Маркс к. «экономическо-философские рукописи

1844 ГОДА». РАЗДЕЛ «ОТЧУЖДЕННЫЙ ТРУД»

Карл Маркс (1818-1883) – немецкий мыслитель, основатель диалектического и исторического материализма, политэкономии марксизма, теории коммунизма, идеолог революционного движения пролетариата.

Он считал, что при капитализме рабочий низведен до положения товара. Результатом конкуренции является накопление капитала в руках немногих. Общество распадается на класс собственников и лишенных собственности. Рабочий становится тем беднее, чем больше богатства производит. Он становится тем более дешевым товаром, чем больше товаров производит. Труд производит не только товары, но и рабочего как товар. Осуществление труда выступает как «выключение» рабочего из действительности.

В этом случае и можно говорить о таком явлении как отчуждение. Оно имеет две стороны: во-первых, в отношении рабочего к продуктам своего труда, и, во-вторых, в самом акте производства. Отчужденность труда сказывается в том, что как только прекращается физическое принуждение к труду, от труда бегут. Труд принадлежит не рабочему, а другому, и сам рабочий принадлежит не себе, а другому.

Вопросы для конспектирования

1. Что собой представляет отчуждение?

2. Каковы формы отчуждения?

3. Что представляет собой самоотчуждение?

4. В какой сфере рабочий свободен?

5. К каким результатам приводит отчуждение труда?

6. Если продукт труда и собственная деятельность рабочего принадлежат не ему самому, тогда кому же?

Источник:Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.42.

МАРКС К. «К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ.

ПРЕДИСЛОВИЕ»

В этой работе обоснованы основные принципы материалистического понимания истории. Правовые отношения, как и формы государства, не могут быть поняты из самих себя. Они коренятся в материальных отношениях. Анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, общественное бытие определяет их сознание. Сознание надо объяснять из противоречий материальной жизни, существующих в обществе.

Развитие общества совершается путем социальной революции, являющейся результатом диалектического взаимодействия производительных сил общества и производственных отношений. Революция – это переход от одной общественно-экономической формации к другой, более прогрессивной. В истории можно выделить ряд формаций, среди которых буржуазной формацией завершается предыстория общества.

Вопросы для конспектирования

1. Какие законы общества сформулированы Марксом в этой работе?

2. Что понимает Маркс под «базисом» и «надстройкой»?

3. Что понимает Маркс под общественно-экономической формацией? Какие формации пережило человечество?

4. В каком случае, по Марксу, наступают социальные революции?

5. Как вы понимаете вывод Маркса, что «буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества»?

Источник:Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.13.

НИЦШЕ Ф. «АНТИХРИСТИАНИН»

Фридрих Ницше (1844-1900) – великий немецкий мыслитель, представитель иррационализма и волюнтаризма, создатель учения о «воли к власти», Сверхчеловеке и нигилизме как радикальной переоценке всех общепринятых ценностей культуры.

Первоначально «Антихристианин» был задуман как начало целого цикла «Переоценки всех ценностей». Однако вскоре Ницше изменил свой план: эта книга стала законченным и самостоятельным явлением. По своему пафосу оно напоминает трагический монолог, в котором герой ставит перед собой задачу – разоблачить страшную и губительную иллюзию перед лицом высшей правды. Мы становимся свидетелями крушения целого мира.

Ницше сталкивает нас напрямую с обратной стороной веры – страшными сомнениями, противоборством, сокрушающим идолов, абсолютным отрицанием, противостоящим абсолютному утверждению. Вера дышит сомнениями, она живет огнем борьбы, поскольку чтобы воскресить Христа, нужно было вновь сотворить Антихриста. Ницше воскрешает дух живой веры, уничтоженный многократными попытками рационализации религиозного чувства. Вступив на этот путь, он вступает в открытое противоборство со всем современным ему миром.

Ницше был не первым критиком религии вообще и христианства, в частности: французские просветители критиковали религию за разрушение природы человека, по Л.Фейербаху, Бог – отделенная от человека его сущность. Ницше критикует христианство за противопоставление «потоку жизни» с ее инстинктами, ослабление личностного начала в человеке.

Вопросы для конспектирования

1. Как определяет Ницше взаимосвязь христианизации духа и состояние упадка в культуре?

