Структура и принципы материалистической диалектики. Объективная и субъективная диалектика
Материалистическая диалектика в современном понятии – это учение о закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания.
По Энгельсу, диалектика – это наука, изучающая всеобщие моменты процесса развития.
Материалистическая диалектика как система включает в себя следующие элементы:
1. фундаментальные принципы:
принцип системности, принцип всеобщности противоречия, принцип всеобщности развития, принцип всеобщей универсальной взаимосвязи.
2. законы:
- закон единства и борьбы противоположностей (этот закон характеризует источник развития)
- закон перехода количественных изменений в качественные (характеризует механизм процесса развития)
- закон отрицания отрицания (характеризует направление (форму) развития).
3. категории диалектики – это наиболее общие философские понятия, отражающие и обозначающие всеобщие универсальные формы бытия и познания. В основном категории диалектики носят парный характер (например: причина – следствие, необходимость – случайность, возможность – действительность, форма – содержание, сущность – явление), также есть триады (единичное – особенное – общее - Гегель).
Вслед за Энгельсом современная отечественная философия выделяет диалектику: объективную и субъективную.
1. Объективная диалектика – диалектика природы. Таким образом, обозначается диалектический характер процессов, происходящих в объективном вещно-предметном мире. Иными словами это общая теория развития объективного мира.
2. Субъективная диалектика – это указание на диалектический характер познавательной и в целом духовной деятельности человека, т.е. диалектика процессов мышления, которые происходят в природе.
Энгельс: субъективная диалектика отражает диалектику природы или объективную диалектику в формах понятий и связей между ними.
Иные точки зрения по проблеме диалектики высказали следующие философские направления:
- неогегельянство
1. историко-антропологическое направление. Представитель Александр Кожев.
2. онтологическое (лингвистическое). Представитель Жан Ипполит
- неомарксизм (франкфуртская школа). Жан-Поль Сартр: диалектика – активность отрицания, источником которой является сознание человека, следует, диалектика ограничена сферой человеческого сознания и включает в себя историческое действие.
- постмодернизм считает диалектику устаревшей моделью.
Материалистическая диалектика выступает в 3-х видах (функциях):
1. диалектика как теория познания
В этом качестве диалектика изучает происхождение и развитие познания. Диалектика в этом качестве рассматривает предмет познания в его историческом становлении.
2. диалектическая логика (диалектика как логика)
В этом качестве диалектика изучает мышление как процесс, в котором совершается построение системы категорий через их взаимосвязи. Диалектика как логика изучает также и специфические процедуры построения системы конкретного знания (например: восхождение от абстрактного к конкретному)
3. диалектика как универсальный метод (способ) познания и преобразования мира человеком.
Диалектический метод включает следующие принципы (требования):
А) объективную универсальную взаимосвязь – требования рассматривать объект во всей полноте его взаимосвязей с другими объектами
Б)принцип развития (самодвижения): любой объект следует рассматривать как саморазвивающийся
В) принцип противоречия. Источник саморазвития – внутренние противоречия объекта. Любой объект следует рассматривать как единство взаимосвязанных противоположностей.
Г) принцип конкретности истины. Это требование учета конкретных условий, в которых находится познаваемый объект, а также совершается процесс познания. Также требование выделять определяющие тенденции в изменении изучаемого объекта.
В качестве метода диалектики противостоит метафизика. Этот метод сформировался под влиянием классической науки. Энгельс отмечает следующие особенности этого метода:
абстрактность – стремление рассматривать вещи и понятие человеческого ума в качестве неизменных, а также в их обособленности друг от друга. Этот метод не универсален. Имеет границы своей применимости.
60. Основные формы научного знания. Понятие о преднаучном и вненаучном знании.Научное знание - знание о закономерном и необходимом, знание обобщающее, а также удовлетворяющее требованиям новизны, истинности, эмпирической и логической обоснованности, возможности проверки.
Формы: А) научная проблема – комплекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический и практический интерес. Б) гипотеза – научное предположение, истинностное значение которого не определено.
В) научная теория. Имеет внутреннюю структуру:
1. эмпирическая основа
2. исходная теоретическая основа (включает в себя первичное описание идеальных объектов, базовые аксиомы и принципы, формально-логический аппарат, совокупность выведенных утверждений вместе с их доказательствами.
Научная картина мира – результат синтеза знаний, полученных в различных образах науки, который способствует дальнейшей систематизации и обобщению знания. Виды НКМ: общенаучная, специальная или локальная (н-р, физическая), КМ, которую формируют близкие по предмету науки.
Картина научных знаний. Данная проблема была поднята в рамках неопозитивизма (20-50 гг. 20в.). с точки зрения неопозитивизма философия должна осуществлять критику научных высказываний. Любое предложение в науке должно быть логически правильным описанием дел (т.е. непосредственно эмпирически зафиксированная ситуация).
