Философские позиции И. Канта

Для немецкого философа Иммануила Канта самый главный предмет философии – это человек, ибо он для себя есть своя последняя цель. Отправной точкой философствования Канта являются противоречия между положениями, каждое из которых признается логически доказуемым. Человеку присуща свобода, но у него нет никакой свободы, все в нем есть природная необходимость. Кант считает, что духовные интересы человека выражаются философскими вопросами: 1) что я могу знать? (метафизика, т.е. философия); 2) что я должен делать (мораль); 3) на что смею надеяться (религия); 4) что такое человек (антропология). Кант свою философию строит с анализа познавательной деятельности человека. Такой подход в философии называется гносеологическим (знание). Кант делит знание на две рубрики: апостериорное (послеопытное) и априорное (доопытное) знание.

Все познаваемо настолько, насколько оно познаваемо на основе трансцендентальных способностей человека. Перед нами философская система, которую часто называют трансцендентальным идеализмом. Идеализации Канта не определяют ход природных событий.

Марксистская философия

Марксизм возник как закономерный результат развития философской, экономической и социально-политической мысли, как результат осознания логики исторического процесса. К марксизму следует относиться как к любой теории, руководствуясь принципом историзма, учитывая историческую обусловленность постановки и решения Марксом и Энгельсом тех или иных проблем, как в общефилософском, так и социально-политическом плане.

К. Маркс и Ф. Энгельс, критически осмысливая свое отношение к предшествующим и современным им философским, экономическим и социально-политическим воззрениям, сводя счеты со своей прежней философской совестью, показали, что естественная, общественная и духовная сферы представляют собой миропорядок, где человек выступает активным и смыслообразуюшим началом, а мир становится поистине человеческим миром, т.е. не просто объективной реальностью – природой, материей, вселенной, но и "действительностью человеческих сущностных сил" (Маркс), человеческой деятельностью. Их главная заслуга в философском осмыслении действительности заключается в раскрытии социально-деятельностной сущности человека, что позволило решить проблему человеческого начала, раскрыть сущность исторического процесса, как процесса становления и развития человеческой сущности, неразрывную связь между человеком и миром его бытия.

Решение вопроса о сущности человека стало необходимым условием выяснения специфики социальных субъектов как носителей человеческой сущности, определения их места и роли в общественной жизни, рассмотрения их как субъектов общественного производства, субъектов исторического процесса, т.е. необходимым условием осмысления всего богатства человеческой действительности.

Раскрытие Марксом и Энгельсом сущности человека, осуществленное особенно в "Немецкой идеологии", было необходимым для анализа современной им действительности. Эта задача наиболее полно решена в "Капитале".

В марксистской философии человек рассматривался как субъект социально-исторического развития и общественного производства. Общество и личность предстали в качестве субъективного бытия человеческой сущности.

Маркс и Энгельс главное внимание обратили на тенденции общественного развития, оставив вопрос о конкретных формах этого общества ходу истории. Они никогда не давали конкретных рецептов форм общественного устройства.

Главным содержанием марксизма является гуманизм. Именно человек рассматривается как высшая цель и ценность общественного развития. Поэтому центральной проблемой в марксизме становится поиск путей для создания условий, обеспечивающих свободное развитие всех сущностных сил человека, всех его способностей.

В центре внимания марксизма было раскрытие социально-действительной, сущности человека. Маркс и Энгельс исходили из того, что понять любое явление, процесс можно наиболее полно только исходя из анализа наиболее высокого уровня его развития. Это позволяет оценить и осуществившуюся логику исторического процесса и альтернативные его возможности, которые не реализовались в действительность. А так как наиболее высоко развитым в окружающей действительности является человек, то для определения своего отношения к ней им необходимо было обратится к выяснению сущности человека.

Рассматривая процесс жизнедеятельности как процесс производства и воспроизводства человека, Маркс и Энгельс уделили особое внимание раскрытию роли в нем практики. Они показали, что общественная жизнь является по существу практической, что практика представляет собой универсальный способ взаимодействия человека с миром. Следовательно, общественно-практическая деятельность – это та основа, которая опосредует все стороны жизни человека. Практика определяет содержание и направленность отношения человека к природе, характер освоения человеком окружающей действительности.

Значительное место в марксистской философии занимают вопросы познания и преобразования мира. Маркс и Энгельс показали, что познание является практическим по своей природе, что познавательное и преобразовательное отношение человека к миру и к себе вытекает из его социально-деятельностной сущности. Опосредуя удовлетворение своих жизненных потребностей процессом производства и системой общественных отношений, человек вынужден не просто приспосабливаться к природной среде, а преобразовывать ее в условия своего существования.