2. Какую оценку дает Ницше буддизму и христианству?

3. Какие предпосылки христианства проявились в иудаизме? Как происходила трансформация понятий иудаизма в христианской религии?

4. Как определяет Ницше образ Иисуса Христа? В чем он видит содержание его миссии?

5. Чем было определено дальнейшее развитие христианской идеи? В чем заключаются основные разногласия последующих интерпретаций с первоначальным смыслом учения Христа?

6. Каково значение христианской идеи личного бессмертия?

7. Каковы пагубные последствия влияния христианства на историю и культуру Античности и Возрождения?

Источник:Сумерки богов: Сборник. – М., 1989.

СОЛОВЬЕВ В.С. «ЧТЕНИЯ О БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ»

(ЧТЕНИЯ ДЕСЯТОЕ– ДВЕНАДЦАТОЕ)

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) – русский религиозный философ, основоположник «философии всеединства».

По его мнению, человек и природа имеют смысл только в связи с Богом. Природа, отделенная от него, является мертвым и бессмысленным механизмом без причины и цели. Но и Бог, отделенный от человека и природы, является отвлеченным понятием. Религия есть воссоединение человека и мира с Богом. Однако религиозная вера в Бога не проведена до конца. Современная цивилизация есть вера в человека (гуманизм) без веры в Бога. Обе эти веры сходятся в истине Богочеловечества. Богочеловек (Иисус) является истинным, совершенным человеком и отличается от простого человека не как идеал представляемый, а как идеал осуществленный.

Для В.С.Соловьева христианство – не просто одна из религий, но самая нравственная, но таким христианству еще предстоит стать, когда оно преодолеет внутренний раскол и объединит вокруг себя другие религии. На этом пути христианской Церкви предстоит преодолеть три искушения, через которые прошел Иисус, только в обратном порядке.

Первое искушение – грех духа, чем грешит католическая Церковь, принимающая Иисуса Христа не столько внутренне, сколько внешне. Второе – грех разума, рационализм, на котором основан протестантизм. Третье искушение – меркантилизм, свойственный материализму и эмпиризму и их порождению – социализму и позитивизму. Грядущее общество должно быть свободным согласованием божественного и человеческого начал.

Вопросы для конспектирования

1. Каким предстает перед нами природный мир, отпавший от Бога?

2. Как связаны между собой душа мира, Логос и природный мир?

3. Что меняется в природном мире с появлением человека?

4. Кто такой Богочеловек и чем он отличается от человекобога?

5. Как относится Соловьев к формуле «красота спасет мир»?

6. В чем единство и различие Церкви видимой и Церкви невидимой?

7. В чем заключается, по Соловьеву, путь Богочеловечества?

Источник:Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т.2. – М., 1989.

РАЗДЕЛ V. ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА

ФРЕЙД З. «Я И ОНО»

Зигмунд Фрейд (1856-1939) известен как создатель концепции психоанализа. Наблюдая патологические отклонения в психике пациентов, австрийский врач-психиатр пришел к выводу о наличии в ней особой сферы бессознательного, некоего потаенного резервуара переживаний и влечений, который в принципе не может быть до конца просветлен разумом, и энергия которого во многом определяет поведение человека.

В работе «Я и Оно» З.Фрейд изложил психоаналитическую концепцию структуры психики, рассмотрел проблему бессознательного эротического влечения ребенка к родителю противоположного пола, получившая название Эдипова комплекса, взгляд на роль инстинктов Эроса и Танатоса в психике и жизни человека. Учение З.Фрейда убеждает в том, что хотя бессознательное полностью контролировать невозможно, мы должны стремиться узнать больше о своей психике, учиться сознательно управлять своей жизнью.

Вопросы для конспектирования

1. В чем критерий разделения на сознательное и бессознательное?

2. Каковы основные элементы психики и как они взаимодействуют?

3. Что такое «Эдипов комплекс», какова его роль в жизни человека?

4. Что такое инстинкты Эрос и Танатос, их роль в жизни человека?

5. В чем заключается значение психоанализа для философии?

6. Каковы достоинства и недостатки психоанализа?

Источник:Фрейд З. Я и Оно. – М., 1998.

Наши рекомендации