В объективном идеализме Пр. и В. существуют как порождения объективного духа
в субъективном идеализме – как мера упорядочивания ощущений человека.
В классической материалистической философии Пр. и В. либо полностью сводятся к материи и рассматриваются как ее формы, либо полностью отрываются от нее.В последнем случае материя мыслится как независящая от Пр. и В., а Пр. и В. – как независимые от материи сущности (Ньютон).
· Реляционный подход
(диалектический материализм).
Пространство и время не отделимы от материи, (свойства пр. и В. Зависят от находящихся в них объектов : тер. Эйншт., неэвклидова геометрия)
Пр. и В. здесь понимаются как отношения между объектами, явлениями, процессами. В науке она сейчас доминирует.
В диалектическом материализме Пр. и В. – философские категории. Дадим их определения:
Пространство – философская категория для обозначения отношений между сосуществующими объектами. Указывает на протяженность, структурность и расположенность объектов друг относительно друга.
Время – философская категория для обозначения отношений между сменяющими друг друга событиями. Указывает на длительность существования, последовательность событий, смену состояний.
В диалектическом материализме Пр. и В. – формы существования материи: любой материальный объект, процесс или явление с необходимостью обладают пространственно-временными характеристиками. Пр. и В. в данной концепции – атрибуты материи.
· Пространственно-временной континиум в науке
Связь Пр., В. и материи хорошо иллюстрируется в современной науке (соотношения Лоренца, системы геометрий, учитывающих коэффициент кривизны, СТО и ОТО Эйнштейна). Считается, что Пр. и В. связаны не только с материей, но и друг с другом. Единое пространство-время – это континуум отношений и разного рода взаимодействий между материальными образованиями. Поэтому предметом пространственно-временного описания следует считать не объект сам по себе, а объект, определенным образом взаимодействующий с внешним миром. Характер этих взаимодействий детерминирует характер проявления пространственно-временных отношений, которые соответствуют различным уровням системно-структурной организации материального мира. В целом ряде современных физических теорий: в квантовой механике, квантовой теории поля, в космологии, теории относительности, -- складывается неклассическое понимание Пр. и В. Среди основных положений:
- пространственные и временные характеристики тел зависят от скорости движения (чем выше скорость, тем размеры меньше, а время «течет» медленнее);
- Пр. и В. взаимосвязаны, образуют 4-мерный пространственно-временной континуум;
- свойства Пр. и В. зависят от распределения и плотности вещества: вблизи тел с большой массой Пр. «искривляется», а В. течет медленнее.
Но субстанциальное понимание Пр. и В. сегодня также имеет своих сторонников. Например, французский философ Ж. Дидье определяет Пр. как гомогенную и бесконечную среду, в которой расположены объекты, а В. – как смену событий, разворачивающихся в этой среде.
· Свойства пространства и времени
Свойства Пр. и В.Они могут быть как общие, так и частные. К общим отнесем следующие:
- объективность. Пр. и В. существуют вне и независимо от человека и его сознания. Такое Пр. и В. будем называть реальным. Это характеристика окружающего мира. Но кроме реального пр. и В. могут быть названы также перцептуальное и концептуальное Пр. и В. Наряду с реальным их можно рассматривать как виды Пр. и В. Перцептуальное Пр. и В. – это отражение реального Пр. и В. в человеческих ощущениях. Концептуальное Пр. и В. – это отражение реального Пр. и В. в философских концепциях и научных теориях. Интересно отметить, что в мифологии все три разновидности Пр. и В. отождествлялись. В ранних философских концепциях отождествляется реальное и перцептуальное Пр. и В. В науке часто отождествляется реальное и концептуальное пр. и В.;
- абсолютность Пр. и В. означает их универсальность, всеобщность;
- относительность Пр. и В. означает особый характер проявлений этих характеристик на различных уровнях системно-структурной организации материи;
- противоречивость: Пр. и В. одновременно абсолютны и относительны, прерывны(при описании отдельных объектов или обстоятельств) и непрерывны(при описании материального мира в целом).
Наряду с общими свойствами Пр. и В. могут быть выделены частныехарактеристики. Это касается размерности Пр. и В., обратимости Пр. и необратимости В., изотропности Пр. и анизотропности В.
· Типы про-ва и времени
Реальное пространство и время понимались как характеристики объективной действительности. Перцептуальное пространство и время трактовались как формы упорядочения человеческих восприятий, представлений, переживаний и т. д. Под концептуальным пространством и временем имелось в виду воспроизведение реального пространства и времени в содержании теоретических моделей.
· Статистич и динамич концепция времени
Статическая концепция времени. Все мгновения времени сосуществуют одновременно, как существуют сразу все точки пространства. Здесь ничего не происходит. Здесь все просто существует. Каждое событие имеет свое особое место, которое можно охарактеризовать тремя пространственными и одной временной координатами. Прошлое, настоящее и будущее каждого события и каждого объекта находятся по-соседству, сосуществуют. А мы как бы переходим с одной точки, одного места на другое. Вся совокупность точек создает так называемую мировую линию объекта или события. Хороший пример-иллюстрация – кинолента, на которой персонаж запечатлен в виде тысячи копий на отдельных кадрах. И мы в своей жизни имеем лишь тысячи тысяч двойников: более молодых и более старых, чем мы есть в каждой точке.
