Тема 3.3. Экономика и культура 2 страница
Барокко (ит. barocco – букв. вычурный) – одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. XVI -сер. XVIII вв. Барокко противоречиво и способно «сочетать несочетаемое»: чувственность и спиритуализм, призывы к аскетизму и безудержный гедонизм, отвлечённую символику и натуралистическую конкретность, наивную простоту и усложнённость. Барокко стремится к чувственному и интеллектуальному напряжению, неожиданному и поражающему воображение сочетанию образов [Например, В живописи: Питер Пауль Рубенс (1577-1640) – фламандский живописец. Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений. Картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», ок. 1611-14, «Персей и Андромеда», ок. 1620-21), историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», ок. 1622-25), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажи и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов», ок. 1635-40), полные живого обаяния портреты («Камеристка», ок. 1625). Живописи Рубенса присущи уверенная свободная манера, выразительная пластическая лепка, тонкость красочных градаций; Антонис ван Дейк (1599-1641) – фламандский живописец. Ученик Рубенса. Виртуозные по живописи, сдержанные по колориту парадные аристократические и интимные портреты («Карл I на охоте», 1633; и др.) и др.; Диего Веласкес (1599-1660) – живописец, крупнейший представитель испанского барокко. Его творчество отличается смелостью реалистических наблюдений, умением проникнуть в характер модели, обострённым чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита. Картины на религиозные, мифологические («Вакх», ок. 1628-29), исторические («Сдача Бреды», 1634) сюжеты, сцены из народной жизни («Завтрак», ок. 1617-18), острохарактерные портреты («Иннокентий X», 1650; групповой портрет «Менины», 1656), правдивые и поэтичные сцены труда («Пряхи», 1657) и др. В архитектуре: Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (1700-71), построивший Зимний дворец (1754-62); Рундальский дворец, памятник архитектуры барокко близ г. Бауска (Латвия). Построен Растрелли для Э.И. Бирона в 1736-40. Двухэтажное здание образует ансамбль со служебными постройками и парком; и др. В музыке: итальянский композитор Антонио Вивальди (1678-1741), написавший выдающийся цикл эпохи барокко – «Времена года» (1725); Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – немецкий композитор, органист, клавесинист. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры. Обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму. Непревзойденный мастер полифонии. «Хорошо темперированный клавир» (1722-44), Месса си-минор (ок. 1747-49), «Страсти по Иоанну» (1724), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729), св. 200 духовных и светских кантат, инструментальные концерты, многочисленные сочинения для органа и др. Барокко в русской литературе – Симеон Полоцкий (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1629-80) и Михаил Васильевич Ломоносов (1711-65) в России и т.д.].
«Буря и натиск» – [(«Sturm und Drang»; название – по одноимённой драме немецкого писателя Фридриха Клингера(1752-1831)] – литературное движение в Германии 70-80-х гг. XVIII в., представители которого отвергали классицизм и развивали идеи гуманизма эпохи Просвещения, подчёркивали национальное своеобразие различных культур и народность искусства, требовали изображения сильных страстей, героических деяний и характеров. [Главный теоретик Гердер (см. плюрализм культурный, сентиментализм). Драматурги и поэты: ранние периоды творчества Гёте (см. роман) и Шиллера(см. драма); писатели Якоб Ленц (1751-92), Клингер и др.)]. Это литературное движение оказало существенное влияние на романтизм и формирование немецкой классической философии (И. Кант и др.).
Буриданов осёл (от имени французского философа-схоласта XVI в. Жана Буридана) – известный в истории культуры парадокс (от греч. paradoxos – неожиданный, странный) для объяснения свободы воли. Осёл, стоящий между двумя находящимися на равном расстоянии охапками сена, обрёк себя на голод, поскольку не может решить, какую из них съесть раньше. В переносном смысле – человек, колеблющийся в выборе между двумя равнозначными возможностями.
Ваганты (от лат. vagantes – бродячие) – бродячие нищие студенты, низшие клирики (церковные служки), школяры в средневековой Западной Европе XII-XIII вв., исполнявшие пародийные, любовные и застольные песни, что осуждалось и преследовалось официальной церковью.
