .
Если экзистенциализм акцентирует человека в уникальности его личностного опыта, то рационалистическая и социологизаторская модели предпринимают попытку определить сущность человека через выделение в нем фундаментальных, типологических общих черт.
Для рационалистической концепции (Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель и др.) сущностной особенностью человека становится наличие у него разума, сознания. В отличие от животного человек способен постигать глубинные связи и законы внешней действительности, планировать в соответствии с полученными знаниями свои действия, ориентироваться не только на наличную ситуацию, но и на сферу должного. Разум - это то начало, посредством которого наиболее радикально преодолевается естественно-природное в человеке (инстинкты).
Основной принцип социологизаторской модели наиболее емко выразил К. Маркс, сказав, что «сущность человека есть совокупность (ансамбль) всех общественных отношений». Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации.
Вывод: Каждый из рассмотренных подходов акцентирует внимание лишь на одном из возможных срезов человеческого бытия. Реальная истина о человеке, судя по всему, должна реконструироваться, исходя из дополнительности этих подходов, так как человек – это одновременно природное, социальное, и индивидуально-творческое начало.