Какой смысл вкладывается в выражение «номадный путь»?
Выполнил: Орунбасаров Азамат
УиА-142
Тема: «Философия Древнего Востока. Протофилософия казахов»
Каковы специфические особенности традиционного мировоззрения протоказахов?
Представления казахов о Вселенной кристаллизовались в течение ряда столетий и задолго до формирования самой нации. В процессе этом принимали участие многие племенные образования со своими особыми формами восприятия и осознания Мира. Но, самое удивительное, - Мир для них был един, поскольку определялся общими основаниями тюркской цивилизации. Поэтому и представления о Вселенной, ее времени и пространстве, формирующиеся в сознании протоказахов, были во многих своих выражениях практически идентичными. И все же: несмотря на многообразные контакты с различными народами, культурами, верованиями и религиями, картина мира протоказахов имела достаточно ярко выраженный космоцентрическнй характер. В решающей степени это обусловлено тем статусом, которым в древности обладал тюркский эль в мировом геополитическом пространстве, когда владение "осью Мира"1 давали ему подспудное осознание владения Миром. Именно такой взгляд на Мир и понимание своего места в нем предопределили широту, размах, многомерность и многоуровневостъ казахской картины мира, не только связанной с геополитическим пространством Земли, но и устремленной ввысь, в Космос. Аль-Фараби, рожденный в Фарабе, через всю жизнь пронес то представление о Вселенной, которое он впитал еще в раннем детстве. По-видимому, не случайно и то, что аль-Фараби вырос на берегу Сыр-Дарьи - этой самой священной для казаков реки, которую они воспринимают как центр своего Мироздания. Закономерно поэтому, вся многомерная модель казахской Вселенной конструируется и разворачивается из этой точки Казахской земли - реки Сыр-Дарьи.
Какой смысл вкладывается в выражение «номадный путь»?
С моей точки зрения, именно идея преобразования на высших гуманистических началах самого человека является наиболее перспективной на пути формирования эффективной стратегии выживания человечества. При этом она должна обогатиться ценностями номадической стратегии миро отношения, провозвестником которой является фигура кочевника. Иными словами, в современной философской мысли постепенно пробивает себе дорогу принципиально новый дискурс, первоначальные ростки которого уже обнаруживаются в работах современных отечественных и зарубежных исследователей. Я имею в виду плодотворную идею о грядущем приходе эры нового исторического типа человека -кочевника. При этом понятие «кочевник» берется в самом широком смысле этого слова, обозначая всякого свершающего путь человека. Из этого многообразия выделяется номадный путь, олицетворяющий в своей глубинной сущности динамический опыт бытия человека в мире и формирующий образ человека, некоторые черты которого (универсализм, экологическое мышление, креативность и др.) приобретут особую значимость в грядущие времена. Фигура кочевника-номада есть прототип человека нового исторического типа, о скором приходе которого возвещают некоторые ученые мужи. Так, например, отечественный исследователь Б.Г. Нуржанов в своей оригинальной, но далеко не бесспорной, работе «Город и степь» пишет о возможном приходе нового исторического типа человека -кочевника. «Современный западный мир, -размышляет он, - разлагается во всех своих исторически сложившихся формах: городской жизни, экономике, политике, искусстве. Подрыв оседлого образа жизни идет сегодня уже не извне, не от внешнего врага, каковым для оседлости всегда был кочевник, а изнутри, из города, из культуры.
Почему же фигура кочевника-номада, удостоенная в прошлом во многом несправедливо целого ряда негативных характеристик как раз со стороны европейских исследователей, сегодня вызывает такой неподдельный и глубокий интерес?
По моему мнению, все дело в том, что потребность выживания человека в сложных, противоречивых реалиях грядущего пост современного мира будет ставить перед ним задачу коренного преобразования самого себя. И в этом поистине революционном преображении человека чрезвычайно важную роль должны сыграть именно прошедшие проверку временем ценности номадного образа жизни.