Вандализм (от назв. «вандалы» – группы германских племён, разграбивших Рим в 455 г., уничтожив при этом многие памятники античной культуры) – термин для квалификации действий, направленных на разрушение культуры. [В культурологии выделяется три типа вандализма: физический – направленный на физическое или механическое уничтожение вещей и знаков культуры (напр., сожжение храма Артемиды Эфесской Геростратом в 356 г. до н.э.); систематизаторский – ведущий к уничтожению фактов культуры, что лишает возможности пользоваться достижениями культуры (напр., пропажа Янтарной комнаты во время Второй мировой войны); образовательный – формирующий невостребованность памятников культуры со стороны культуропользователей (напр., отсутствие посетителей в музее), что способствует постепенному разрушению культуры].
Вечные образы – сложившиеся в мировой культуре литературные герои (персонажи), которым предельная художественная обобщённость и духовная глубина сообщают всечеловеческое, вневременное значение [Основные персонажи: Прометей, в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречён на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклёвывал его печень, отраставшую снова за ночь. Освободил Прометея и убил орла Геракл. Образ Прометея получил отражение в литературе [у Эсхила (см. драма), Шелли (см. романтизм) и др.]; в изобразительном искусстве и музыке [Бетховен (см. симфония), Скрябин (см. симфония) и др.]. Дон Кихот (Don Quijote), герой романа Сервантеса (см. Возрождение) «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605). Имя Дон Кихота стало нарицательным для обозначения человека, чьё благородство, великодушие и готовность на рыцарские подвиги вступают в трагическое противоречие с действительностью. Дон Жуан (Дон Хуан) (Don Juan), созданный средневековой легендой образ рыцаря-повесы, дерзкого нарушителя моральных и религиозных норм, искателя чувственных наслаждений. Легенда послужила источником многих произведений искусства, в т.ч. литературы (Мольер (см. комедия), Гофман (см. романтизм), Байрон (см. лирика), Пушкин и др.). Гамлет, герой одноимённой трагедии Шекспира (см. драма). Один из вечных образов: имя «Гамлет» стало характеристикой человека, исполненного внутренних противоречий и сомнений. В зависимости от конкретной общественной ситуации понятие «гамлетизм» наполнялось различным содержанием – от безволия до целеустремлённой решимости. Фауст, герой немецких народных легенд и произведений мировой литературы и искусства, символ человеческого стремления к познанию мира. Прототип – доктор Иоганнес Фауст (1480?-1540?), бродячий астролог. О союзе Фауста с дьяволом (Мефистофелем) впервые рассказано в немецкой народной книге «История о докторе Фаусте» (1587). Всемирно известны «Фауст» Гёте (см. роман), а также одноимённая опера Гуно и «Доктор Фаустус» Томаса Манна (см. реализм); Вечный жид (Агасфер) (лат. Ahasverus), герой средневековых сказаний, еврей-скиталец, осуждённый Богом на вечную жизнь и скитания за то, что не дал Христу отдохнуть (по многим версиям, ударил его) по пути на Голгофу; и др.].
Византизм – общепринятый термин в культуре для характеристики отрицательных черт политики и частного быта Византийской империи (IV-XV вв.): придворная лесть, деспотизм, тонкий ум при свободе от нравственных правил, пышность и разврат.
