В чем состоят сущность, структура и функции сознания?
Сознание есть целостный динамический процесс, состоящий из различных элементов. Целостное ядро сознания составляют знания. Сознание есть знание и самознание. Познавательный процесс внутри имеет различные уровни и глубину понимания. Он идет, как мы уже говорили, в направлении от максимальной конкретности
и минимальной обобщенности к максимальной обобщенности, концептуальному, понятийному мышлению. Но сознание человека не тождественно мышлению, не сводимо к нему. Эмоции, чувства и воля – необходимые составные компоненты сознания. Оно есть сплав мышления, переживаний (эмоций), чувств и волевых актов (устремлений) человека. В основе всех психических процессов сознания лежит память как способность воспроизводить информацию, закодированную в нейродинамических структурах мозга, опредмеченную в результате его деятельности.
Из всех структурных образований сознания существенное значение и непосредственное влияние на осуществление его регулятивно-управленческих функций имеет область эмоций и чувств. Эмоции – внутренние отношения организма к характеру оказываемых на него извне влияний. Переживания образуют у людей субъективную, личностную сторону отражения ими объективной действительности. Без эмоций и чувств невозможна предметная продуктивно-творческая целеполагающая деятельность людей. Иногда люди вопреки логике, требованиям теоретических рациональных знаний могут поступать иначе. Часто так происходит по отношению к соблюдению людьми норм морали. Объясняется это тем, что у человека, нарушающего моральные требования, знания их не превратились в убеждения, не стали мерилом оценки реальных поступков, не закрепились выработкой соответствующих чувств, выражающих у отдельного человека его отношение к влиянию и воздействию людей друг на друга.
Структура сознания не тождественна всей психике человека, которая помимо осознанных включает подсознательные ибессознательные психические процессы. Бессознательное характеризует совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта, лежащих вне сферы его разума. Часть из них характеризует регуляции человеческого организма (например, внутренних органов), которые объективно не осознаются. А другая часть – это то бессознательное у человека, которое связано с существованием большого пласта жизненного опыта, знаний, оседающих в памяти. Из всей суммы знаний в ядро сознания попадает их незначительная часть, необходимая для ситуации,
в которой находится человек. Мы осознаем, например, что читаем, но не как читаем. В поле действия сознания находится, прежде всего, цель действия и пути ее достижения. Но не все этапы даже произвольного действия (интуиция и др.) являются сознательными. Очевидно, это связано с накоплением и использованием энергии
и информации для творческой деятельности в жизни человека.
Проблема бессознательного получила широкое истолкование в учении австрийского психиатра З. Фрейда. Согласно фрейдовской концепции, психика состоит из трех слоев: бессознательного, подсознательного и сознания. Бессознательное – это глубинный фундамент психики, состоящий из неосознаваемых желаний и вытесненных из сознания идей и определяющий всю сознательную жизнь человека, а порой и судьбу народов. Бессознательные влечения к наслаждению и смерти – смысловое содержание всех эмоций и переживаний по Фрейду. Подсознание – это особая пограничная область между сознанием и бессознательным, куда прорываются бессознательные влечения и подвергаются там «строгой цензуре» особой инструкцией, порожденной «сверх-Я» человека – совестью. Сознание же – всего лишь оболочка психики, целиком зависящая от бессознательного, поскольку человек в жизни постоянно стремится к удовлетворению своих влечений и страстей. Индивидуальность человека в его понимании неизменна от природы, социальное враждебно биологическому и между ними существует противоречие, постоянный конфликт. Господствующими в поведении человека являются сексуальные мотивы, только в связи с неудачами в любви возможна творческая деятельность. Фрейд правильно выделил сферу бессознательного, но явно преувеличил роль бессознательного в жизнедеятельности человека, который, прежде всего, руководствуется в своих действиях логикой мысли, адекватно отражающей материальный мир.
Несомненно, в развитии человека имеют большое значение биологические потребности. Но в процессе вовлечения человека
в систему общественных видов и способов жизнедеятельности у него изменяется характер функционирования биологических потребностей (они очеловечиваются), формируются новые социальные
и духовные потребности как специфически человеческие. Характер функционирования всех человеческих потребностей зависит от социального положения человека и его профессиональной деятельности. Биологическое и социальное органически взаимосвязано в целостной структуре и функциях человеческого организма. В сущности не биологическое вытесняется и подавляется социальным, а идет процесс становления и формирования человеческих потребностей, одна из них заменяется другой.
Человек – сознательное существо. Его инстинктивная деятельность носит подчиненный характер по отношению к человеческой сознательной деятельности и поведению. Если сознание у человека играет, особенно в непредвиденной и незнакомой ситуации, регулирующую роль в действиях и поведении, то для проявления привычных поступков и навыков необходима его сигнальная роль, тогда в одном случае сознание может преднамеренно взять под свой контроль автоматизированные действия, замедлить, остановить или ускорить их. В другом случае сознание, при протекании бессознательных явлений, не «вникает» в их детали, а контролирует лишь общую картину происходящего. В свою очередь, бессознательное может повлиять на сознание. Например, нельзя абсолютно отрицать силу инстинктов человека, а также то, что хранящиеся
в памяти впечатления даже неосознанного опыта могут проясниться в сновидениях и вызвать соответствующие продуктивно-творческие размышления. Широко известно, что идея формулы бензола пришла А. Кекуле во сне. Нильс Бор «увидел» свою модель атома
в сновидении о планетах, вращающихся вокруг Солнца. Э. Хау, создавая конструкцию швейной машины, уже готов был отчаяться,
и вот однажды во сне он увидел иголку с ушком внизу, а не вверху или в середине, как в его моделях, которые работали плохо. Идеи многих открытий, изобретений и художественных произведений возникали именно во сне. Под влиянием снов творили Данте, Гете, Моцарт, Шуман, Вагнер, Л. Толстой, Э. До, Сен-Сане, Ван-Гог, Гейне, Вольтер и др. Но при этом следует подчеркнуть, что продуктивно-творческая функция размышлений во сне для человека, как правило, возможна лишь тогда, когда он посвящает определенному виду профессиональной деятельности всю свою жизнь.
