Функции философии мелиорации.
Роль философии мелиорации в развитии человека и общества заключена в содержании тех функций, которые способна выполнять философия мелиорации по отношению к самому человеку, социальным группам населения, к науке, искусству, другим явлениям социальной действительности, к обществу.
От иных форм мировоззрения философия отличается тем, что относится, в первую очередь, к научной сфере общественного сознания, а внутри нее имеется специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества. Сущность философии мелиорации заключается в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир – природа», а точнее, «человек – мелиорации». Она выступает в двух аспектах: во-первых, как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и, во-вторых, как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности в мелиорации. Именно на этом основано разделение большого числа функций философии мелиорации на две группы: мировоззренческие и методологические.
Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека, определенных социальных групп и общества, их убеждений, идеалов, ценностных ориентаций, социально-политических, нравственных, эстетических и религиозных принципов познания и оценок. Наличие мировоззрения является показателем зрелости не только личности, но и социальных групп, общественных организаций. Субъектом мировоззрения являются и личность, и социальная группа, и общество в целом. При этом человек в своем индивидуальном развитии становится личностью только тогда, когда у него формируется определенное мировоззрение, вне которого он еще не есть личность в собственном смысле слова. Надо ввести понятие мелиоративное мировоззрение. Доминирующее место среди мировоззренческих функций философии мелиорации в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии занимает гуманистическая функция.
Именно философия помогает человеку осмыслить жизнь, найти ее смысл, и укрепить свою веру. Как подчеркивал известный русский философ В.С.Соловьев, сокровища непосредственной жизни имеют цену лишь тогда, когда за ними таится безусловное содержание, когда над ними состоит безусловная цель. Потеря высших человеческих ориентиров в жизни может привести к самым отрицательным последствиям. По В.С.Соловьеву, «безусловно необходимы для жизни человеческой убеждения и воззрения высшего порядка, т.е. такие, что разрешали бы существенные вопросы ума, вопросы об истине сущего, о смысле или разуме явлений, и вместе с тем удовлетворяли бы высшим требованиям воли, ставя безусловную цель для хотения, определяя верховную норму деятельности, давая внутреннее содержание всей жизни… Такие общие воззрения существовали и существуют, и притом в двух формах: религии и философии».
Безусловно, борьба противоположностей – основа всякого бытия и мысли и конечно же философии мелиорации. В природе и в социальной жизни происходит вечное движение, все течет и изменяется. Непостоянна даже река, в которую дважды входишь. В процессе вечного движения и перемен бытие незаметно переходит в небытие и наоборот. Однако, мелиорация, как одна из древнейших областей человеческой деятельности, зародившись в Египте, в Индии, Месопотамии (в речных цивилизациях) в 5-3 тысячелетии до н. э., тесно связана с мироощущением, для которого характерен дуализм в понимании мира, сводящий целое к единству и борьбе двух начал, которые отражаются и в двойственном характере царской власти, и в противопоставлении черной земли и белого песка пустыни, как например в Египте и подчиняются двум принципам магического (иррационального) мироощущения: воплощают предметы и явления, а речь упорядочивает их.
Именно в рамках этого мироощущения функционирует в Египте своеобразная картина мироздания: бесконечная водная пучина окружает твердь мироздания; на Земле эти воды принимают форму морей, они наполняют небесный свод, по которому прокладывают свой путь звезды, они питают русло подземной реки (по ночам солнце плавает по ней с запада на восток) и каждый год заново омывает землю, разливаясь по ней паводком Нила. Этот океан, этот мир тьмы заполняет все пространство Вселенной до тех пор, пока солнце Атом-Ра не поднимется над ней, оттеснив назад густой мрак. Египтяне, отражая единство мира, свою гармонию с природой на основе ирригации, как преобразующей мелиоративной деятельности человека пели хвалебные песни реке Нилу, богу Нила Хапи и солнцу, как животворящим силам природы.
Слава тебе, Нил, приходящий,
чтобы оживить Египет!