Возрождение (Ренессанс – франц. Renaissance) – уникальный период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV-XVI вв., в других странах кон. XV-XVI вв.), переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени. [Суть эпохи в образе – «Набожная Европа вышла замуж за прекрасного телом и духом античного языческого Героя (Аполлона)» – О.В. Аксёнова]. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, мягкий клерикальный (от позднелат. clericalis – церковный) характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его (отсюда название). [Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии на рубеже XIII-XIV вв. Провозвестники: Алигьери Данте (1265-1321) – поэт, создатель итальянского литературного языка. Вершина творчества – поэма «Божественная комедия» (1307-21, издание 1472) в 3 частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях, поэтическая энциклопедия средних веков. Оказал большое влияние на развитие европейской культуры; Джотто ди Бондоне (1266/67-1337) – живописец. Порвав со средневековыми канонами, внёс в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Фрески капеллы дель Арена в Падуе (1305-1308) и церкви Санта-Кроче во Флоренции (ок. 1320-25) поражают внутренней силой и величием образов, грандиозностью композиции; и др.]. Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием схоластики, аскетизма и утверждением гуманизма [Осн. представители гуманизма: Лоренцо Валла (1405/07-57) – писатель. Приверженец философии и этики Эпикура, которую противопоставлял христианскому аскетизму и этике стоиков. Автор трактатов «О наслаждении» (1431), «О свободе воли» (1442), «Диалектические диспуты» (1494) и др.; Джованни ПикоделлаМирандола (1463-94) – мыслитель. Современники называли его «божественным», так как видели в нём воплощение высоких устремлений гуманистической культуры. Написал «900 тезисов» (1486) «обо всём, что познаваемо». Введение к ним – «Речь о достоинстве человека», в котором он стремился к всеобщему «примирению философов» (все религиозные и философские школы – частные проявления единой истины). Его идеи были осуждены церковью; и др.)]. Пафос [(от греч. pathos – страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) – 1) в античной эстетике – страсть, душевное переживание, связанное со страданием. Пафос противопоставляется обычно этосу; 2) идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения или всего творчества; 3) в общеупотребительном смысле – приподнятое и восторженное состояние человеческого духа] утверждения идеала гармонической, раскрепощённой творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб. [В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены (см. ордер архитектурный), арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку. Основные представители архитектуры в Италии: Филиппо Брунеллески (1377-1446) – архитектор, скульптор, учёный. Работал во Флоренции. Один из создателей архитектуры Возрождения и теории линейной перспективы. Новаторски использовал античные традиции. Произведения Брунеллески отличаются гармоничной ясностью, строгостью пропорций, совершенством инженерно-строительных решений (купол собора Санта-Мария дель Фьоре, 1420-36; Оспедале дельи Инноченти, 1421-44; капелла Пацци, 1429, – все во Флоренции); Леон Баттиста Альберти (1404-72) – учёный, архитектор, выдающийся теоретик искусства и архитектуры. В его теоретических трактатах («О статуе», 1435, «О живописи», 1435-36, «О зодчестве»; опубликован в 1485) обобщён опыт современного ему искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия. В архитектуре использовал античную ордерную систему (см. ордер архитектурный) (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472-94, дворец Ручеллаи во Флоренции, 1446-51); Донато Браманте (1444-1514) – архитектор. Создал гармоничные, цельные, смелые по пространственной композиции постройки: в Милане (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро, 1479-83), Риме («Темпьетто», 1502-03; дворы Ватикана, с 1503; проект собора св. Петра, между 1506-14) и др.; Андреа Палладио (наст. фам. ди Пьетро) (1508-80) – архитектор. На основе античных и ренессансных традиций разрабатывал типы городского дворца (палаццо Кьерикати, 1550, в Виченце), загородной виллы («Ротонда» близ Виченцы, 1551-67), церковного здания (Иль Реденторе в Венеции, окончено в 1592) и др. Архитектура во Франции: Пьер Леско (ок. 1510-78) – архитектор. Часть квадратного двора Лувра (1546-74), «Фонтан невинных» (1547-49, оба в Париже, в соавторстве) отличаются строгостью ордерных членений и скульптурного декора; Филибер Делорм (1510/15-1570) – архитектор. Сочетал ордерные (см. ордер архитектурный) и