Важная заслуга Маркса и Энгельса заключается в разработке диалектики.

Маркс и Энгельс, опираясь на достижения предшествующей философской мысли, соединили диалектику с материализмом. Материализм и диалектика в марксистской философии приобрели значение важнейших принципов обоснования идеи гуманизма, обоснования возможностей создания реальных условий, обеспечивающих свободное развитие и каждого отдельного человека, всех его сущностных сил и общества. Диалектика предстала в качестве методологического принципа. В соответствии с диалектической концепцией развития источник развития следует искать во внутренней противоречивости самих явлений, процессов. Раскрытие социально-деятельностной сущности человека и сущности мира его бытия, разработка вопросов диалектики позволили Марксу и Энгельсу доказать, что общим, объединяющим всех человеческих индивидов в род "человек", является социально-деятельностная сущность человека.

Философия марксизма формировалась в процессе исследования Марксом и Энгельсом тех реальных процессов, которые происходили в повседневной жизни.

Ядро марксистской философии – концепция социально-деятельностной сущности человека, а также вопросы диалектики, теории познания были догматизированы, превращены в средство обоснования административно-командной системы как общественного устройства, наиболее соответствующего логике исторического процесса. Конечно, нельзя утверждать, что философская мысль замерла. Во многих областях философского знания были достигнуты значительные успехи, но они чаще всего оставались в качестве результатов исследователей-энтузиастов.

2.8. Русская философия XIX – начала XX вв.

Русская философия – сравнительно позднее образование нашей национальной культуры, хотя предпосылки ее далеко уходят в глубь национальной (шире – славянской) истории.

Она связана с именами Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Вл. Соловьева. В их лице и в их творчестве философское самосознание народа заявило о себе «на весь мир» – уже не как подражание Западу (византийцам, (французам, немцам), а как совершенно самостоятельный голос, вносящий свою тему и свою собственную тональность в многоликий диагноз культур, в сложную духовную полифонию человеческой цивилизации.

Русская философия – это философия предупреждения! Ее лейтмотив – нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью. Провидческое Слово великих гуманистов XIX столетия было обращено к нашему, XX в. Но чтобы быть понятой и услышанной потомками, истина этого ясного и мудрого Слова должна была быть доказана многомиллионному народу «от противного»: должны были пролиться не капли, а реки невинной крови, долго не просыхать моря сиротских н вдовьих слез, должны были рухнуть воздвигнутые на зыбком песке отвлеченного умозрения искусственные, античеловеческие конструкции-монстры, рассеяться и отринуть из человеческих душ ложные, губительные фетиши и соблазны.

С Ф. М. Достоевского («Легенда о великом инквизиторе») и Вл. Соловьева («Три разговора») в русской философии и литературе берет начало жанр антиутопии, блестяще продолженный и развитый мыслителями и художниками XX в. Этот жанр нередко требовал языка притчи, исповеди, проповеди, отказа от академических форм теоретизирования, от чисто рационалистического способа доказательства и обоснования прочувствованных сердцем, пережитых, выстраданных истин. Глубокие исследователи, подлинные знатоки истории нашей отечественной философии (Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский, А. Ф. Лосев), всегда подчеркивали сверхрационалистический способ и характер русского философствования, связывая его обычно с православным, восточно-христианским мировосприятием и мироощущением славянской души. «Русские не допускают, – писал Н. А. Бердяев, – что истина может быть открыта чисто интеллектуальным, рассудочным путем, что истина есть лишь суждение. И никакая гносеология, никакая методология не в силах, по-видимому, поколебать того дорационального убеждения русских, что постижение сущего дается лишь цельной жизни духа, лишь полноте жизни».

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает история философии? Каково ее место в системе гуманитарного знания?

2. Чем определяется исторический тип философствования? Какие типы философствования Вы знаете?

3. Каких философов античности Вы знаете? В чем сходство и в чем различие между ними?

4. Каких философов средневековья Вы знаете? Каковы отличительные черты и особенности средневековой философии?

5. Каковы основные темы и проблемы философии Возрождения? Каких философов этой эпохи Вы знаете?

6. В чем новизна и особенности философии Нового времени, ее основные направления и представители?

7. В чем заключаются основные идеи Просвещения?

8. Каково место классической немецкой философии в истории философии и культуры? Ее представители?

9. Каково место русской философии в мировой культуре? Ее основные проблемы и представители?

10. В чем основные достижения и результаты советской философии? Ее наиболее видные представители?

_______________________________________________________

РАЗДЕЛ II

Наши рекомендации