Орошающий пустыню далеко от воды,
Владыка рыб и птиц, творец зерна
И травы для скота, приносящий
Хлеб и пищу всякую.
Если он медлит, жизнь прекращается
И люди гибнут.
Когда же он приходит, земля
Ликует и все живое в радости.
О солнце.
Когда ты заходишь на западе – земля
Погружается во тьму, подобную смерти.
Во мраке выходят из своих логовищ
Хищные звери и выползают ядовитые гады
Когда ты восходишь на востоке – гонишь
Мрак и вся земля торжествует. От лучей
Твоих оживают растения на полях. Птицы
Взлетают из гнезд и поют тебе хвалу,
Сияние твое проникает в глубины вод, и
На поверхности реки плещутся рыбы. Люди
Просыпаются, поднимают руки к тебе
И принимаются за работу.
Философия мелиорации отражает это единое целое человека с природой, эту системосозидающую гармонию воздействия человека с природой на основе преобразующей мелиоративной деятельности человека, не нарушающей баланс космоса и мира людей. В Месопотамии как и в Египте, человек сталкивается с теми же самыми великими космическими ритмами: смена времен года, неизменное движение солнца, луны, звезд, но он находил здесь также и элементы силы и насилия, которых не было в Египте. Тигр и Евфрат не похожи на Нил: они могут разливаться порывисто и непредсказуемо, разрушая дамбы, затопляя посевы. Здесь дуют знойные ветры, засыпающие человека пылью и грозящие удушить его. Здесь идут проливные дожди, обращающие твердую поверхность земли в море грязи и лишающие человека свободы передвижения; всякое движение застопоривается. Здесь, в Месопотамии, природа не сдерживает себя, во всей своей мощи она сокрушает и попирает волю человека, дает ему почувствовать во всей полноте, сколь он ничтожен. Дух месопотамской культуры отражает сокрушающую силу природы. Окруженный такими силами человек видит, как он слаб, с ужасом осознает игру чудовищных сил. Его бессилие вызывает в нем осознание трагических возможностей. Ирригационные работы в таких условиях приобретают особо важное значение, чтобы на основе мелиорации, не только выжить в столь суровых условиях, но и сохранить единое целое с природой.
В средней Азии и Армении обнаружены следы ирригационных сооружений 4-2 тысячелетия до н. э.. На территории Нидерландов защита земель от затопления начата около 2 тысяч лет до н. э.. В период расцвета Древнего Рима была предпринята попытка осушения Понтийских болот (Причерноморье). Осушение заболоченных земель осуществлялось в Древней Руси (Новгородском, Владимирском и др. княжествах). В начале 18 века проводились осушительные работы в связи со строительством Петербурга и освоением берегов Финского залива. Огромные объемы мелиоративных работ были выполнены в 19 веке в Индии, Египте, США и странах Западной Европы.
На протяжении многих столетий, начиная с эпохи рабовладения, значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, от власти, от продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным и физически, и духовно. В.С.Соловьев проанализировал это положение человека в разные исторические эпохи и показал роль философии в его духовном освобождении. Итак, он спрашивает: что же делала философия? И отвечает: «Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровений истинного Божества…
Она делает человека вполне человеком… Философия, осуществляя собственно человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному, и материальному началу, вводя и то, и другое в форму свободной человечности. Так вот, если кто из вас захочет посвятить себя философии, - говорил он в своей лекции в 1880 году в Санкт-Петербургском университете, - пусть он служит ей смело и с достоинством, не пугаясь ни туманов метафизики, ни даже бездны мистицизма; пусть он не стыдится своего свободного служения и не умоляет его, пусть знает, что, занимаясь философией, он занимается делом хорошим, великим и для всего мира полезным».
В мировоззренческом аспекте гуманистическую функцию философии мелиорации составляют: «улучшение, регулирование, восстановление, сохранение, преобразование, каждый вид воздействия на природный объект отражает действительную реальность. Наиболее частое применение понятий «улучшение» и «изменение» представляется обоснованным. Действительно, в процессе мелиораций осуществляется изменение реально существующих на момент воздействия характеристик объекта (земли – почвы, земли – грунта, вод и водных объектов, микроклимата, ландшафтов и др.). Это происходит в случаях, когда мелиорации направлены на улучшение, восстановление или регулирование потребительских свойств объекта. С другой стороны, улучшение может быть достигнуто за счет изменения, преобразования или регулирования (65. С.25).