готические (см. готика) элементы, ввёл «французскую колонну» (с декоративными поясами), богатый скульптурный декор (замок-дворец Ане, начат в 1547), и др. Скульптора в Италии: Донателло (наст. имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (ок. 1386-1466) – представитель флорентийской школы Раннего Возрождения. Создал классические формы и виды ренессансной скульптуры: новый тип круглой статуи и скульптурной группы («Св. Георгий», 1416, «Давид», 1430, «Юдифь и Олоферн», 1456-57), монументального конного памятника («Гаттамелата» в Падуе, 1447-53), живописного рельефа (алтарь церкви Сант-Антонио в Падуе, 1446-50), величественного надгробия (гробница антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии, 1425-27) и др. Живопись в Италии: Мазаччо (наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи) (1401-28), итальянский живописец. Представитель флорентийской школы. Воплощал в религиозных сценах гуманистические представления о совершенной человеческой личности. Произведения отличают энергичная светотеневая лепка, пластическая телесность, трёхмерность фигур, монументализация и обобщение форм (фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, 1425-28), и др.; Пьеро делла Франческа (ок. 1420-92), итальянский живописец. Представитель Раннего Возрождения. Произведения отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщенность форм, глубокая продуманность пропорций, разумная ясность перспективных построений, исполненная света мягкая нарядная красочная гамма («Крещение Христа», 1450-55; фрески в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452-66) и др.; Андреа Мантенья (1431-1506), итальянский живописец и гравёр. Искусство Мантеньи, с героическим пафосом утверждающее силу и достоинство человека, отличается строгой архитектоникой композиции, чеканностью форм, сильными ракурсами, иллюзионистическими эффектами (росписи «Камеры дельи Спози» в замке Сан-Джорджо в Мантуе, 1474) и др.; Леонардо да Винчи (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи «Тайная вечеря» (1495-97, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистический идеал женской красоты воплощён в портрете Моны Лизы (т.н. «Джоконда», ок. 1503). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, ок. 7 тыс. листов); Рафаэль (наст. имя Рафаэлло Санти) (1483-1520), итальянский живописец и архитектор. Представитель Высокого Возрождения. С классической ясностью и возвышенной одухотворённостью воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения. Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок. 1502-03) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Многочисленные изображения Богоматери («Сикстинская мадонна», ок. 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). В портретах создан идеальный образ человека Возрождения («Б. Кастильоне», 1514-15). Проектировал собор св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме; Микеланджело Буонарроти (1475-1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С предельной силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой проявились уже в ранних произведениях («Оплакивание Христа», ок. 1497-98; «Давид», 1501-04; картон «Битва при Кашине», 1504-06). Роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-12), статуя «Моисей» (1515-16) утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. Трагические ноты, вызванные кризисом ренессансных идеалов, звучат в ансамбле Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520-34), во фреске «Страшный суд» (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы, в поздних вариантах «Оплакивания Христа» (ок. 1550-55) и др. В архитектуре Микеланджело господствуют пластическое начало, динамический контраст масс (библиотека Лауренциана во Флоренции, 1523-34). С 1546 руководил строительством собора св. Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме. Поэзия Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом; Тициан (Тициано Вечеллио) (ок. 1489/90-1576), итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостность колорита, многогранность восприятия жизни. Безмятежная ясность («Любовь земная и небесная», ок. 1514-15), пафос и динамика монументальных композиций («Ассунта» 1516-18) сменяются напряжённым драматизмом («Се человек», ок. 1543), психологической остротой образов («И. Риминальди», ок. 1548), их беспощадной правдивостью («Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» 1545-46). Создавал образы, полные обострённого ощущения красоты жизни, трепетной чувственности («Даная», ок. 1554; «Венера и Адонис», 1554). В поздних трагических произведениях подчёркивал достоинство и силу духа героев («Оплакивание Христа», 