Философские сайты и электронные библиотеки

Философия Сегодня http://philosophytoday.ru

Проект «Философия Сегодня» – это сайт для тех, кто живо интересуется философскими проблемами. На страницах нашего сайта, опубликованы статьи, интервью, обзоры, видео с участием современных философов и историками философии. Для пользования ресурсами сайта регистрация не требуется.

Философский портал philosophy.ru http://www.philosophy.ru

Сайт содержит обширную библиотеку научных текстов (источников и исследований) по основным срезам философского знания. Также здесь можно найти учебную и справочную литературу; госстандарты. Для пользования ресурсами сайта регистрация не требуется.

Элементы большой науки http://elementy.ru

Научно-популярный проект «Элементы» стартовал в 2005 году и развивается при поддержке фонда «Династия». Сайт ориентирован на интересующихся наукой в целом. Здесь можно найти видеолекции, обширную библиотеку и передовые новости науки. Для пользования ресурсами сайта регистрация не требуется.

Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru

Электронный каталог содержит библиографические записи на все виды документов, изданных на русском и других языках. Возможен доступ к собранию электронных копий ценных и наиболее спрашиваемых изданий из фондов РГБ и из внешних источников. Для пользования ресурсами сайта в полном объеме требуется регистрация.

Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru

Для пользования ресурсами сайта в полном объеме требуется регистрация.

Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина http://www.prlib.ru

Для пользования ресурсами сайта в полном объеме требуется регистрация.

Научная электронная библиотека «elibrary.ru» http://elibrary.ru

Научная электронная библиотека – это крупнейший российский информационный портал в области науки, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн. научных статей и публикаций. На платформе доступны электронные версии более 2200 российских научно-технических журналов. Для пользования ресурсами сайта в полном объеме требуется регистрация.

Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

персональный компьютер, лазерный проектор, доска, мел (маркер).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 41.03.05 Международные отношения.

Автор-составитель: доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии Д. Г. Смирнов

Программа рассмотрена на заседании кафедры всеобщей истории и международных отношений

от «_19_» _____мая_____ 2015_г., протокол № ___12___.

Программа одобрена на заседании Ученого совета исторического факультета

от «_02_____июня______ 2015_г., протокол № __7__.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

Приложение 1 к рабочей программе дисциплины

Учебно-методические указания

по курсу Философия

Направление подготовки

Международные отношения

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр международных отношений со знанием иностранного языка

Форма обучения

Очная

Срок обучения

Года

Иваново 2015


Курс «Философия» является основным мировоззренческим и методологическим курсом в подготовке студентов всех специальностей. Главной учебной творческой задачей является научение выбору соответствующего методологического подхода для решения конкретной исследовательской задачи, а также правильного его применения для получения адекватного сложности проблемы научного результата.

Формирование творческого мышления в рамках курса предполагает самостоятельное изучение первоисточников, позволяющих моделировать мыслительные процедуры классиков современной науки, а также групповое обсуждение эвристических заданий, предлагаемых на практических занятиях. На первое место выдвигается не собственно знаниевая (механистическая, запоминательная) парадигма, а парадигма понимания, возникающая в результате диалоговых и сложных коммуникативных форм учебно-мыслительной работы. Студент ориентируется, прежде всего, на технологии практического мышления (в основе которых лежат формально-логические приемы, которые в силу отсутствия «Логики» в некоторых программах подготовки бакалаврантов и магистрантов, весьма слабо освоены), а также на коллективное (групповое) обсуждение рефератов, презентаций, самостоятельных работ под руководством преподавателя.

Подготовка студентов предполагает использование технологий ноосферного образования, для которой характерны две главные особенности: во-первых, акцентуализация принципа дополнительности в формировании симультанности правополушарного и левополушарного мышления (связанной с функциональной асимметрией головного мозга), и, во-вторых, широким использованием опорных сигналов (по модели В. П. Шаталова) в каждой из рассматриваемой тем курса.