В само понятие мелиорация заключен гуманистический смысл. Нужно согласиться с таким определением, что «…Мелиорация – это деятельность, обеспечивающая целенаправленное улучшение или сохранение потребительских свойств компонентов окружающей среды».
«Мелиорации природной среды вызваны социальными потребностями общества и имеют своей целью улучшение условий природопользования или улучшения качества окружающей природной среды для проживания или отдыха населения. В ряде случаев мелиоративные мероприятия проводятся в природоохранных целях или направлены на улучшение экологического состояния среды. Отметим, что всякое воздействие, в том числе и мелиоративное, если его интенсивность превышает обычные естественные пределы для данного объекта, нарушает сложившееся экологическое равновесие протекающих в нем процессов. Мелиоративное воздействие создает эффект действия подобно лекарству или стимулятору на живой организм и может превышать интенсивность обычных природных явлений и процессов. Кроме этого, мелиоративное воздействие усугубляется интенсивным использованием природного потенциала, земли, водных и других компонентов среды. Это, безусловно, вызывает ответную реакцию среды» (62. С.3). Рассмотрим и проанализируем в связи с этим принцип материального единства мира.
К проблеме отчуждения человека и роли в преодолении этого отчуждения обращались многие философы 20-го столетия. Одним из них был немецко-французкий мыслитель А. Швейцер. Он видел в развитии цивилизации не только положительные стороны, но и многие негативные моменты. На человека, писал он, стало отрицательно действовать все убыстряющееся движение социума, резкое усиление темпов развития общественной жизни. Изменился, как он считает, весь образ жизни человека. В течение двух или трех поколений довольно многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди. Ставшая обычной сверхзанятость современного человека во всех слоях общества, констатировал он, ведет к умерению в нем духовного начала.
Для работы в оставшееся время над самим собою, для серьезных бесед или чтения книг необходима сосредоточенность, которая нелегко ему дается. Абсолютная праздность, развлечение и желание забыться становится для него физической потребностью. Не познания и совершенствования ищет он, а развлечения – и притом такого, какое требует минимального духовного напряжения. Бездумье стало для человека второй натурой. Ведя разговоры с себе подобными, он следит за тем, чтобы придерживаться общих замечаний и не превращать беседу в действительный обмен мыслями.
Он не имеет больше ничего своего и даже испытывает в некотором роде страх, что от него может потребоваться это свое. Постоянная спешка, интенсификация совместного труда приводит к тому, что мы, беспрестанно и при самых разнообразных условиях встречаясь друг с другом, держимся отчужденно по отношению к себе подобным. Обстоятельства нашего бытия не позволяют нам относиться друг к другу, как человек к человеку. Мы, в конечном счете деградируем. В числе факторов, ведущих к духовному оскудению личности, находятся: рост специализации во всех сферах человеческой деятельности (в производстве, науке, управлении), усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественно-научного знания, растущее влияние этой безликости на личность человека и т. п. Техницизм и сциентизм подчинили себе мировоззрение, философию, которая все больше становится лишенной этического начала. Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к тоталитаризму, подавляет человека, ведет к конформистской личности и тоже негативно действует на философию.
Результатом всего этого явилась мировая война, потрясающая основы всего человеческого бытия. Философия, указывает А. Швейцер, занималась в эти десятилетия всем, только не культурой. Она, не взирая ни на что, продолжала тратить усилия на выработку рационалистического всеобъемлющего мировоззрения в уверенности, что поможет решить все проблемы. Философия не задумывалась над тем, что мировоззрение, зиждущееся только на истории (политике) и естественных науках и соответственно лишенное таких качеств, как этичность, всегда будет оставаться «немощным» мировоззрением, которое никогда не сможет породить энергию, необходимую для обоснования и поддержания идеалов культуры. « В итоге философия так мало уделяла внимание культуре, - отмечает А. Швейцер, - что даже не заметила, как и сама вместе со своим временем все больше сползала к состоянию бескультурья. В час опасности страж, который должен был предупредить нас о надвигающейся беде, заснул».