1573-76). Тончайший красочный хроматизм, свободное письмо открытым мазком, мощное звучание цвета; Паоло Веронезе (наст. имя Кальяри) (1528-88), итальянский живописец эпохи Возрождения. Представитель венецианской школы. Праздничные, светские по духу картины, панно, росписи Веронезе отличаются органичной связью с архитектурой, размахом композиции, изысканностью серебристого колорита (фрески виллы Барбаро-Вольпи в Мазере, ок. 1561, «Брак в Кане», 1563); Якопо Тинторетто (наст. фам. Робусти) (1518-94), итальянский живописец. Представитель венецианской школы Позднего Возрождения. Драматические монументальные полотна насыщены динамикой, контрастами света и тени, повышенной одухотворенностью образов (цикл панно в Скуола ди Сан-Рокко в Венеции, 1565-88). Живопись в Нидерландах: братья ван Эйк, основоположники нидерландского искусства XV в.: 1) Хуберт (ок. 1370-1426), возможно, начал «Гентский алтарь». 2) Ян (ок. 1390-1441), искусство которого, основано на представлениях о единстве и гармонии мироздания, новаторски отразило многообразную красоту реального мира и человека. По-новому применив технику живописи маслом, убедительно передавал иллюзию наполненного светом пространства, предметного мира. Религиозные картины, портреты («Гентский алтарь», окончен 1432; портрет супругов Арнольфини, 1434), и др.; Питер Брейгель Старший, или «Мужицкий» (1525/30-1569) – живописец и рисовальщик. Создал глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские традиции и фольклор. В его творчестве сложно переплелись юмор и фантастический гротеск, лиричность и эпичность картины мироздания («Битва Масленицы и Поста», 1559; «Безумная Грета», 1562; «Крестьянский танец», серия «Времена года», 1565; «Слепые», 1568); и др.; Живопись в Германии: Альбрехт Дюрер (1471-1528) – выдающийся живописец, график и теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения. В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах воплотил ожидание всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства (т.н. мастерские гравюры, 1513-14). Известен как тонкий, наблюдательный рисовальщик (св. 900 рисунков). Теоретик искусства («Четыре книги о пропорциях человека», 1528); Матис Нитхардт (1470/75-1528) – живописец. Творчество связано с идеологией народных низов и ересями, исполнено драматической силы, напряжения, динамизма. В Изенхеймском алтаре (1512-15) мистические образы соседствуют с гуманистическими просветлёнными; Ханс Хольбейн (Гольбейн) Младший (1497/98-1543) – живописец и график. Точным, чётким по характеристике портретам (живопись и рисунок), картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства Ренессанса, монументальная цельность композиции («Мёртвый Христос», 1521; «Моретт», ок. 1534-35); Лукас Кранах Старший (1472-1553) – живописец и график. Ранние произведения («Отдых на пути в Египет», 1504) отличаются свежестью реалистических образов, поэтичностью пейзажей. Позже сочетал художественные принципы Возрождения с элементами готической традиции и чертами манерности («Источник молодости», 1546) и др. Искусство во Франции: Жан Фуке (ок. 1420-77/81) – живописец. Строгие и точные по характеристике портреты («Карла VII», ок. 1444), миниатюры; Жан Гужон (ок. 1510-64/68) – скульптор. Светские по мироощущению, поэтически одухотворенные, изысканные по пропорциям и ритму произведения (рельефы «Фонтана невинных», Париж, 1547-49); Клуэ – семья французских живописцев и рисовальщиков, портретистов: 1) Жан (ок. 1475-1540/41), остроту характеристики сочетал с торжественной застылостью поз, тщательностью письма («Франциск I», ок. 1525-30). 2) Франсуа (между 1505/10-72), автор психологически тонких, виртуозных по живописи, совершенных по рисунку портретов («Елизавета Австрийская», ок. 1571); и др. Литература Возрождения создала памятники непреходящей ценности, органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия: Франсуа Рабле (1494-1553) – французский писатель-гуманист. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» (кн. 1-4, 1533-52, кн. 5 – опуб.1564) – энциклопедический памятник культуры французского Возрождения. Отвергая средневековый аскетизм, ограничение духовной свободы, ханжество и предрассудки, Рабле раскрывает в гротескных образах своих героев, навеянных фольклором (великаны Гаргантюа, Пантагрюэль, правдоискатель Панург), гуманистические идеалы своего времени; творчество Лопе де Вега (см. драма); Сааведра Мигель де Сервантес (1547-1616) – испанский писатель. Главное произведение – роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» («Дон Кихот», ч. 1, 1605, ч. 2, 1615), в котором органически сочетаются реализм, героика и романтика – одно из выдающихся сочинений