Современная теологическая философия
Западную религиозную философию представляют такие фил. школы как, персонализм (Ж.Лакруа. Э.Мунье. Д.Ройс.) христианский эволюционизм (П.Тейяр), неопростестантизм (Э.Трельч, А.Гарнак, П.Тиллих. Р.Бультман.), неотомизм (Ш.Маритен, Э.Жильсон, Р.Гвардини, А. Швейцер и др.).
Главными вопросами, которые находятся в центре внимания этих философских направлений, являются: бытие Бога, как творца всего сущего, бытие человека, как его высшего творения, отношение к Богу, смысл человеческого бытия, его историческая миссия. Вопросы этики, эстетики, космологии, современная теологическая философия рассматривает через призму христианского учения. Развитие европейского гуманизма связано с историей и развитием христианства. Большое внимание религиозная философия уделяет проблемам сочетания веры и разума, науки и религии, возможности синтеза философии, теологии и науки при определяющим влиянии теологии.
Путь обновления религиозной философии современные теологи видят в уходе от абстрактных учений о человеке и обращении к изучению целостной динамики жизни и цивилизации, познании истинных и вечных ценностей. Благодаря такому подходу к задачам философии религиозно-философской доктринь проводимые в жизнь католической церковью, папой Иоанном Павлом 2 стали популярны в 20 веке.
В персонализме основным объектам исследований является творческая субъективность человека.
Персоналисты объясняют все проявления человека через причастность к Богу. Суть человеческой личности, персоны - душа. Именно она концентрирует в себе космическую энергию, отличается самосоэна-тельностью. Персоналисты указывают на опасность таких черт в человеке, как эгоизм и коллективизм, подавляющий индивидуальность личности.
Они призывают выявить истинную сущность человека, возродить его индивидуальность, через понимание себя как неповторимой уникальной субъективности. История и общество развиваются через личность человека. Основной проблемой персонализма является вопрос свободы и нравственного воспитания чеповека. Правильным путем считается стремление человеческой личности к добру, совершенству, идеям которые указывает Бог. Высокая мораль, нравственное и религиозное воспитание - залог построения общества гармоничных личностей. Личность становится главной персоной в процессе коммуникаций, активного диалога с другими людьми. Коммуникация один из основных способов преобразования мира, в котором человек играет главную роль.
Философия неопротестанства сч/тает основной своей проблемой - вопрос познаваемости Бога и своеобразия христианской веры. Познание Бога напрямую связано с самопознанием человека, поэтому учение о Боге выступает в форме учения о человеке. Основная задача философов неопротестанства создание теологии культуры, которая с позиций религии могла бы объяснить все явления жизни, подтвердить роль Бога как первоосновы всего сущего.
Наиболее авторитетное течение современной теологической философии, получившее официальное признание католической церкви - неотомизм. Видными представителями являются Э.Жильсон,
Ж.Миритен, Е.Корет. Его теоретический фундамент составляет философия Фомы Аквинского, в основе которой идеи гармонического единства веры и знания, религии и науки, признание ценности истин разума и веры, и примата теологии над философией. Неотомизм стремится к синтезу материализма и идеализма, к синтезу сциентических и антропологических учений современности.
Современные неотомисты стремятся разрешить противоречия между материей и идеей, гностицизмом и агностицизмом, эмпирической и рациональной формой познания. К основным задачам неотомизма можно отнести: доказательство правильности католической веры и философии, приспособление этой веры к современным условиям, распространение католицизма в массы. Неотомисты создали новый образ человека, который творит свой культурно-исторический мир под Божьим началом.
ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ИСТОРИИ
Проблема бытия - одна из самых главных проблем фил. Термин "быть" в фил. становится категорией онтологии, где речь идет об истинно сущем, едином, гарантирующем миру и человеку устойчивое существование. Бытие как фил. категория обозначает реальность, лежащую за пределами возможности человеческого опыта, а поэтому не зависящую ни от человека с его сознанием, ни от человечества. Бытие - это реально существующая, объективная самостоятельная, вечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Становление философии начиналось с изучения проблемы бытия. Именно попытка понятия сущности бытия была в основе антологии античной, древнеиндийской и китайской философий и лишь затем решались задачи гносеологии, логики и др. проблемы.
Основными формами бытия являются: материальное бытие - существование мат. тел, явлений природы, вещей созданных трудом человека;
идеальное бытие - бытие человека как природного и социального существа;
человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного;
социальное бытие - бытие отдельного человека и бытие общества.
На протяжении всей своей истории люди стояли перед проблемой: либо признать наличие бытия, либо объявить свое существование самодостаточным и не нуждающимся в помощи и покровительстве Абсолюта. Фил., принимая и оправдывая тот или иной выбор, являла себя в истории то как фил. бытия, то как фил. свободы. Фил. бытия обосновала зависимость человеческого существования от вечного и абсолютного: Бог, Разум и т.д. Фил. свободы доказывала, что человек является творцом истории и своей жизни. Проблема бытия то исчезает из фил. рассмотрения, то появляется вновь, - это свидетельство онтологической потребности человека признать нечто, превосходящее и превышающее человеческое существование. Возвращение к теме бытия всегда начинается с вопроса о смысле жизни. Впервые проблема бытия введена в философию античным мыслителем Парменидом (5-4 вв. до н.э.).
В результате кризиса веры в могущество богов Олимпа стали рушится основы и нормы социальной жизни, а человеческом сознании зародились отчаяние и неуверенность в своем будущем. Людям нужна была новая вера как опора в жизни, Философия открытием Парменида попыталась успокоить современников понятием Абсолютной мысли, которая является гарантом надежной и спокойной жизни. Люди снова обрели уверенность в том, что мире все подчинено порядку и необходимости. Под необходимостью Парменид подразумевал Божество, Правду, Провидение, Судьбу, что по определению вечно и неуничтожимо. Абсолютная мысль и есть бытие, а бытие есть мысль, но не субъективная мысль человека, а Логос - космический Разум. Человеческий ум способен познавать только посредством общения с Разумом, который и есть бытие. Человек не открывает истину, истина открывается ему через контакт с бытием. Бытие - свет, который можно увидеть только глазами разума.
В христианской философии истинное бытие - Бог, который творит своей волей и своей премудростью. В отличие от античного Абсолюта, Бог христианства предстает живым и личностным. Человек, созданный по образу и подобию, обладает всеми его чертами и поэтому является существом личностным. Истинная свобода человека - в отказе от собственной воли.
В новое время люди перестали признавать свою зависимость от Бога, они присвоили себе право Творца и стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и несомненное подлинное бытие. Человек оправдал свое право преобразовывать мир. Философия бытия уступила место фил. свободы, центральной проблемой которой стал человек, как начало и причина всего, что случается с ним и миром.
Основоположник фил. Нового времени Р.Декарт сделал мысль бытием, а творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъективным.