Познание как творчество, обеспечивающие его мыслительные процессы и формируемые качественные состояния знания. Сущность и виды творчества.
Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой. Знать что-либо – означает иметь некоторое идеальное представление об интересующем нас предмете. Выделяются обыденные и научные знания. ОЗ не являются результатом профессиональной деятельности и, присущи в той или иной мере любому индивиду. Второй НЗ возникает в результате подготовки. Познание различается по предметам. Познание природы ведет к становлению физики, химии, геологии и т.д. Познание самого человека обуславливает становление гуманитарных и общественных дисциплин. Существует также художественное познании и религиозное познание, направленное на понимание таинств и догматов религии. В познании большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования понятий, законы логики. Также воображение, внимание, память, сообразительность, эмоции, воля и другие способности человека. Следует отметить, что в процессе познания человек использует как чувства, так и разум, Так, органы чувств снабжают разум человека данными и фактами о предмете, а разум их обобщает и делает определенные выводы.Творче.деят- форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Важную роль в Т играют воображение и интуиция. Основной критерий, отличающий Т от производства — уникальность его результата. Результат Т невозможно прямо вывести из начальных условий. Именно этот факт придаёт продуктам Т дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. Виды Т:
1. Художественное — создание новых эмоций (произведения искусства);
2. Научное — создание новых знаний (открытия, теории, публикации);
3. Техническое — создание новых средств и предметов труда (технические усовершенствования, изобретения);
4. Спортивное — достижение новых результатов (рекорды).
Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:
1) Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
2) Инкубация — временное отвлечение от задачи.
3) Озарение — появление интуитивного решения.
4) Проверка — испытание и/или реализация решения.
36. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы.
Истина есть бесконечный процесс, связанный с переходом от неполного знания к знанию все более полному. Этот переход от неполноты к все большей полноте знания характеризуется диалектическим соотношением объективной, относительной и абсолютной истины. В самом общем виде объективную истину можно определить как такое содержание знания, которое не зависит от познающего субъекта (т.е. от человека и человечества). Относительная истина -неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, т.е. зависимость знания от определенных условий, места и времени их получения.Абсолютной истиной можно назвать исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе, знания, которые абсолютны в своей полноте и никогда не могут быть опровергнуты.Абсолютная истина в процессе познания остается идеалом. В процессе познания нельзя забывать, что нет истины вообще, всякая истина конкретна.Истина предстает как одна из возможных характеристик знания (знание может быть истинным, ложным, адекватным, неадекватным, вероятностным, логически противоречивым и непротиворечивым, формально правильным и неправильным, случайным, частным, полезным....).
Проблема истины как возможность достижения достоверного и адекватного знания о действительности по-разному осмысливалась в истории философии. Уже в античности (начиная с Аристотеля)складывается классическая концепция истины, которая в последующем стала доминирующей в теории познания. Это связано с тем, что предложенное понимание истины (классическое) наиболее полно соответствовало целям и сущности как обыденного, так и специализированного научного познания. Стержень классической концепции истины - принцип соответствия знания действительности (понятие действительности трактовалось не только как характеристика того, что является элементом внешнего мира, но и всего того, что имеет место, существует). Основные принципы классической концепции истины: - действительность не зависит от мира знания,
- между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие,
- существуют критерии установления соответствия мыслей действительности,
- сама теория соответствия логически непротиворечива.
37. Сущность и исторические формы науки, ее функции в индустриальном и постиндустриальном обществе.
Наука — особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.Сначала вся история делится на два этапа:
- преднаука (освоение обыденно-практического; здесь мало системности, обоснований и объяснений, все выводы прикладные и рецептурные);
- наука (наряду с индукцией действует дедукция, эмпирическое и теоретическое едины, идет поиск сущности, не совпадающей с явлением, выводы рациональны и общезначимы, есть познание ради себя самого, а не только ради пользы). Основные этапы становления науки:
1) возникновение в Древней Греции (4-5- вв. до н.э.): вычленение науки и придание теоретической формы зачаткам рационально-практических знаний;
2) превращение науки в профессиональную деятельность и социальный институт (16-17 I вв.), становление математического и экспериментального естествознания. Первые академии, научные сообщества и школы. Рост научных коммуникаций: книги, статьи, журналы, хрестоматии, справочники, энциклопедии, учебники.