эпохи Возрождения, оказавшее большое влияние на мировую культуру. Пародируя рыцарский роман, Сервантес дал широкую картину жизни Испании, трагикомически изобразил мир непрактичного духа и бездуховной практики. Образы странствующего рыцаря Дон Кихота и его оруженосца Санчо Пансы стали нарицательными; сонеты Петрарки (см. лирика); Джованни Боккаччо (1313-1375) – итальянский писатель. В главном произведении «Декамерон» (1350-53, опубл. в 1470) – книга реалистических новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, – многоцветная панорама нравов итальянского общества, книга «Жизнь Данте Алигьери» (ок. 1360, опубл. в 1477); Лудовико Ариосто (1474-1533) – итальянский поэт. Героическая рыцарская поэма «Неистовый Роланд» (1516), продолжившая поэму «Влюбленного Роланда» (1495) поэта Маттео Боярдо (1441-94), где переплетаются элементы средневековых легенд и придворного романа проникнута тонкой иронией; и т.д. Философия эпохи Возрождения: Николай Кузанский (Кузанец) (Николай Кребс) (1401-64) – философ, теолог, учёный, церковно-политический деятель. Развил учение об абсолюте как совпадении противоположностей (тождество бесконечного «максимума» и бесконечного «минимума»). Человеческое знание есть «знание незнания» (т.н. «учёное незнание»); будучи бесконечным приближением к истине, заключенной в абсолюте, оно осуществляется с помощью «догадок», или «предположений». Кузанец – автор математических трактатов, один из предшественников космологии Коперника (Земля, как и любое другое тело, не может быть центром Вселенной) и опытного естествознания; Марсилио Фичино (1433-99) – итальянский философ-неоплатоник, глава флорентийской Академии платоновской. Перевёл на латинский язык сочинения Платона, Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия и др. античных философов, сделав их достоянием европейской философии XV-XVI вв.; Николай Коперник (1473-1543) – польский астроном, философ, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т.ч. Земли) вокруг Солнца; Никколо Макиавелли (1469-1527) – итальянский политический мыслитель, историк, писатель. Видел главную причину бедствий государств, в частности, – Италии, в политической раздробленности, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть («Государь», 1513, издан 1532, и др.). Ради упрочения государства считал допустимыми любые средства. Отсюда термин «макиавеллизм» для определения политики, пренебрегающей нормами морали; Эразм Роттердамский (1467-1536) – гуманист эпохи Возрождения (глава «северных гуманистов»), философ, писатель. Философский гротеск «Похвала Глупости»(1511) – сатира, высмеивавшая нравы и пороки современного ему общества. Сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял её; Мишель де Монтень (1533-92) – французский философ-гуманист. Книга эссе «Опыты» (1580-88), отмеченная вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом, направлена против схоластики и догматизма; обращаясь к конкретным историческим фактам, быту и нравам людей, рассматривает человека как самую большую ценность, создает реалистический автопортрет; и др.; Джордано Бруно (1548-1600) – итальянский философ-пантеист и поэт. Обвинён в ереси и сожжён инквизицией в Риме. Развивая идеи Николая Кузанского и гелиоцентрическую космологию Коперника, Бруно отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленного множества миров; и др. В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской вокальной и инструментальной музыки: фроттола [(итал. frottola от frotta – толпа) – старинная итальянская многоголосая песня на текст светского, главным образом любовно-лирического содержания] и вилланелла [(итал. villanella – деревенская песня) – жанр итальянской бытовой сатирической, игровой, любовно-лирической многоголосной песни XV-XVI вв. Музыка вилланеллы светлого характера, нередко с чертами танцевальности], а также баллада и мадригал [(франц. madrigal) – в XIV и XVI - нач. XVII в. небольшое итальянское музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания, первоначально с инструментальным сопровождением, позднее – без сопровождения]. Эпоха Возрождения завершается появлением таких музыкальных жанров, как сольная песня, кантата, оратория и опера. В эпоху Возрождения были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии (Великие географические открытия), астрономии (разработка Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (Андреас Везалий (1514-64) – естествоиспытатель, основоположник анатомии. Одним из первых стал изучать человеческий организм путём вскрытий. В основном труде «О строении человеческого тела» (кн. 1-7, 1543) дал научное описание строения всех органов и систем) и многое, многое другое].