Одним из важнейших противовесов негативным тенденциям в обществе, ведущим к его дегуманизации, является, по А. Швейцеру, философия, причем не всякая, а та, которая наполнена глубоким этическим содержанием. Мировоззренческие идеи « заключают в себе все, - говорит он, - что мы можем думать и предполагать о смысле нашего существования и назначении человечества; они дают нашему бытию направление и сообщают ему ценность». Исходя из уроков прошлого, А. Швейцер заявил: «Для общества, как для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования». Таково существо гуманистической функции философии мелиорации.
Следующей мировоззренческой функцией философии мелиораций является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпритаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале.
Социально-аксиологическая функция в философии мелиорации проявляется из интереса общества к мелиорациям и связана с цикличностью засух и неурожаев. «Осознанность общества в необходимости мелиорации приходила из понимания невозможности производства ряда необходимых человеку продуктов без применения орошения (риса, хлопка и др.). Осознанность приходила из реальных примеров увеличения продуктивности земель при орошении или из необходимости иметь леса как объекты обитания. Самосознание общества приходило и в тех случаях, когда его существование не могло быть обеспечено без проведения затратных мелиоративных работ».
Изначально мелиорации являются производной социальных потребностей общества в продуктах питания, чистой воде, сырье, комфортных условиях жизни и отдыха. Вместе с тем социальная сфера, дав мелиорациям жизнь, требовала, требует и будет требовать впредь как можно больше отдачи от средств, вложенных в ее развитие.
Сами по себе мелиорации являются средством для улучшения среды обитания, социальны, т. е. представляют социальную ценность. Мелиорация земель, вод и водных объектов, лесов и климата являются мощными факторами социального развития регионов. К примеру, не управляемые средствами мелиораций реки, могли изменить и не раз изменяли свое русло, оставляя без воды одни города и населения и, наоборот, разрушая другие или создавая условия для развития третьих (примеры: Терек, Аму-Дарья, Сыр-Дарья и др.).
Коснемся лишь одного момента – общественного идеала. Вопрос об этом оказывается тесно связанным с вопросом о характере взаимоотношений философии и политического режима. На первый взгляд, кажется, будто здесь имеются однозначные отношения: философия есть причина, а политическая идея и политический режим - следствие.
Оснований для такого вывода немало. Действительно, в философских концепциях прошлого, начиная от Платона и Аристотеля, вплоть до Фихте, Гегеля, Маркса, и в концепциях многих современных философов мы находим в качестве составной части систему взглядов на государственное устройство с довольно-таки подробными рекомендациями для практических политических действий (так, Платон в своем учении о государстве рекомендовал упразднить частную собственность и семью, Фихте призывал в целях достижения социальной гармонии и обеспечения социального равновесия осуществить систему широко организованного и бдительного полицейского надзора). Однако наличие в этих философских системах тех или иных учений о государственном устройстве столь же мало говорит о полной выводимости таких взглядов из философской онтологии, гносеологии или даже из социальной философии, сколь и их учения об устройстве (или структуре) организма животного, имевших место у философов вплоть до первой половины 20-го века. Как в последнем случае наличие «натурфилософии» объясняется неразвитостью теоретической сферы биологии и в то же время необходимостью умозрительного решения конкретных проблем, так обстоит дело и с вопросом о разработке представлений о конкретном устройстве государства: эта задача юридической науки и специалистов политиков (в наши дни соответствующая наука получила название политологии).
