Социально-философские воззрения

Гносеологические проблемы во многом определили позицию французских мыслителей во взглядах на общественную жизнь. Решение ими проблемы роли опыта в формировании ощуще­ний, суждений, рассуждении, рассудка, разума оказало свое воздействие на понимание роли внешних обстоятельств и вос­питания в развитии человека и формировании различных об­щественных явлений.

Учение о роли среды в формировании личности — ценней­шее у французских мыслителей. Они считали, что от рождения все люди равны и одинаковы. Умственное и нравственное их различие порождается только различным воспитанием и раз­личными условиями жизни.

Попытка решения вопроса о взаимодействии социальной среды и личности является одной из бесспорных заслуг фран­цузского материализма, особенно Клода Адриана Гельвеция (1715—1771). Идея зависимости человека, всего его духовного облика от внешней среды приобретает у Гельвеция характер общеметодологической значимости и пронизывает все его со­циально-философские взгляды. Гельвеций в работе «О челове­ке» пишет: «Люди не рождаются, а становятся такими, кто они есть»2. Человек «есть всегда то, чем его делает положение, в ко­тором он находится». Под средой Гельвеций понимал не климат и почву, как Монтескье, а совокупность предметов и явлений, способных влиять на человека, вызывать в нем приятные или неприятные ощущения и соответственно этому определять со­знание человека, его политические убеждения, моральные представления, эстетические вкусы. К факторам, образую социальную среду, он относил и форму государственного правления, и прочитанные книги, и бесконечное множество других событий, причину и сцепление которых человек не может указать вследствие незнания их. Самые главные факторы внешней среды — это, по его мнению, форма правления и действующие государственные законы.

Учение французских философов о взаимодействии человека и социальной среды трудно переоценить. Оно было направлено против всякого рода теолого-спиритуалистических вымыслов (у развитии общественной жизни. И хотя Гельвеций не смог по­нять, что сама политическая форма правления обусловлена эко­номической основой общества и расстановкой социальных сил, он многое сделал для исследования политических, правовых, нравственных отношений в обществе, их взаимосвязи и роли.

Проблема материальных потребностей и интересов — важ­нейшая в трудах французских философов. Так, Гельвеций распространял материальный интерес с отдельного человека н целые социальные группы, приходя к заключению, что материальные интересы лежат в основе всех крупных и малых исторических событий. Французские материалисты воспели царство разума, вечной справедливости и равенства. Равенство ими понималось как равенство граждан перед законом. Существеннейшим из прав объявлялось право частной собственности.

Гельвеций из чувственной природы человека выводит принцип эгоизма, себялюбия, который рассматривается как движущее начало общественного развития. Уничтожить эгоистические страсти человека значит уничтожить самого человек считает Гельвеций. «Реки не текут вспять, а люди не идут против быстрого течения своих интересов... Кто пытался бы сделать это, был бы безумцем»2.

Весьма важным и глубоким у французских материалистов является рассмотрение роли личности в истории. Они полагали, что великие люди определяют характер и нравы народов, делают свои народы счастливыми и несчастными, воинствен­ными, суеверными, жаждущими славы или денег, безрассуд­ными или благоразумными.

Историко-философская литература указывает на прямую связь между французским Просвещением и Французской рево­люцией 1789—1794 гг., на ту роль, которую сыграли мыслите­ли в подготовке умов к сокрушению феодальной системы и ут­верждению буржуазного строя. Они страстно писали о необхо­димости уничтожения феодально-сословного строя, деспотиз­ма, власти католической церкви. Их идеи объективно служили предвестницами буржуазных революций в Европе. В «Деклара­ции прав человека и гражданина» идеи свободы и равноправия людей, определение народа как единственного источника влас­ти, принцип сочетания личных интересов с общественными, согласно которому общественное благо есть верховный закон, довольно точно воспроизводят идеи просветителей.

Существенное место среди различных социально-философ­ских концепций Просвещения XVIII в. принадлежит концепци­ям социального и исторического прогресса. В этом отношении значительный интерес представляют идеи немецких просвети­телей И. Гердера и Г. Лессинга.

Один из виднейших представителей немецкого Просвеще­ния И. Гердер (1744—1803) в своем важнейшем сочинении «Идеи к философии истории человечества» рассматривает про­блему общественного и исторического прогресса. Для него про­гресс — это естественное развитие поступательного характера, где каждое явление связано с последующим и предшествую­щим и направлено на достижение высшего состояния — гуман­ности. Определяющее значение имеет культура, считает фило­соф, которая одновременно и стимулирует развитие общества и предстает результатом этого развития. Исторический про­гресс — это направленное, поступательное развитие всего че­ловечества из прошлого через настоящее в будущее. Общест­венный прогресс — это развитие общества на конкретном этапе его существования, а также различных элементов куль­туры: науки, ремесла, искусства, семейных отношений, госу­дарства, языка, религии.

Гердер увидел роль производственной деятельности людей, а также науки и технических открытий. Его обращение к раз­работке проблемы философии истории привлекли внимание Гете, Гегеля, Фейербаха и др.

Идея поступательного развития человеческого общества к совершенству была также высказана другим немецким просве­тителем Г. Лессингом (1729—1781). Он опубликовал тезисы «Воспитание человеческого рода», в которых высказывается мысль о том, что прогресс общества базируется на обширных знаниях и опыте, свободном, демократическом развитии наро­да и его культуры. Общество будущего — это свободное от вся­кого принуждения общество, в котором будет повелевать про­свещенный разум. Сегодня весьма актуальны утверждения Лессинга о важности веротерпимости, праве на свободомыслие и равенстве народов, ибо это образует важнейшие условия дружбы народов как основы мира и прогресса.

Наши рекомендации