РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ. Учебник для обучающихся по всем направлениям бакалавриата
ОСНОВЫ
ФИЛОСОФИИ
в вопросах и ответах
Учебник для обучающихся по всем направлениям бакалавриата
и студентов всех специальностей очной и заочной формы обучения
ШАХТЫ
ИСОиП (филиал) ДГТУ
УДК 141(073)
ББК 87.3я73
Р 83
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор
М.М. Шубина;
доктор философских наук, профессор
П.А. Пономарёв
Несмеянов Е.Е.
Р 83 Основы философии в вопросах и ответах: учебник / Е.Е. Несмеянов, А.М. Руденко. – Шахты Изд-во «Феникс», 2015. – 240 с.
ISBN
В учебнике систематизированы знания в области философии от ее возникновения до наших дней. Весь материал кратко и доступно представлен в виде вопросов и ответов. Поэтому он очень легко усваивается и быстро запоминается, что позволяет экономить время и в предельно быстрый срок готовиться к семинарским и практическим занятиям по философии, а также к зачету или экзамену.
Содержание учебника соответствует всем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального. В конце книги приводится глоссарий и рекомендуемая литература.
Для бакалавров, студентов и преподавателей философских дисциплин и всех интересующихся вечными и современными проблемами философии.
ISBN УДК 141(073)
ББК 87.3я73
© Несмеянов Е.Е., Руденко А.М., 2015
Введение
«Пусть никто, пока он молод, не откладывает занятий философией», – призывал знаменитый древнегреческий философ Эпикур(342 – 270 до н. э.). Почему он так считал? Зачем молодым людям нужно изучать философию? Именно с ответа на вопросы «почему», «зачем» и «для чего», на наш взгляд, всегда и нужно приступать к изучению новой области знания. Когда человек знает, как и где он сможет применить с пользой для себя те или иные знания, он начинает видеть смысл в их получении, исчезает формализм в отношении к предмету, ему становится интересно, формируется прочная, позитивно окрашенная внутренняя мотивация.
Изучать философию имеет смысл потому, что ее предмет, возможно, является самым главным из того, что нужно знать, чтобы быть настоящим Человеком. Что же конкретно дает знание философии?
Во-первых, оно дает возможность разобраться и найти наиболее приемлемые и адекватные ответы на вопросы о том, что есть мир, что такое человек, в чем смысл его жизни и каково его место в мире. Что может быть важнее ответов на эти вопросы? Что может быть выше и сложнее ответов на них? Конечно, далеко не каждый будущий специалист в той или иной отрасли знания захочет связывать свою жизнь с философией как профессиональной областью деятельности. Но все равно философские знания об окружающем мире и собственном предназначении в жизни, ему все равно необходимы, поскольку ни одна частная наука не может дать ему такого знания. Философия же может. Российский философ Иосиф Левин (1901 – 1984) сравнивал философию с пляжем, на котором отпадают все условности и приличия, соблюдаемые наукой, где человек может нагишом бросаться в стихию мысли и греться на её солнце.
Во-вторых, философию следует знать потому, что она дает прочную основу для освоения всех других, особенно социально-гуманитарных дисциплин (психологии, социологии, истории, культурологии, естествознания и др.).
В-третьих, даже если большая часть информации курса философии в реальной деятельности будущего специалиста ему не пригодится, философские знания, тем не менее, чрезвычайно расширят его эрудицию и сделают его мышление более гибким, разборчивыми и критичными. Дело в том, что философский тип мировоззрения, в отличие от мифологического и религиозного: а) основан на знании (а не на вере или вымысле); б) является рефлексивным (имеет место обращенность философской мысли на саму себя); в) логичным (имеет внутреннее единство и систему) и г) опирается на четкие понятия и категории. Кроме того, тот, кто успешно осваивает университетский курс философии, как правило получает современное представление о широчайшем круге вопросов: происхождение и сущность бытия; материя (субстанции) и ее формы; сознание, его происхождение и природа; взаимоотношение материи и сознания; бессознательное; человек, его сущность и существование; душа, духовный мир человека; общество и культура; общество и человек; природа; природа и общество; духовная сфера жизни общества; материально-экономическая сфера жизни общества; социальная сфера общества; общественно-экономические формации, цивилизации; перспективы человека, общества; экология, проблемы выживания; особенности познания; влияние познающего субъекта на процесс познания иего результаты; ограниченность и безграничность познания; движение; философские категории; диалектика и ее законы; ценности и многое другое.
Таким образом, изучение философии способствует формированию:
· собственной мировоззренческой позиции;
· абстрактного (научного и философского) образа мышления;
· понимания фундаментальных проблем бытия человека;
· осознания места человека в мире;
· отношения к миру в рамках различных философских школ;
· отношения к общечеловеческим ценностям;
· исследовательской культуры и профессионализма;
· нравственных стимулов профессиональной деятельности;
· предпосылок осознанного самоопределения в жизни;
· ориентиров для поиска ответов на вечные вопросы бытия.
Данная книга будет полезна бакалаврам, студентам и преподавателям философских дисциплин и всем интересующимся вечными и современными проблемами философии.
Желаем успехов в освоении курса истории философии!
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