Сознание как философская проблема
Человеческое сознание — явление сложное, многоплановое и многоаспектное. Оно является объектом изучения многих наук.
Философия, используя и обобщая достижения различных форм познания, сосредотачивает свое внимание на изучении таких важнейших проблем сознания как сущность, происхождение и структура сознания, возможности и пути его познания. Вокруг этих вопросов с древности и до наших дней ведутся споры, дискуссии поиски.
Идеалистыотстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, считают его самостоятельной и созидающей сущностью всех вещей. Дуализм (или психофизиологический параллелизм) рассматривает сознание и тело как независящие друг от друга начала я не видит взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме.
В отличие от идеализма и дуализма, материализм рассматривает сознание не как нечто автономное, независимое от материи, а, напротив, как ее свойство. Свойство это, в отличие от таких атрибутов материи как движение, пространство, время, не всеобщее. Оно присуще особому виду высокоорганизованной материи— человеческому мозгу. Материализм исходит из того, что материя существует вне и независимо от сознания, тогда как сознание не существует вне материи. Сознание вторично (но не второстепенно), производно от материи, оно не имеет субстанционального характера. Вторичность сознания рассматривается в трех аспектах: 1) исторический (сознание как особое свойство материи возникает на определенном этапе ее эволюции); 2) психо-физиологический (сознание — функция человеческого головного мозга); 3) гносеологический (сознание — высшая форма отражения внешнего мира, отличающаяся осмысленностью и целенаправленностью).
Сознание имеет сложную внутреннюю структуру, включающую различные уровни и элементы своего существования. И, вместе тем, сознание есть целостный процесс, так как все его составляющие находятся между собой, в закономерных связях. В самом общем виде сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и своего собственного бытия. К ним относятся: ощущение, мышление, воля, память, эмоции, интуиция и т. д.
Так, ощущение дает человеку непосредственное отражение явлений, внешней стороны предметов. Мышление же противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней, глубинной сущностной стороны предметов.
Исключительно важное место в структуре сознания занимает память.
Память — это способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Тем самым память придает связность и устойчивость жизненному опыту человека и является необходимой предпосылкой формирования личности.
Воля — это практическое обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и способность действовать, осуществлять намеченное. Эмоции — это сфера личностных, субъективно психологических переживаний (предчувствия, стрессы, гнев, страх, восторг, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т. д.). Огромный познавательный потенциал обнаруживается в интуитивной способности сознания человека. Интуиция - это способность непосредственного постижения истины, путем прямого ее усмотрения без соответствующего доказательства. Особенность интуитивного «видения» («озарения», «вспышки») сознания проявляется в неожиданности решения проблемы, в неосознаваемости путей и средств ее решения, в непосредственности постижения истины. Это сфера сознания, где представлены духовные идеалы и способности к творчеству в виде фантазии, продуктивного воображения и т. п.
В заключение отметим, что только единство и всесторонняя активизация названных выше психических процессов обеспечивают достижение истины, адекватное отражение предметного мира.