Движущие силы становления человека
Мы уже видели, что мифологическо-религиозная точка зрения на человека изначально рассматривает его в развитом современном виде. Библия рассказывает о божественном творении тела человеческого – Адама – из праха земного, после чего в эту телесную оболочку Бог вдохнул жизнь. И стал человек человеком со всеми своими членами и речью (языком). Язык человека – это божественный дар. Адам еще до сотворения Евы дает по распоряжению Бога имена всему сотворенному: "Нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым" (Бытие, 2: 20).
Первоначально, говорит Библия, на земле существовал один язык и одно наречие. Но люди возгордились и решили заглянуть на небо, построив до небес башню. Бог решил не допустить такого святотатства и смешал язык их так, "чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон" (Бытие, 11: 7-8). Следовательно, и все другие языки, помимо первоначального, были даны Богом.
По мнению Демокрита, люди изначально имели разум. Однако языка у них не было. Первоначально они вели беспорядочный и звероподобный образ жизни. Действуя каждый сам по себе, в одиночку, они выходили на поиски пищи. Но опыт и нужда заставили людей объединяться ради совместной пользы. Вследствие этого они стали вырабатывать знаки, а затем и язык, который "вначале был бессмысленным и нечленораздельным", но постепенно "в общении друг с другом стали устанавливать словесные символы относительно каждой вещи, и, таким образом, они создали сами себе привычную речь обо всем существующем". Многообразие языков Демокрит объясняет тем, что первые сообщества людей возникли не в одном каком-то месте, а "по всей обитаемой земле", и каждая людская группа "составляла слова как ей пришлось" [2. Т. 1. Ч. 1. С. 343-344].
Естественнонаучная точка зрения на эволюцию человека упирается в весьма сложный вопрос, который не решен до сих пор: как возникла жизнь на земле? Если земля спонтанно породила из неорганической материи материю органическую, то немедленно возникает теоретическая трудность: могут ли низшие формы материи, подчиняющиеся механическим законам, эволюционировать в более высокие, где действуют уже законы немеханические? Если даже принять на веру такую возможность, то где доказательства, что эта возможность превратилась в действительность? Если без доказательств согласиться, что на земле естественным путем появились простейшие одноклеточные организмы, то каким образом, по каким причинам, в силу какой необходимости, при каких условиях и т.д. они усложнялись до тех пор, пока не появились высшие животные и человек? Вопросов много, по настоящему доказательных ответов нет. Конечно, наука накопила много материала, опираясь на который, используя логические рассуждения, можно более или менее научно ответить на поставленные вопросы. Однако ответы все-таки будут не строго доказанными.
Трудности научного познания происхождения жизни и самого человека дают много материала для различных мистических, околонаучных, религиозных, спиритуалистических и т.д. спекуляций. Но все они не только не разрешают интересующих человека вопросов, но все больше заводят его (человека) в дебри мистики, не поясняющей, а только запутывающей суть дела.
При всех недостатках естественнонаучной точки зрения на человека, на его происхождение и сущность, именно она является наиболее плодотворной, заставляющей человека исследовать свой собственный путь становления и развития.
Не дело философии отвечать на вопросы о возникновении жизни и человека. Это задача естественных наук. Но и философия может внести свой вклад в их решение тем, что она предлагает свое мировоззренческое и методологическое основание.
Выше уже отмечалось, что эволюция рода человеческого продолжалась миллионы лет. Антропология располагает фактическими данными об определенных этапах становления человека: от какого-то весьма удаленного от нас во времени предка через австралопитека – неандертальца – к кроманьонцу и современному человеку. При анализе этого пути возникает вопрос: создан ли человек Богом или он (человек) создал себя сам. Первый ответ, как уже говорилось, нисколько не подвигает человеческую мысль вперед. Он прям, как стрела, и не может удовлетворить пытливый человеческий ум. Второй ответ заставляет человека размышлять, искать пути научного объяснения явления "человек".
Поставим вопрос так: в чем состоит существенное отличие человека от животных? Мы можем ответить, что, во-первых, между человеком и животным (приматом) имеется много внешнего и внутреннего сходства. Не случайно медики, прежде чем применять лекарства на людях, апробируют их на обезьянах и других животных. Говорят, что ключ к анатомии человека лежит в анатомии обезьяны. Анатомическое строение и физиологические процессы человекообразных обезьян такие же, как и у человека. Иначе говоря, биологически обезьяна и человек тождественны.
Во-вторых, все же человек – не обезьяна. Отличие между ними заключается не только и не столько в том, что человек есть существо разумное (зачатки мышления можно отметить и у обезьян), сколько в том, что человек есть существо трудящееся, создающее искусственные орудия производства с целью осуществления своих интересов. Но и животные трудятся и в ряде случаев могут использовать орудия труда. Так что приписывать только человеку способности к труду нет никаких оснований.