Далее еще 3 этапа развития науки:
1) классическая наука (17-19 вв.), нацеленная на познание объективного мира;
2) неклассическая наука (конец XIX в. - первая половина 20 в): познание определяется не только объектом, но методами исследования;
3) постнеклассическая наука (возникла в последней трети XX в.): приоритет социально-гуманитарным факторам (экологии) и научной этичности.
Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности.
Проблема, связанная с классификацией функций науки, до сих пор остается спорной отчасти потому, что последняя развивалась, возлагая на себя новые и новые функции. В качестве особой и приоритетной проблемы выделяют вопрос о социальных функциях науки, среди которых чаще всего выделяют три основные: культурно-мировоззренческую; функцию непосредственной производительной силы; функцию социальной силы. Последняя предполагает, что методы науки и ее данные используются для разработки масштабных планов социального и экономического развития.
На этапе индустриального общества (конец XIX- началу XX) приходит один из этапов институализации, когда оформляется профессия научного работника и начинается этап профессионализации научной деятельности. Рост научной информации, дисциплинарная организация науки ставит задачу специальной подготовки субъекта научной деятельности. Происходит соединение науки и образования, которое начинает строиться как преподавание отдельных научных дисциплин. На этом этапе не только научное сообщество, но и общество в целом отчётливо осознаёт экономическую эффективность науки, а прогресс общества во многом начинает связываться с внедрением научных знаний в производство.
Начало третьего этапа в функционировании науки как социального института относится к середине 20 в. Наука всё более напоминает большое производство, создаются научно-производственные комплексы, используется дорогостоящее оборудование, осуществляется государственное финансирование научных проектов и т.д. В связи с развитием высоких технологий меняются формы трансляции знания, возникают новые формы коммуникации между учёными. На этом этапе изменяются нормативно-ценностные ориентации научной деятельности, всё отчётливее обозначается проблема социальной ответственности учёного, а предвидение последствий внедрения научных результатов становится социально необходимым. Взаимоотношение науки как социального института и общества имеет двухсторонний характер: наука получает поддержку со стороны общества, давая ему то, что полезно и необходимо для его прогрессивного развития.
38. Понятие методологии, метода, методики исследования. Система методов научного познания действительности.
Метод (путь исследования\познания) – совокупность правил, приемов и операций практического и теоретического освоения действи-ти. Метод научного исследования -способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций. Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д.
В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического, теоретического. К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент. К методам теоретического уровня причисляют (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др. различают методы:
1) всеобщие -для всех наука и на всех этапах познания;
2) общенаучные -применяться в гуманитарных, естественных и техн. науках;
3) частные – для родственных наук;
4) специальные – для конкретной науки..
Методика: совокупность методов приемов познаниядля достижения какой-то цели.Методология - наука о обо всем этом. Каждая наука имеет свою методологию.
Получение и обоснование знания в науке происходит при помощи научных методов. Такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному,к теоретическим м.Наблюдение, измерение, практический эксперимент относятся к эмпирическим методам. Итак, научное познание представляет собой отношение субъекта и объекта; обладает специфическим языком и включает в себя различные уровни, формы и методы: эмпирическое исследование (научный факт, наблюдение, измерение, эксперимент); теоретическое исследование (проблема, гипотеза, теория). Наука включает в себя компоненты: Субъект науки –отдельный исследователь .Объект науки – предметная область научного познания, Язык науки – специфическая знаковая система – как естественный язык, так и искусственный (знаки, символы, уравнения, формулы и т.п.).Уровни научного познания включает в 2 основных уровня – эмпирический и теоретический.. Важнейшим элементом эмпирического исследования и формой научного знания является факт. (. factum – сделанное,): реальное событие, Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование характеризуетс рациональными формами знания – понятий, теорий, законов. К научным методам относят следующие:
1. Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части и синтез – их объединение в единое органическое целое, а не в механический агрегат. Результат синтеза – совершенно новое образование.
2. Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.
3. Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связано с абстрагированием.
4. Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности.
5. Аналогия – установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами.
6. Моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности – оригинала модели
7. Структурно-функциональный (структурный) метод строится на основе выделения в целостных системах их структуры – совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли относительно друг друга.