Сознательное и бессознательное взаимодействуют между собой, влияют друг на друга, переходят друг в друга, взаимодополняют друг друга. Так человек бросается на помощь тонущему ребенку, рискуя собственной жизнью, не думая о значимости поступка. Он действует под влиянием бессознательной регуляции (инстинкта взаимопомощи), но нельзя забывать, что инстинкты, само биологическое в человеческом организме качественно отличны от биологического как природно-животного вообще.
Сознание есть свойственная только человеку и связанная
с речью и социальной жизнедеятельностью психическая, идеальная функция. Сущность сознания заключается в обобщенном и целенаправленном понимании действительности. Специфика сознания состоит в предварительном мысленном конструировании действий,
в разумном саморегулировании действий и поведения человека. Сознание человека является знанием не только внешнего мира, но и осознанием характера деятельности и особенностей телесной организации индивида, внутреннего мира человека и его места
в обществе и природе. Эта сторона функционирования сознания
и есть самосознание (рефлексия). Сознание, как родовое свойство человека, характеризуется рядом всеобщих черт, которые присущи ему на различных истерических этапах жизни людей. Эти всеобщие особенности: стремление к изменению и преобразованию мира, целенаправленность действий, логические формы мышления, проникновение в сущность предметов и процессов объективной реальности, возможность предвидения результатов деятельности, критическая оценка результатов практических действий и общения, проективность и рефлексивность (самоотражение).
Сознание у человека формируется и развивается только
в процессе практического освоения предметного мира и общения
с людьми. Оно именно формируется, а не проявляется в связи
с развитием биологических особенностей человеческого организма.
Науке известны многочисленные случаи: когда дети, росшие среди животных, имея вполне нормальный мозг, не могли ни ходить, ни мыслить, ни произносить членораздельных звуков; у слепоглухонемых, т.е. когда у человека одновременно утрачены зрение, речь
и слух, в процессе общения с людьми и целенаправленно организуемых предметных действий развивается богатый внутренний духовный мир; одна из таких людей О.И. Скороходова защитила докторскую диссертацию, а ее книги неоднократно издавались во многих странах мира. Итак, главными условиями, фундаментальной основой формирования сознания человека выступают: общение
с людьми, чувственно-предметная деятельность и процесс приобретения знаний и освоения культурных ценностей.
Сознание выступает не только результатом отражения человеком отдельных предметов и явлений или их совокупности и связи между собой и объективной действительности, но и выявляет значение и смысл отражаемого для организации деятельности человека. Поэтому идеальное можно определить в качестве человеческой способности получать информацию в «чистом» виде и оперировать ею во времени. В этом и суть продуктивно-творческой функции сознания, позволяющей человеку «творить мир». Фантазии, утопии, иллюзии людей напрямую связаны с отходом от реальности изаменой действительности бытия для человека воображаемым миром.
Решение вопроса о том, каким быть человеку, во многом зависит от ясности сознания в понимании окружающего мира и своего места в нем. Каждый человек задает себе этот вопрос: «Кто я есть?» Образ своего «Я» человек может воспринимать через идеал своего «Я» или через то, как он выглядит в глазах других людей.
С точки зрения психологии «Я» – это высшее и сложнейшее интегральное образование в духовном мире человека, это динамическая система всех сознательно осуществляющихся психических процессов. «Я» – это осознание, понимание себя. Самосознание как целое выступает как субъект сознания, психических явлений в их интегральной целостности. Самосознание регулирует психическую жизнь, самоконтролирует силу духа субъекта. В самосознании чувства, мысли, знания, воля проявляются как единое целое, нечто производное, результат «обработки» исходной информации – ощущение своего тела, самочувствия, самооценка и, прежде всего, восприятие других людей. В процессе развития человека и его сознания формируется самосознание. Этот процесс можно наблюдать
в процессе развития личности. Маленький ребенок называет себя так, как его зовут окружающие, он как бы является объектом для других людей, не осознает себя как субъект по отношению к ним. Например, до трехлетнего возраста дети говорят о себе в третьем лице: «Ира ходит. Ира хочет есть». Осознание себя приходит позже через общение с другими людьми и деятельность. Сознание выступает ведущим началом самоопределения и самоутверждения индивида. К характеристике самосознания относится способность мыслящего человека не только отделять себя от остального мира, но и противопоставлять себя ему, в то же время осознать себя в многообразном отношении с ним. У детей об этом свидетельствует разговор о себе в первом лице: «Я хочу сам». Первоначально человек осознает предметы, свою деятельность с ними, поведение и качество других людей, а на более высоком уровне развития – и свои мысли о предметах и действиях, свои чувства, побуждения.
Самосознание осуществляется не только на личностном, но
и на общественном уровне. Высшим уровнем общественного самосознания является философия, познание подлинного в человеке, постижение его сущности, смысла человеческого бытия и всей исторической жизни. Самосознание – это не только отношение к себе, но и отношение к другому человеку, к обществу. Человек выступает как личность в той мере, в какой он осознает и выделяет себя из окружающего мира. Уровень социальности, цивилизованности отдельного человека и рода в целом в значительной степени зависит от разумности, зрелости и ясности сознания.