На первый взгляд может показаться, что эти и другие приведенные факты являются сильнейшим аргументом против трудовой теории становления человека. На самом же деле они лишь усиливают ее, утверждая преемственность труда, идущего от животного к человеку. Труд животного – это инстинктивный, "животный" труд, направленный на удовлетворение животных потребностей, на поддержание и сохранение жизни индивида и рода. Паук плетет паутину, чтобы посредством ее ловить насекомых, употребляемых им в пищу; бобер строит плотину, чтобы выжить и т.д. В процессе эволюции существо, превращающееся в человека, от случайного употребления природных орудий труда (кости, камни, палка и т.д.) перешло постепенно к изготовлению орудий труда с определенной целью. Накапливаемый опыт закреплялся в форме навыков и первоначальных "животных" знаний. Затем был осуществлен переход к изготовлению орудий труда для изготовления других орудий труда.
Первоначально дикарь-человек употреблял орудия труда инстинктивно, "по-животному". Позже – на основе заранее составленного плана. Так, процесс производства, в конце концов, превратил далеких предков в человека. В процессе трудовой деятельности постепенно формировалась рука как орудие орудий. Животное-человек становился на задние конечности, приобретая вертикальную походку. Одним словом, можно сказать, что в процессе труда человек создал себя сам.
Жизнь дикарей в диких же условиях требовала совместных действий. Появилась потребность в их согласовании. Это вынуждало далеких предков человека общаться между собой. Сначала это достигалось благодаря различным естественным звукам, которые постепенно превратились в членораздельную речь. Так появился язык, который, с одной стороны, есть продукт трудовой деятельности, а с другой – сам способствовал этой деятельности, поскольку позволял обмениваться знаниями. Вместе с языком появляется человеческое сознание. Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь способствовали дальнейшему развитию мозга. И наоборот, развивающийся мозг содействовал усовершенствованию процесса труда и речи.
Большое значение для становления человека имел переход дикаря-человека от растительной пищи к животной. Библия отмечает вегетарианский период жизни людей. Адаму, находящемуся в Эдеме, Бог разрешает пользоваться плодами деревьев. Даже изгнав его из рая на землю, Бог разрешил питаться Адаму (и его жене) плодами земледельческого труда, "полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб" (Бытие, 3: 18-19). Однако позже первые люди и Бог переходят на животную пищу. Сыновья Адама и Евы – Каин и Авель – занимались, соответственно, земледелием и пастушеством. Они принесли Богу в дар плоды трудов своих. "И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел" (Бытие, 4: 4-5). И Каин убивает своего брата Авеля, потому что Бог предпочел животную пищу растительной.
Некоторые ученые отмечают, что, возможно, решающим шагом к становлению человека был переход от растительной пищи к мясной, вызванный ухудшением условий жизни в ледниковую эпоху, то есть приматы, в том числе высшие, не были биологически приспособлены к хищническому образу жизни. Появление человека началось с употребления им мяса. Это в свою очередь привело к переходу человека от лесной жизни к степной. Охота на диких животных (крупных) способствовала созданию коллективной жизни людей. Это вело к более интенсивному становлению человека.
Таким образом, можно сказать, что формирование человека осуществлялось двумя взаимосвязанными и дополняющими друг друга путями: биологическим и социальным. Человек есть биосоциальное существо. Его никто не создавал. Он создал себя сам. Человек есть собственное творение.
Заключение. Земной человек – существо космическое, какая бы точка зрения на его происхождение ни принималась. Он включен в механизм космоса, поскольку земля со всем, что существует на ней и в ней, есть космическое тело. Человек не может игнорировать естественных условий своего бытия. Он подчинен естественной необходимости. Этот факт, наблюдаемый еще древними людьми, нашел свое выражение в воззрениях о зависимости человека от внешних ему сил.
Человек есть существо мыслящее, волящее, чувствующее, деятельное. Последнее не могло не отразиться во взглядах человека на себя самого. Сократовский призыв "Познай самого себя" неизбежно ведет к вопросу, что человек может. Оказалось, человек может многое. Он может изменять мир в своих целях и в своих интересах; он может творить добро и совершать зло; он может познавать природу и подавлять ее; он может восхищаться своими соплеменниками и уничтожать их. Человек может совершать как много хороших, так и плохих дел и т.д. И все это находит свое выражение в самых разных теориях, часто противоречащих одна другой, но, тем не менее, отражающих противоречивую разнообразную сущность людей.