Но дело даже не столько в уровне развития частных наук об обществе, сколько в том, что в рамках философии нет строголинейного, однозначного соотношения между отдельными ее частями. А содержание отдельных философских систем, как бы не казалось оно логичным и стройным, фактически нацелено на те или иные мировоззренческие проблемы (философия есть совокупность ответов на эти вопросы). Но поскольку эти проблемы относительно самостоятельны (например, проблема смысла жизни и, с другой стороны, вопрос о соотношении сущности и явления в материально-предметном мире), постольку и между частями философского знания может существовать и зачастую существует неоднозначная связь. В результате одна и та же система взглядов на мир в целом может сочетаться с разными трактовками в сфере социально-философской, а тем более с концепциями, находящимися вообще за пределами философии.
Неоднозначность связи свойственна не только отдельным частям философского знания, но и отношению философии к другим общественным наукам, например, политологии. Известно, например, что марксизм как политэкономия был принят не только В.И.Лениным, но многими другими политическими деятелями, в числе которых был Г.В.Плеханов; политические же выводы из марксизма у Ленина и Плеханова, т.е. политологические построения, были различными. Если теперь взять философию, то с политэкономией К.Маркса оказались связанными и диалектический материализм, и эмпириомонизм, и неокантианство.
Из сказанного вытекает, что нет одной лишь дороги от философии к политике. Философская система, базирующаяся на материализме и диалектике, столь же мало несет ответственность за тот или иной политический режим, сколь и философия Ф.Ницше или М.Хайдеггера – за установление фашистского режима в Германии в 30-х годах нашего столетия.
Уже вначале 20-го века в отечественной философии была осознана необходимость размежевания философии и теории государственного устройства. Важный вклад в прояснение этого вопроса внес глава московской школы философии права П.И.Новгородцев. Он писал, имея в виду задачи (или функции) философии: «В содержание общественной философии вовсе не могут войти ни построения абсолютно гармонических «последних» состояний, ни представления о переходе к этим сверхприродным нормам жизни. Общественная философия должна указать путь к высшему совершенству, но определить этот путь она может лишь общими и отвлеченными чертами. В этом могут признать ее неполноту и границы; но прежде всего она сама должна с ясностью представить себе эту границу, чтобы не впасть в недоразумения и ошибки».
Функции философии, по П.И. Новгородцеву, состоят лишь в разработке общественного идеала, который и может быть положен затем в основание самых разных конкретных представлений о государственном устройстве. «Оставаясь на почве чисто философского анализа, далее этого определения идеала как вечного требования идти нельзя». «Философское разрешение этой проблемы не может иметь в виду указания конкретной программы действий». Общественный идеал, как отмечал П.И.Новгородцев, имеет свои корни в живой человеческой личности. Этот идеал устанавливается философией в связи с основной нравственной нормой, каковою является понятие личности в ее безусловном значении и бесконечном призвании. «В силу безусловного своего значения личность представляет собой ту последнюю нравственную основу, которая, прежде всего, должна быть охраняема в каждом поколении и в каждую эпоху как источник и цель прогресса, как образ и путь осуществления абсолютного идеала.
Никогда не должна она быть рассматриваема как средство к общественной гармони; напротив, сама эта гармония является лишь одним из средств для осуществления задач личности и может быть принята и одобрена лишь в той мере, в какой способствует этой цели». В данном утверждении нет никакого противопоставления личности обществу. Наоборот, такое противопоставление будет в том случае, если исходить из абстрактных, произвольных представлений об «интересах общества», помогающих интересам стремящейся властвовать личности. Если исходить из конкретного рассмотрения личности во всей полноте ее нравственных определений, то в ней тогда обнаружится и стремление к общему и сверхиндивидуальному. Тогда открывается возможность и установить связь отдельных лиц между собой, и вывести основания общественного идеала. Общество – это не нивелировка личностей, но именно связь различий. Личность находит в обществе не простое повторение своих жизненных задач, а восполнение своих сил в стремлении к идеалу. Жизнь ее колеблется между двумя полюсами, - стремлением к индивидуальному самоутверждению и тяготением к безусловному и сверхиндивидуальному. Из понятия личности вытекают не только ее притязания, но и ее обязанности, и, прежде всего, ее обязанность солидарности и единства с другими. Н.П.Новгородцев указывает: «безусловный принцип личности с необходимостью приводит к идее всечеловеческой, вселенской солидарности… Общественный идеал можно определить как принцип свободного универсализма».