Философские сайты и электронные библиотеки - student2.ru Изложение курса с помощью опорных сигналов предполагает движение от простого к сложному: сначала используются для освоения технологии опорных сигналов простые (односоставные) примеры («Место науки в системе культуры»), затем постепенно вводятся в практику освоения сложные (двусоставные и трехсоставные) и сверхсложные опорные сигналы («Ноосферная картина мира»). При этом используются опорные сигналы из предметной области философии и из предметной области современной научной картины мира.

Для примера продемонстрируем эвристическую функцию опорного сигнала по системному подходу: опорный сигнал представляет собой систему трех взаимосвязанных рисунков, раскрывающих три уровня анализа – субстратный уровень, структурный и концептуальный. Последовательный рассказ об элементах, отношениях между элементами и фиксации свойства позволяет поставить перед обучающимися творческую задачу о методологических ресурсах системного подхода – системный подход в интерпретации проф. А. И. Уёмова («язык тернарного описания») позволяет раскрыть логику движения от концептуального уровня к субстратному. На основе этого опорного сигнала каждый конкретный специалист (юрист, физик, химик, филолог, историк) получает задание на своем примере показать навыки работы с методологией системного подхода.


Конспект лекций

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

Вырабатывая обобщенную систему представлений о мире в целом, философия не может обойти вопроса о месте человека в нем, а значит и вопроса об отношении человека к миру. Отношение человека к миру философия рассматривает в трех основных аспектах таких как: познание, поведение и переживание. В целом философия представляет собой систему относительно самостоятельных философских дисциплин, тесно связанных между собой и обладающих внутренним единством.

В число философских дисциплин входят:

Онтология - учение о мире, его сущности, о всеобщих свойствах, отношениях и законах бытия.

Социальная философия - учение о сущности человека и общества, о наиболее общих законах и движущих силах его развития

Логика- учение о мышлении человека, взятое со стороны его логической структуры, форм и законов движения мысли.

Гносеология ■- учение о наиболее общих законах человеческого познания, путях и способах постижения истины.

Этика - учение о наиболее общих законах нравственного отношения человека к действительности, исследующее всеобщие стороны человеческого поведения.

Эстетика - учение о наиболее общих законах человеческого переживания и деятельности по "законам красоты".

В число философских наук входят также история философии,призванная осветитьисторическое развитие самой философской мысли. В качестве относительно самостоятельных дисциплин некоторые авторы выделяют также: философскую антропологию, аксиологиюи праксиологию.

В нашей учебной и научной литературе широкое распространение получило определение философии, данное Ф. Энгельсом Философия- это наука о наиболее обших (всеобщих) законах развития природы, общества и мышления.Действительно, философия изучает всеобщие законы развития, но она изучает и всеобщие отношения человека к миру. Поэтому в последние годы все большее распространение получает следующее определение: философия- это наука, изучающая всеобщие отношениячеловека к миру.Но и это определение философии не является полным, поскольку, как мы видели, предметом философии является и сущность мира, и наиболее общие законы человеческого общества

Кроме того, если мы будем определять философию только как науку, то в это определение не войдут религиозные и идеалистические, т.е. ненаучные философские системы. Философия, являясь формой общественного сознания, безусловно, обладает научным статусом, она отражает действительность посредством понятий и теорий, допускающих проверку и доказательство принципиальных положений. Но философское знание органически включает в себя и ценностную (софийную) компоненту, которую невозможно оценить с позиций истинности или ложности.

Таким образом, являясь специфической формой осмысления действительности, философия содержит в себе систему теоретических представлений о сущности мира и человека и об отношении человека к миру как существа познающего, действующего и переживающего. Исходя из этого, можно дать полное определение философии, включающее в себя как научные, так и ненаучные, идеалистические, философские системы, без которых развитие философии было бы немыслимо. Философия - это система теоретического знания о наиболее общей сущности мира, о всеобщих свойствах, отношениях и законах бытия и мышления.

Наши рекомендации