Преднаучное познание – представления людей, складывающиеся под воздействием повседневного общения и жизненного опыта.
Особенности преднаучного познания: 1) человек усваивает истины здравого смысла при освоении естественного родного языка; 2) повседневному мышлению свойственнен так называемый «наивный реализм» (разновидность веры, не религиозной), реально все то, что мы воспринимаем и можем выразить естественным языком); 3) обыденное знание не требует никакого предварительного знания, окружающий мир впервые предстает сегодня в понятиях здравого смысла.
Вненаучное познание – деятельность и ее результаты, не соответствующие сложившимся на данный момент критериям научности. На сегодняшний день к вненаучному познанию относится: религиозные практики и связанные с ними методы (мистический опыт, медитация), паранаучное знание (парапсихологическое, уфология), эзотерическое познание и знание (астрономия, алхимия, хиромантия)
Социальные функции вненаучного знания:
-обыденное знание обслуживают повседневную жизнедеятельность человека и обеспечивают ориентацию в типичных ситуациях
- другим видом вненаучного знания присущи 3 функции:
1. мировоззренческая (наука не может объяснить все интересующее человека)
2.психологическая (психотерпевтическая) – адаптация человеческой психики к динамике окружающего мира, частичное снятие внутреннего напряжения
3. условно-практическая функция (вненаучное познание обеспечивает решение целого комплекса жизненно-важных проблем, с которыми не может справиться наука)
61. история как философское понятие. Типы философских моделей истории. Проблема смысла истории.Немецкий идеализм продемонстрировал, что человек это историческое существо, способ бытия человеческого рода – история.
История (от греческого рассказывать, свидетельствовать, история имеет двойственный смысл). 1. история это динамика человеческого бытия 2. истолкование, описание, предугадание того, что происходит или может произойти в обществе.
Сформировались следующие типы (модели) исторического процесса:
А) всемирная история как реализация сущности человека (Гегель, Конт, Маркс). Гегель рассматривал историю как закономерный процесс. По Гегелю критерием исторического прогресса выступает сознание свободы.
Б) цивилизационная модель (отрицание всемирной истории, Шпенглер, Данилевский)
В) всемирная история как единство взаимодействия культур
Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу выделяются:
1. формационный подход (каждая последующая стадия развития вытекает из предыдущей, но в видоизмененной форме; движущей силой развития является классовая борьба, возникающая вследствие социальной дифференциации общества.). Выделяют: 1) рабовладельческий, 2) феодальный, 3) капиталистический (буржуазный), 4) социалистический.
2. цивилизационный подход. - представление о развитии и функционировании общества как процессе возникновения, развертывания и разрешения противоречий на базе общечеловеческих ценностей, всех форм жизнедеятельности и общественных связей людей. Особое внимание при Ц. п. к и. обращается на учет и изучение всего своеобразного, что есть в истории того или иного этноса, страны, региона. Выделяют: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитский, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитский, или аравийский, и 10) германо-романский, или европейский.
3. культурологический подход. Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности называются: культурой. Все сотворенное человеком (так называемая «вторая природа») определяется как культура. Культурой называют все виды и результаты преобразовательной деятельности человека. Всего Шпенглером было выделено восемь культур: индийская; китайская; вавилонская;египетская; античная; арабская; русская; западноевропейская.
Помимо них, выделяют подход Гегеля и позитивистский подход.
Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу, рассматривал историю как целенаправленный процесс освобождения человека и выделил в нем три этапа:
- восточный (китай, египет) – осознает себя и свободен только один человек – правитель, все остальные – его рабы;
- античный (Греция, Рим, средневековье) – осознает себя и свобода лишь одна группа, прослойка людей – «верхушка», все остальные служат ей и зависят от нее.
- германский – осознают себя и свободны все
Позитивистский подход получил распространение в наше время. Согласно ему выделяют следующие стадии развития общества:
- доиндустриальная (характерно: примитивные орудия труда, широкое использование мускульной силы человека и силы животных, сельское хозяйство как основа экономики, неразвитость общественных отношений)
- индустриальная (применение механизмов в процессе труда, вытеснение ручного труда машинным, повышение производительности труда и уровня жизни, усложнение общественных отношений, имущественное расслоение, острые социальные конфликты)
- постиндустриальная (научно-техническая революция и ее внедрение в производство, замена механизированного труда интеллектуальным (компьютеризация), улучшение уровня жизни, ослабление социальных противоречий, появление новых ценностей (демократия, уважение к правам человека)).
На вопрос о смысле истории даются следующие ответы
1) История смысла не имеет, это просто случайность
2) Эсхатологический. Смысл истории заключается в ее преодолении, ее конце. Здесь выделяют религиозную теорию (Августин Блаженный) и теории, основанные на идее прогресса (теория Маркса)
3) Циклические концепции, например, концепция Шпенглера. История – это осуществление творческих возможностей определенной самобытной культуры.