В этой формулировке общественного идеала содержится гораздо более смысла, чем в иных конкретных планах. «Здесь нет картины законченного счастья, нет осуществленной гармонии душ, но зато даны вечные предуказания, намечающие путь для бесконечных стремлений. Это – идеал не только демократический, но и вселенский, идеал общечеловеческого объединения и всемирного равенства и гражданства».
Рассмотрение взглядов П.И.Новгородцева на проблему общественного идеала позволяет нам достаточно четко уяснить проблему общественного идеала, позволяет нам достаточно четко уяснить себе то значение, какое имеет философия для индивида и общества в своем социально-аксиологическом аспекте.
В рамках социального идеала разрабатывались в разные эпохи нормативно-правовые аспекты в области мелиораций. Например: «Один из наиболее древних законов, регулирующих мелиорации земель, прописан в кодексе законов вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). За нарушение правил пользования водой, по этому закону, виновный мог быть обращен в рабство и даже казнен. Каралось небрежное укрепление валов, прорыв плотин, затопление участков соседа.
Клинописный «Календарь землевладельца» (2000 лет до н.э.) определяет: «зорко следить за состоянием плотин, рвов и запруд, чтобы, когда ты затопишь поле, уровень воды не поднялся слишком высоко. Когда ты спустишь воду, следи за тем, чтобы пропитанная водой земля сохранила нужное плодородие». Отсюда, в рамках этого общественного идеала возникли ситуативные технологии, а также профессиональные технологии, основанные на определенном способе производства.
Выход за рамки традиционной оппозиции «организм – среда», характерный для классической мелиорации, способствовал изучению новой оппозиции «естественное – искусственное». В результате появляется понятие социальный аспект мелиорации (понятие социальная экология было предложено в 20-х годах 20-го века Р.Парком и Э.Берджессом). Социальная мелиорация изучает структуру функционирования объектов особого типа, т.е. объектов «второй» искусственной среды обитания человека. С развитием социума роль искусственной среды обитания постоянно возрастает. Преобразующая технология вторгается в естественные процессы и видоизменяет их в соответствии с потребностями человека, замещая естественные элементы среды искусственными. Такой техницизм основывается на антропоцентристском взгляде на природу как на нечто, подвластное воле человека.
К концу 20-го века искусственно созданная человеком техносфера стала сопоставима с биосферой Земли: так, уже известно, что масса всех искусственно созданных человеком предметов и живых организмов (техномасса) значительно превосходит естественную биомассу. Подобная деятельность человека обострила проблемы экологии, а в ее контексте проблемы мелиорации – они приобрели глобальное измерение. Совокупная человеческая деятельность способна теперь коренным образом подорвать природное равновесие биосферы и тем самым привести к гибели человеческую цивилизацию. Глобальные проблемы современности и новые социокультурные детерминации изменяют те парадигмальные установки, которые традиционно конструировали и определяли содержание картины мелиоративной и экологической реальности. Решение проблемы мелиоративной безопасности сегодня – в начале 3-го тысячелетия – показывает, что в качестве доминирующих парадигм должны быть избраны такие, например, как «чувство глобальности» (А.Печчеи), «витальная ценность» (Ортега-и-Гассет) и другие элементы нового гуманизма, составляющие контекст современного цивилизационного процесса. Именно они призваны уже в новых социальных реалиях сформировать системное мелиоративное и экологическое мышление и иерархию функционирующих в обществе ценностей – регуляторов целенаправленной индивидуальной и массовой деятельности. В развитии социума подобные ценностные установки определяют уровень (экологической) мелиоративной культуры, когда субъект на основе выбора соответствующих парадигм способен создавать приоритетные социокультурные программы, обеспечивающие нормальное развитие системы «природа – общество», ее закономерную коэволюцию, правильно оценивать, моделировать и решать возникающие проблемы.
