Структура человеческой психики
Психика и сознание – структурно и функционально сложные образования. Психика включает в себясознание (как ведущую часть), подсознание и бессознательное (связь с внутренними органами). Сознание, в свою очередь, полиструктурно, его компоненты: внимание (сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо объекте), различные виды памяти, воля (саморегуляция деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели), абстрактное и конкретноемышление (оперирование понятиями и создание образов), эмоции (непосредственное пристрастное переживание смысла явлений и ситуаций), чувства (одна из основных форм переживания стабильно мотивированных и значимых явлений), интуиция (знание, возникающее без осознания путей и условий его получения). Часть из этих составляющих – эмоции и интуиция – имеют и подсознательные аспекты. Столь сложная структурная организация показывает, что сознаниеу человека не может быть врожденным, врожденной является лишь возможность его возникновения при благоприятных социальных условиях. У большинства людей оно в основном формируется к двум-трем годам, продолжая в дальнейшем совершенствоваться. При неблагоприятном стечении обстоятельств проявление этой психической возможности тормозится или исчезает совсем. До возникновения сознания у ребенка активно действует подсознание, накапливая всевозможную информацию.
Подсознание – это существенная часть психики, представленная инстинктами (цепями рефлексов), автоматическими действиями (актами, реализуемыми без непосредственного участия сознания), а позже – навыками (действиями, сформированными путем повторения, и характеризующимися отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля).
В самом широком смысле, подсознание – это активные психологические процессы, которые не являются в определенный момент центром смысловой деятельности сознания, но оказывают влияние на течениесознательных процессов. Оно является побочным продуктом сознательной деятельности и включает в себя психические состояния, непосредственно не задействованные в осмыслении тех объектов, на которых сосредоточено внимание человека в данное время. Своим функционированием подсознание помогает работе сознания, принимает на себя часть нагрузки, связанной с процессом отражения. Накопленная психикой информация может переходить при определенных обстоятельствах из подсознательного состояния в сознание и наоборот.
Некоторая часть ученых и философов считает, что не сознание, а подсознание является основным элементом психики (З. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни, Ф. Александер, Г.Салливэн, Г. Кардинер и др.), распространяя его детерминацию на все действия человека, исторические события и общественные явления.
Фрейд и его последователи ввели в науку ряд важных проблем – подсознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее защитных механизмов, сложного строения личности, противоречий и конфликтов в психической организации субъекта. Но в трактовке их преобладает биологический детерминизм, отдающий главную роль в функционировании психики инстинктам.
Современная экспериментальная психология доказала безосновательность абсолютизации подсознания, пансексуализма, антагонизма сознания, подсознания и бессознательного, неприемлемость подчинения психологическому фактору всей истории и культуры общества. Мистификация этих факторов превратила фрейдизм из научного направления в своего рода идеологию.
Отражая окружающую действительность на уровне сознания, человек постепенно начинает осознавать и самого себя как личность, выделяя и отличая себя из множества себе подобных. Он анализирует свой духовный мир, критически осмысливает совершаемые поступки, собственные слова и мысли, т.е. речь идет о пробуждении у человека высшего этапа развития сознания – самосознания. Общество требует от человека саморегуляции его действий, оценки и предвидения их последствий. В процессе самопознания, самооценки и самовоспитания человек формирует свое самосознание, осуществляя саморефлексию, самокоррекцию, самотворчество, готовясь к ответственности за свои проявления в обществе, свой поведенческий код. Ответственность человека неразрывно связана со свободой его действий. Она тем выше, чем значимее и неординарней социальная активность человека. Когда деятельность носит репродуцированный (репродукция – неизменно повторяющиеся действия) характер, в ней меньше свободы, меньше творчества (создания принципиально нового и общественно значимого). Человеческое сознание обладает способностью не только копировать действительность, отражая ее, но и преобразовывать в своих мыслях, создавать новые образы, положения, предвидеть ход развития действительности. Эта творческая активность сознания зафиксирована созданным человеком предметным миром, материальной и духовной культурой.
Язык и речь.
Одним из проявлений культуры выступает система человеческого общения, язык и речь.
Язык – этосистема знаков, речь – различные виды использования языка.
Исторически речь не сразу возникла у людей, ей предшествовал длительный этап общения с помощью нечленораздельных звуков, затем кинетического языка (языка движений). Появление речи связано с формированием абстрактного мышления, в то время как язык обслуживает конкретное мышление. Язык и речь – материальные средства выражения мысли (звуковые волны, печатные и письменные знаки). Языки делятся на естественные и искусственные. Первые возникли в историческом процессе жизни народов, вторые создаются целенаправленно для повышения продуктивности деятельности, общения, познания (ноты, формулы, азбука Морзе, язык эсперанто, компьютерные языки).
Язык и речь выполняют следующие основные функции: номинативную (обозначение предметов, явлений, процессов), гносеологическую (познавательную), коммуникативную (обеспечение общения), регулятивную (управление деятельностью и поведением людей), т.е. язык и речь делают всеобщим достоянием сознание отдельного человека, обеспечивают формы социальной связи людей, облегчают процесс познания.
Из всего сказанного необходимо сделать следующие выводы:
– Сознание возникло в результате длительного развития материального мира.
– Неорганическая и органическая природа не обладают сознанием.
– Высшие животные имеют ощущения, восприятия, т.е. конкретно мыслят, но они не мыслят понятиями. У них нет абстрактного мышления, а следовательно, нет и сознания.