Динамическая концепция времени.В данной концепции события сменяют друг друга. Здесь есть прошлое, настоящее и будущее (структура времени). В таком понимании времени что-то исчезает, а что-то возникает. И статическая, и динамическая концепция времени имеют свои достоинства и свои недостатки. Но каждая из них – не более, чем модель. Также как и субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Их следует рассматривать как комплиментарные. В разных теориях они работают по-разному. Так, механика Ньютона исходит из субстанциальной и динамической моделей, теория относительности – из реляционной и статической, теория неравновесных процессов – из реляционной и динамической. В микромире, тем самым, будет представлена статическаямодель времени, в микромире – динамическая.
При рассмотрении пространственно-временных характеристик природных объектов следует учитывать уровень их системно-структурной организации. С развитием химии, биологии, социальных наук трансформируется и представления о Пр. и В. используются такие понятия, например, как пространство химической реакции, химические часы; биопространство (имеет место нарушение зеркальной симметрии), биотоп (участок среды обитания биоценоза, т.е. надорганизменных структур). Кроме того, у каждого биологического вида – своя экологическая ниша. Процессы жизни характеризуются биологическим временем – внутренним временем живых существ, зависящих от физиологических процессов организма: у младенца эти процессы протекают интенсивнее, чем у старца. Существует также социально-историческое пространство и время. Социальное Пр. – это социально организованная среда, в которой живет человек. Она может быть организована различным образом и зависит от уровня жизни. Социальное В. – это исторический процесс, который допускает параллельное развитие культурных и цивилизационных явлений.
· Про-во и время и уровни ССО матер. Мира
Множество уровней структурной организации материи, осваиваемых сегодня наукой, являют собой не что иное, как разнообразные виды материи. В области неживой природы к ним относятся: субмикроэлементарный, микроэлементарный (уровень элементарных частиц, атомы, молекулы, ДНК, РНК, белок), ядерный, атомарно-молекулярный, уровень макроскопических тел, уровни планет, звездно-галактических комплексов, галактики и Метагалактики. Виды живой материи представлены уровнем биологических макромолекул, клеточным и микроорганизменным уровнями, уровнями органов и тканей, организмов, популяций, биоценоза и биосферы.
29. Природа как объект философского и научного анализа
· Опр. природы. Различные уровни рассмотрения (3 ур)
1)В предельно широком философском смысле природа - это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория "природа" соразмерна с понятиями "материя", реальность, "Универсум", "Космос".
2)Под природойв узком смысле слова понимается естественная среда обитания человека, традиционно противопоставляемая обществу, а в соответствии с канонами классической философии - и человеку.
3)Природа, понимаемая в узком смысле слова, выступает в качестве объекта изучения конкретных наук, что не исключает философской рефлексии над различными аспектами существования природного мира. Противопоставление различных смыслов понятия "природа" в достаточной мере носит условный характер, поскольку между "большой" и "малой природой" не существует непроходимой границы, а по мере развития общества представления о природе постоянно развиваются и наполняются новым философским и естественнонаучным смыслом.
Природа рассматривается на трёх уровнях.
1-м: философская стратегия понимания природы,
2-ом: космофизическая и биогеохимическая стратегия (рассматривается весь материальный мир за исключением общества),
3-ем: социально-экологическая стратегия (рассматривается взаимодействие природы и общества, их взаимопревращений под действием антропогенных и техногенных факторов).
· Натурфилософия как философская стратегия изучения природы
Умозрительное философское истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, носит название натурфилософии (лат. natura –природа). одна из первых форм философского знания, широко распространена была в античности( Фалес, Гераклит, Анаксимен, Анаксимандр, Парменид, Зенон, Левкипп, Демокрит)и в эпоху Возрождения ( Коперник, Бруно, Галлилей). В то время на неё большое влияние оказывали протонауки – формы знания, которые предшествовали классической науке (алхимия, астрология). Принципы натурфилософии:
1. Микрокосм и макрокосм тождественны (т.е. человек и Вселенная
2. Целостное рассмотрение природы – появляется единая картина мира.
3. Источник изменений – борьба противоположностей, т.е. натурфилософия диалектична.
4. Природа обожествляется, т.е. носит пантеистический характер.
5. Неживое не признаётся как существующее (гилозоизм).
В Новое время больше преобладает метафизический стиль мышления, т.е. антидиалектика, поэтому здесь природа разбивается на части в соответствии с дисциплинами, нет целостной кар-тинки. НО в нем.класс.фил. некоторые идеи сохраняются (Гегель «Философия природы», 2-ой том «Энциклопедии философских наук», выделяет механизм, организм, химизм; также работы Шеллинга обобщал достижения естествознания, в основе объективно-идеалистическая картина развития природных процессов и форм, учение об интеллектуальной интуиции, отошёл от рационализма в нем класс философии, что дальше привело к созданию ир-рационалистических концепций в философии 19 века).Конец 19-го века, кризис в мировоззрении, прибегали к натурфилософии (нем. Оствальд). 20-й век – натурфилософские идеи в следующих течениях: русский космизм (человек – устроитель и организатор Вселенной, Соловьёв
30. Природа как саморазвивающаяся система. Космофизическая стратегия изучения природы.