С конструктивно-ценностными задачами философии мелиораций переплетаются и составляют единство задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретации и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводит к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворенность субъекта объектом, желание его изменить. Философия мелиораций по своему существу, «рожденная противоречиями действительности, стремясь теоретическим путем вскрыть, разрешить эти противоречия, всегда несет в себе критический заряд… Даже тогда, когда философ (Спиноза, Гегель) говорит о разумности мира и призывает к примирению с действительностью, даже тогда, когда он, как, например, Шопенгауэр или буддисты, стремится уйти от земных тревог и проповедует нирвану, он непременно, исходя из своего понимания истины и пути к ней, начинает с критики – с опровержения иных, на его взгляд, неверных представлений, господствующих среди людей и приобретающих силу предрассудка… Основой и сущностью критической работы философа является обнаружение и раскрытие противоречий, несоответствия между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится новым этапом развития мировой истории… Критикуя идеи старого мира, философ критикует – вольно или невольно – сам этот мир».
Одной из функций философии мелиораций является культурно-воспитательная функция. Знание философии мелиораций, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия мелиораций способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления, она динамизирует теоретические и эмпирические понятия науки с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.
Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся частнонаучную информацию, философские категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода. Диалектически развитое мышление, не допуская формальнологических противоречий, всегда стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком пути выявляет свой творческий, антидогматический характер.
В этой связи интересны соображения, изложенные Э.В. Ильенковым в работе «Об идолах и идеалах». Воспитание догматика, отмечает он, состоит в том, что человека приучают смотреть на окружающий мир как на резервуар примеров, иллюстрирующих справедливость той или иной абстрактно-общей истины, тщательно оберегают от соприкосновения с фактами, говорящими в пользу противоположного взгляда. Обратная сторона догматизма – скепсис. Догматизм и скепсис – две взаимно провоцирующие позиции, две мертвые и нежизнеспособные половинки, на которые неверным воспитанием разрезается живой человеческий ум. Отношение к противоречию является точным критерием культуры ума. Для подлинно культурного в логическом отношении ума появление противоречия – сигнал появления проблемы, неразрешимой с помощью строго заштампованных интеллектуальных действий, сигнал для включения мышления – самостоятельного рассмотрения вещи, в понимании которой возникла антиномия. И ум с самого начала надо воспитывать так, чтобы противоречие служило для него не поводом для истерики, а толчком к самостоятельной работе, к самостоятельному рассмотрению самой вещи, а не только того, что о ней сказали другие люди. Учить диалектике – значит учить умению строго фиксировать противоречие, а затем находить разрешение на пути конкретного рассмотрения вещи, действительности, а не путем формально-словесных манипуляций, замазывающих противоречия, вместо того чтобы их решать. Диалектике надо учить. Показывая, как целесообразно строить педагогический процесс в школе, чтобы ученики овладевали диалектикой, Э.В.Ильенков справедливо считает, что диалектика вовсе не таинственное искусство, свойственное лишь зрелым и избранным умам, и что диалектику можно и нужно воспитывать с детства.
Формирование диалектического мышления в мелиоративной науке есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скептиса (и в данном смысле – скептиса). Сомнение является одним из активных средств научного поиска.
Сомнение, критичность и самокритичность не являются антиподом веры или твердости убеждений в правильности чьей-то (или своей) позиции. Наоборот, философия мелиорации дает прочное общеметологическое и гносеологическое основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодолении ошибок, заблуждений, в получении более полных, глубоких, объективных истин.
Философия мелиораций дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации. Наряду с уже рассмотренными функциями философия мелиораций имеет еще отражательно-информационную функцию. Одна из главных задач философии мелиораций – разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия мелиораций есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация концентрируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение о бытии как таковом и диалектике бытия), теория познания, социальные аспекты философии мелиорации, философские проблемы частных наук, история философии мелиораций. В нашем учебном пособии содержится информация по важнейшим проблемам философии мелиораций. Таковы основные мировоззренческие функции мелиораций: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и отражательно-информационная.